Особенности взаимодействия тренера-преподавателя и подростков-участников спортивных объединений
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(74)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(74)
Особенности взаимодействия тренера-преподавателя и подростков-участников спортивных объединений
PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS-PARTICIPANTS OF SPORTS ASSOCIATIONS
Gregory Smirnov
student FGBOU VO «Kostroma State University», Russia, Kostroma
Аннотация. В статье представлен анализ основных профессиональных и личностных качеств тренера, способствующих успешному управлению детским коллективом, взаимодействию с подростками – участниками спортивного объединения; определяется роль и значимость личностных качеств тренера в приобретении авторитета и уважения как лидера команды; дается описание стилей его общения с подростками при управлении учебно-тренировочным процессе; определяется взаимосвязь профессиональных и личных качеств тренера для достижения спортивных успехов команды.
Abstract. The article presents an analysis of the main professional and personal qualities of the coach, contributing to the successful management of the children's team, interaction with adolescents - members of the sports association; determines the role and importance of personal qualities of a trainer in acquiring authority and respect as a team leader; describes the styles of his communication with adolescents in the management of the training process; determines the relationship of professional and personal qualities of a coach to achieve the team’s sporting success.
Ключевые слова: взаимодействие, профессиональные качества, личностные качества, авторитет, тренер, спортивное объединение, подростки.
Keywords: interaction, professional qualities, personal qualities, authority, coach, sports association, adolescents.
Успех любого спортивного объединения определяется вкладом тренера в сплочение детского коллектива, имеющимися умениями оказывать психологическую поддержку и педагогическую помощь каждому игроку спортивной команды.
Проблемы организации образовательной, учебно-тренировочной работы в спортивных группах рассматривали в работах Ю.В. Верхошанский, П. И. Веселов, С.И. Вовк, А.А. Зинкин, А.А. Исаев, А.В. Кузнецов, Н. Г. Озолин, С.В. Тюленьков, В.П. Филин, Н.А. Фомин, В.Н. Шубина и др.
Исследователи отмечают, что ведущим направлением работы педагогов в спортивных объединениях является поддержка мотивации детей к дальнейшему саморазвитию в избранном виде спорта, являясь для детей примером верности выбранной спортивной специализации.
Как отмечает А.А. Зинкин в работе «Педагогическое мастерство тренера», чтобы управлять поведением юного спортсмена, тренеру необходимо обладать широким кругозором, быть компетентным в разных сферах научного знания.
Так, понимать скрытые от внешнего наблюдения чувства и переживания ребенка невозможно без знания психологии личности.
Другими необходимыми знаниями тренера, работающего с детским спортивным объединением, является глубокое знание анатомии и физиологии развития детей на каждом возрастном этапе. Знания в области физического развития детей позволяют тренеру грамотно воздействовать физическими упражнениями на различные органы и системы организма.
Знания в области педагогики позволяют тренеру осуществлять образовательный процесс на основе решения воспитательных задач, формирования у юных спортсменов правил здорового образа жизни, мотивацию к саморазвитию, к систематическим занятиям спортом, ответственное отношение к спортивному режиму, к следованию правилам безопасного поведения и др. [1, с. 55].
Коммуникативные качества тренера позволяют реализовать исистему тренировочных занятий, умело управлять деятельностью детей на учебно-тренировочных занятиях, давать точные указания, команды, побуждать к взаимодействию всех игроков спортивного объединения.
Коммуникативные навыки тренера позволяют решать задачи социально-коммуникативного развития детей, содействуют сплочению команды.
А.В. Кузнецов отмечает значимую роль тренера, не только как наставника, но и как примера для подростков в самореализации спортивной карьеры. Тренер – наставник подростков должен обладать не только хорошо развитыми физическими способностями, но и определенными чертами характера (таблица 1).
Таблица 1.
Характеристика профессионально-личностных качеств руководителя спортивного объединения подростков
|
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности |
Качества, препятствующие эффективной профессиональной деятельности |
Профессиональные качества |
физическая сила, оптимальная для данного вида спорта; способность к волевому саморегулированию; физическая выносливость; высокая психическая и эмоциональная устойчивость; быстрота реакции; хорошая координация движений; высокий уровень развития моторной памяти (двигательной); пространственного мышления; гибкость, ловкость, сила. |
отсутствие физической и психической выносливости; агрессивность; авторитарность и др.
