КОЛЛИЗИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
КОЛЛИЗИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Достаточно быстрое формирование и развитие глобального информационного общества привело к появлению необходимости международного регулирования электронной торговли. В случае участия иностранного элемента в тех или иных отношениях, непременно возникает вопрос о том, какое право должно быть применимо к таким правоотношениям.
Коллизии в праве представляют собой определенные противоречия между нормативно-правовыми актами, регулирующие одни и те же отношения. Единообразное применение норм права не возможно при условии существования коллизий, однако полностью их избежать не представляется возможными, особенно когда в правоотношениях участвует иностранный элемент.
На сегодняшний день единого подхода к коллизионно-правовому регулированию отношений в сфере электронной торговли не выработано ни на национальном, ни на международном уровне. Поэтому особое значение приобретает теория права и доктринальные подходы к решению проблемных ситуаций в правовом регулировании той или иной сферы. Данные подходы со временем могут трансформироваться в нормы права, и, тем самым, разрешить возникающие коллизии.
Специфика отношений в сфере электронной торговли обуславливает отказ от коллизионных привязок (указаний на право, подлежащее применению в той или иной ситуации) и в качестве оптимального решения предлагается использование коллизионной привязки «автономия воли сторон», которая позволяет выявить действительную связь правоотношения с территорией конкретного государства.
Действительно, применить привязки в виде «закон места нахождения» и «закон места заключения» представляется не совсем возможным ввиду особенностей электронной торговли – местонахождение сервера и программного обеспечения (системы, посредством которой осуществляется коммуникация между субъектами электронной торговли) зачастую не совпадает с местонахождением владельца такого сервера. Безусловно, имея данные о местонахождении оборудования и программного обеспечения, можно установить лицо, владеющее сервером, а значит определить сторону в правоотношении. Но применение такой привязки не является логичным, поскольку сервер, оборудование и программное обеспечение – это лишь то, посредством чего осуществляется торговля. Полагаем, что данная привязка не применима в сфере электронной торговле, а скорее является дополнением к привязке «место совершения сделки» либо «право страны продавца».
Как правило, в рамках осуществления электронных торговых операций сторонам не предоставляется право выбора применимого права, и по общему правилу следует применять право страны местонахождения продавца. Однако в таком случае возникает проблема применения данного права, если электронная торговля осуществляется одновременно с территории нескольких стран. В данной ситуации необходимо выявлять непосредственно страну продавца, который связывает себя договором с покупателем.
Ряд авторов полагают, что право страны продавца не тождественно праву местонахождения продавца, поскольку один и тот же продавец может осуществлять свою деятельность из разных стран. При таких обстоятельствах логичнее применять право страны, в которой зарегистрировано доменное имя, либо право страны, с территории которого продавцом в адрес покупателя было отправлено электронное сообщение, подтверждающее сделку. Полагаем, что данное правило применимо к случаям заключения договоров посредством электронного общения (переписок), нежели к электронной торговле на специализированных торговых площадках.
Таким образом, на сегодняшний день проблема коллизионно-правового регулирования отношений в сфере электронной торговли стоит достаточно остро и для её разрешения требуется закрепление коллизионной привязки на уровне международного договора, который бы способствовал разрешению данных проблем. Безусловно, существующие на сегодняшний день коллизионные нормы в российском праве могут быть применимы и к электронной торговле, но в таком случае считаем необходимым закрепить данное обстоятельство в соответствующей статьей Гражданского кодекса. Однако очевидно, что решение проблемы коллизионно-правового регулирования отношений в сфере электронной торговли заключается в создании единообразного подхода к регулированию электронных сделок на международном уровне.