Статья:

Опыт российского и зарубежного законодательства за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(74)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Мубаракова Я.Э., Шумова Ю.В. Опыт российского и зарубежного законодательства за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 23(74). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/74/55286 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Опыт российского и зарубежного законодательства за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей

Мубаракова Яна Эдуардовна
магистрант Южно-Уральского государственного университета, РФ, г. Челябинск
Шумова Юлия Владимировна
канд. философ. наук, доцент Южно-Уральского государственного университета, РФ, г. Челябинск

 

Семья это основа любого государства, которая является неотъемлемой ячейкой общества. Основная ценность семьи  - дети. Приоритетной задачей государства является забота о детях и их воспитании. Забота о детях и их воспитание накладывается не только на государство, но и на родителей.

Проблема неисполнение обязанностей или ненадлежащие исполнение родительских обязанностей является основной проблемой как России, так в зарубежных странах. В последние годы наблюдается тенденция роста данной проблемы[2,88].

Конвенцией ОНН «О правах ребенка»  определен принцип ответственности обоих родителей в воспитании своих детей, то есть основную ответственность по воспитанию ребенка несут оба родителя.

Стоит также обратить внимание, на то, что еще не все страны подписали Конвенцию о правах ребенка 1989 года, где отмечается, что объектом правовой охраны, а также защиты являются дети.  Например, в США каждый год регистрируется около двух миллионов случаев жесткого обращения над ребенком. По данным США  жертвами сексуального насилия становится каждая 5 девочка и каждый 9 мальчик.

Мерами по защите детей являются определенные действия общества и государства, направленные на защиту их от насилия и жестокого обращения, от их коммерческой эксплуатации. Это общее определение, которое используется различными  организациями, деятельность которых связана с защитой детей. Наиболее важным из этих мероприятий является наблюдение за детьми, которые нуждаются в защите от жестокого обращения. Стратегия защиты детей должна быть направлена ​​на борьбу с насилием в семье, детским трудом и сексуальной эксплуатацией, а также на повышение качества социальных услуг [2,91]. 

В настоящее время активно  развивается ювенальная юстиция (правовая основа системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними), которая превращается в систему. В эту систему входит такой орган как органы социального надзора за воспитанием ребенка в семье.  Однако российское общество еще не готово к принятию законодательных актов, которые решали бы отдельные вопросы создания и функционирования ювенальной системы.

Даная система существует в США, а также в некоторых европейских странах. В странах Запада бывали случаи, когда жесткого обращались с детьми  за то, что например ребенок  долго играл в компьютер, либо необоснованно наказывали в учебных учреждениях. Однако обязанности  ребенка не рассматриваются во взаимодействии с его правами[4,26].

Опыт зарубежных стран показывает, что органы социального надзора злоупотребляют  своими правами, например,  забирают ребенка у «ненадлежащих» родителей и отправляют детей в приюты задолго до проверки фактических обстоятельств невыполнения обязанностей по воспитанию детей. Например, в Финляндии 80 тысяч детей были определены в приюты [6,41].

Во Франции каждый второй случай лишения родительских  прав является неправомерным,  однако с точки зрения ювенальной политики все законно. Пока неизвестно, насколько будет реализован проект создания системы несовершеннолетних в нашей стране.

Каждая семья, так или иначе, нуждается в некоторой помощи и защите своих детей, обеспечивая им надлежащий уход, обеспечивая им условия для нормального умственного и физического развития. И в первую очередь в этом должно помогать государство. Руководящие принципы ООН по предупреждению профилактики преступности среди несовершеннолетних в 1990 году устанавливают, что правительствам необходимо разработать политику, способствующую обучению несовершеннолетних в стабильной и процветающей семье. Семьи, которые нуждаются в поддержке для преодоления проблемных ситуаций, должны быть обеспечены необходимыми услугами.

В семье, так и за ее пределами существует опасность преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.  Необходимо отметить то, что общественная опасность в отношении несовершеннолетних   намного выше в семье, чем за ее пределами.  Государство не может контролировать процесс выполнения обязанностей родителей по воспитанию детей в семье. Это объясняется тем фактом, что эта обязанность не регулируется нормативными актами в связи с особыми характеристиками воспитания, то есть определенный тип или метод исполнения обязательства не может считаться надлежащим, а некоторые - нет. В связи с этим считается необходимым выделить любой критерий, который позволил бы отличить правильное воспитание ребенка от ненадлежащего воспитания. Таким образом, просто можно использовать тот факт, что ребенок совершил или в отношении безнаказанности, что является объективным результатом невыполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по воспитанию [3,17].  

Анализ практики показывает, что меры ответственности, установленные российскими законами за неисполнение обязательств по воспитанию несовершеннолетних, не дают необходимых результатов.

США также предусматривает огромный спектр мероприятий, направленных на сохранение полномасштабной жизнеспособности семьи как основы всего общества. В то же время, при необходимости, к виновным родителям применяются репрессивные меры. Например, можно также отметить, что в США преступления на сексуальной почве в отношении лиц в возрасте до 18 лет считаются преступлениями против самого государства. В связи с этим фактический срок наказания, как правило, составляет не менее 15 лет лишения свободы [5, 223].

Если говорить о наказании, то в ряде зарубежных стран, таких как Соединенные Штаты, Великобритания, Болгария, Нидерланды и Италия, по видам наказания наиболее эффективным является штраф, поскольку он дает более низкий уровень рецидивизма и не имеет последствий негативного воздействия осужденных, отбывающих свободу, осужденных впервые [5,179].

Анализ проведенного исследования показывает, что неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей чаще всего связано с жестоким обращением с детьми.  Данные явления характерны не только для России, но и для зарубежных государств. Основным катализатором роста жестокого обращения с детьми является криминализация современного общества.  Дети, которые подвергались насилию со стороны родителей либо иных третьих лиц очевидно в дальнейшем также будут подвергать насилию своих будущих детей.  В первую очередь это связано с тем, что такое  поведение откладывается в сознание ребенка, то есть у ребенка возникает в данной ситуации стереотипное мышление. То есть дети копируют поведение взрослых. Главной задачей государства является  забота о воспитании детей. Для выполнения поставленной задачи необходима разумная политика государства.  А именно: профилактика семейных проблем; предотвращение лишения родителей родительских прав без уважительной причины; совершенствование мониторинга положения детей в стране и за рубежом. В частности, государство должно уделять особое внимание детям из «зоны риска».

Таким образом, в современных условиях развития уголовного законодательства в России и за рубежом сравнительно аналитический подход к изучению ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего позволяет критически оценить весь опыт в этой области и обратиться к поиску гуманистических подходов в современном образовании подрастающего поколения.

 

Список литературы:
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 // СПС Консультант Плюс.
2. Бастрыкин А. На защите прав несовершеннолетних // Законность. - 2018. - № 9. – С.87-95 
3. Звенигородская Н.Ф. Законодательство о защите семейных прав детей: международный и национальный компоненты // Международное публичное и частное право. –2018. –№5. –С.14-19
4. Криворученко В.К. Ювенальная юстиция в свете борьбы с жестоким обращением с ребенком // Точки над Ё. –2019. –№3. –С. 20-29.
5. Лапа В.Г. Социально-исторические аспекты проблемы жесткого обращения с детьми за рубежом // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. –2018. –№3 (51). –С. 222-225.
6. Уветта Б. Защита прав несовершеннолетних во Франции. История вопроса // Вопросы ювенальной юстиции. - 2007. - № 3. – С. 38-45