|
Личностные качества |
терпеливость; сильная воля; упорство; стремление преодолевать неуверенность в себе; целеустремленность; адекватная самооценка; решительность, настойчивость, требовательность; доброжелательность, честность, открытость и др. |
безответственность, упрямство, равнодушие, слабоволие, низкая самооценка; недисциплинированность, вредные привычки, грубость, неуважительность, закрытость. |
К структурным компонентам способностей тренера к спортивной деятельности могут быть отнесены: догадка (быстрый перебор возможных вариантов стратегии и тактики решения спортивных и педагогических задач, свернутая система рассуждений и действий); дифференциальная чувствительность; вероятностное прогнозирование; способность к обобщению, выявлению педагогических закономерностей в учебно-воспитательном процессе, творческий и разнообразный характер ведения тренировки, оперативность в решении различных задач в ходе тренировки и вне ее; кратковременная память; широта и гибкость конструктивных решений в ходе учебно-воспитательного процесса; использование разнообразных методических приемов обучения и способов педагогического воздействия [2, с. 55].
У тренера, работающего с подростками, по мнению Н.Г. Озолина, должны проявляться типологические особенности лидера команды, руководителя. Авторитет тренера вызывает уважение детей.
Авторитет тренера можно рассматривать по двум параметрам:
1) деловые качества тренера как специалиста;
2) эмоциональные качества тренера как личности.
В большинстве случаев они сочетаются, однако бывают и расхождения. Конечно, идеальными являются случаи, когда тренер имеет авторитет, как мастера спорта, но при этом привлекает детей, как открытый интересный человек, с которым можно обсудить свои проблемы, поделиться секретами [3, с. 41].
Эффективность руководства тренером спортивной командой определяется следующими ее показателями: сплоченностью, дисциплинированностью, направленностью на достижение высоких спортивных результатов.
Для социально-психологического климата в спортивной команде (на примере футбола) характерны, по мнению Н.Г. Озолина, следующие показатели: мотивация взаимодействия, сплоченность, совместимость, лидерство, конфликт [3, с. 55]. Наличие различных установок в деятельности тренера выступает главным фактором неоднозначного воздействия футбола как вида спорта на процесс социализации и индивидуализации личности спортсмена.
В группах тренеров по футболу с установкой только на спортивный результат процесс социализации личности спортсмена осложняется конфликтными взаимоотношениями как между тренером и спортсменами, так и между самими спортсменами. У спортсменов-футболистов, занимающихся под руководством тренеров с узко-спортивной установкой, отмечается неадекватная самооценка, доминирование лично-престижных и материальных мотивов над социальными, а также наблюдается снижение самоконтроля, уверенности, рост тревожности и, как следствие, нестабильность при выступлении. В группах тренеров по футболу с профессионально-педагогической установкой в системе взаимоотношений «тренер – спортсмен» преобладает формы сотрудничества, которая способствует восстановлению положительных межличностных отношений в спортивном коллективе и формированию гармоничной личности. Ведущими мотивами у спортсменов – футболистов подросткового возраста являются мотивы самосовершенствования и социальные мотивы. У них наблюдается преобладание адекватной самооценки, формирование уверенности и самоконтроля и невысокий уровень тревожности.
В группах тренеров по футболу с профессионально-педагогической установкой спортсмены- подростки психологически более устойчивы и выступают достаточно стабильно [3, с. 66].
Результаты исследования, проведенного В.Н. Филиным, подтверждают, что в группах тренеров с узко-спортивной установкой (только на результат) у спортсменов подросткового возраста преобладает неадекватная самооценка, порождающая внутреннюю конфликтность, эмоциональную неустойчивость, неуверенность и высокую тревожность. И как следствие нестабильность выступлений на соревнованиях. С ростом спортивного мастерства наблюдается выраженные изменения в мотивации занятий спортом, прежде всего, возрастает роль личностно – престижной и материальной ориентации, при этом снижается интерес к спорту как таковому и стремление к самосовершенствованию в нем.
У подростков в спортивном объединении, занимающихся у тренеров с профессионально-педагогической установкой (ориентация не только на результат, но и на процесс воспитания спортсменов), не обнаружено приведенной выше тенденции в изменении мотивации. Доминирующими мотивами на всех этапах спортивного мастерства остаются мотивы совершенствования и социально-значимые мотивы [4, с. 55].
Таким образом, профессиональная компетенция тренера должна сочетаться с его личностными качествами, позволяющими установить взаимодействие тренера-преподавателя с подростками – участниками спортивных объединений.
Профессионализм и личностные черты тренера дополняют и усиливают друг друга. Тренер, пользующийся уважением и любовью детей, может добиться лучших результатов, чем тренер с жестким авторитарным стилем управления подростковым спортивным объединением, создать мотивацию у подростков к спортивному совершенствованию.