Современное состояние и проблемы благоустройства дворовых пространств на территории города Воронежа
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(73)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(73)
Современное состояние и проблемы благоустройства дворовых пространств на территории города Воронежа
MODERN PROBLEMS OF DESIGN OF COURTYARDS IN VORONEZH CITY
Catherine Studenikina
Undergraduate VSTU, Russia, Voronezh
Е. Barsukov
Candidate of Architecture, Professor of VSTU, Voronezh, Russia
АННОТАЦИЯ
Постановка задачи. Комплексный анализ существующих проблем состояния жилых дворов города Воронежа.
Результаты и выводы. Выявление теоретической базы для практической деятельности по функциональному и структурному насыщению реконструируемых придомовых пространств города.
ABSTRACT
Formulation of the problem. Comprehensive analysis of the existing problems of the state of residential courtyards of the city of Voronezh.
Results and conclusions. Identification of the theoretical basis for practical activities on the functional and structural saturation of reconstructed adjoining spaces of the city.
Ключевые слова: Реконструкция жилой застройки, дворовое пространство, реновация территорий, градостроительство.
Keywords: Residential development, courtyard space, territory renovation, urban planning.
Введение Принимая во внимание современную тенденцию к повышению «качества городской среды» в городах России, проблема реконструкции дворовых территорий становится все более актуальной. Мероприятия по благоустройству дворовых пространств в городе Воронеже проводятся в рамках программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Воронеж на 2018 – 2022 годы». Анализируя опыт реализации благоустройства дворовых территорий, можно сделать вывод о том, что большинство проблем остаются нерешенными. В то время как современный стандарт благоустройства обязывает к применению актуальных приемов создания безопасной, доступной, многофункциональной комфортной городской среды.
Целью исследования является создание проектного предложения, отвечающего современным требованиям по реконструкции и благоустройства жилых дворов на территории городского округа город Воронеж. Для реализации поставленной задачи необходимо проведение исследования дворов Воронежа и выявление общих проблем развития территорий. Изучение опыта решения обозначенных проблем в отечественной и зарубежной практике проектирования.
Проблематика состояния жилых дворов. Текущее состояние дворовых территорий города Воронежа характеризуется отсутствием освещения, аварийным состоянием покрытий дорог и тротуаров, наличием устаревшего оборудования, скудным набором функциональных зон и площадок. Однако основной проблемой, с которой сталкиваются пользователи жилых дворов, является парковка автомобильных средств.
Значительная часть жилого фонда города сформирована в период индустриального домостроения. Строительные нормы и правила, введенные в нашей стране впервые в конце 1950-х годов, опираясь на мировоззрение и потребности советского общества, были ориентированы на быстрое строительство массового экономного жилья на свободных территориях. Вместе с тем, в период с 1970 (5,5 машин на 1000 человек) по 2017 год (308 машин на 1000 человек) уровень автомобилизации города вырос в 56 раз. В этой связи, функционально-планировочная структура и предусмотренный состав площадок различного назначения сложившихся дворовых пространств не соответствуют современным потребностям населения.
Исследование зарубежного и отечественного опыта
Стоит отметить, что в странах Европы уже в 1970-х годах начался пересмотр качества городской среды, который отметился созданием соответствующих стандартов благоустройства. В числе первоочередных принципов - приоритет человека как субъекта городской жизни: города заявляют пешеходов главными целевыми группами благоустройства. Автомобилисты же подвергаются ограничениям.
При организации придомовых территорий основополагающим принципом является «двор без машин». Полное исключение доступа автотранспорта в зону жилой застройки достигается за счет развития общественного транспорта и альтернатив автотранспорту (велосипеды, индивидуальный электротранспорт), а также организации больших подземных и наземных паркингов на прилегающих территориях.
Примерами тому служат жилой район Копенгагена — "Орестаде", в новой части Барселоны (рис. 1) и современный жилой комплекс в Москве (рис. 2).
Рисунок 1. Жилой район Копенгагена «Орестад»
Рисунок 2. Современный жилой комплекс в Москве
Регулирование доступа автотранспорта и посторонних лиц в зону дворового пространства достигается устройством пунктов пропуска на территорию.
Ориентируясь на опыт Германии в части реновации панельных домов советского периода (рис. 3) в Москве осуществляется реновации пятиэтажек первого периода индустриального
Примером реконструкции жилого дома путем надстройки этажей и приведения сложившейся застройки в соответствие действующим нормативам градостроительного проектирования является реконструкция четырехэтажной «сталинки» в Савельевском районе Москвы (рис. 4). Мероприятия по реконструкции включали в себя: строительство отдельного подземного индивидуально-теплового пункта, подземного паркинга, замену труб, окон.
Рисунок 3. Опыт реновации панельных домов Германии
Рисунок 4. Реконструкция жилого дома в Москве на ул. Мишина, 32
Вывод
Рассмотренные выше приемы и методы, позволили выявить следующие тенденции, для включения их в проектные предложения по реконструкции дворовых пространств Воронежа:
- вынесение парковок за границы жилых зон;
- устройство подземных парковок;
- разделение площадок на дворовые и квартальные с закрытием доступа в дворовые пространства;
- введение нежилых функций в состав квартала для совместного использования парковок;
Создание комфортной среды дворовых пространств как исторически присущих элементов жилой среды - достаточно сложный процесс, требующий многостороннего анализа условий, факторов и предпосылок их становления и формирования в регионе. Повышение эффективности реконструкции дворовых территорий напрямую связано с совершенствованием градостроительного законодательства, а также разработкой проектного предложения обязательной в каждом конкретном случае.