Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языком в школе
Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языком в школе
Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку в школе является актуальной проблемой в настоящее время. Обучение с применением компьютерных технологий на уроках иностранного языка является эффективным педагогическим средством для изучения иностранного языка.
Современное образование подвергается модернизации в зависимости от потребностей развития общества. Знание компьютерных технологий и иностранных языков – главные и самые необходимые запросы к уровню и качеству образования любого обучающегося. В настоящее время компьютерные технологии занимают важнейшее место в образовательном процессе.
Их использование позволяет индивидуализировать процесс обучения, повышает активность учащихся, создает комфортную среду обучения, мотивирует учащихся.
Образовательные программы, строящиеся на применении компьютерных технологий в обучении, за основу берут не передачу ученикам готовых знаний, умений, навыков, а прививают учащимся умений самообразования. При этом работа школьников на уроке носит характер общения с учителем.
Наиболее часто используемые в учебном процессе средства ИКТ:
· электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
· электронные энциклопедии и справочники;
· тренажеры и программы тестирования;
· образовательные ресурсы Интернета;
· DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
· видео и аудиотехника;
· научно-исследовательские работы и проекты;
· интерактивная доска.
Эти перечисленные средства ИКТ создают благоприятные условия на уроках иностранного языка для формирования самостоятельности учащихся на уроке. Все методы обучения расширяются за счёт внедрения в него компьютера. Обучающиеся могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля. Компьютер, как самый терпеливый учитель, способный многократно повторять любые задания, ожидая правильного ответа. При ведении урока учитель требует от учащихся повышенного внимания, сосредоточенности, но не каждый обучающийся сможет работать в таком режиме.
Чтобы обучить детей иностранному языку, нужно, прежде всего, создать реальные условия и жизненные ситуации на уроке. Они будут стимулировать учащихся на изучение нового материала и вырабатывать адекватное поведение.
При организации урока с использованием компьютерных технологий, материал для урока предоставляется учащимся красочно оформленным, с применением рисунков, анимации, графиков, диаграмм. Такой урок является более доступным для обучающихся и повышает их интерес к изучаемому предмету.
Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности [2].
На уроках иностранного языка учитель использует интернет ресурсы, что является комфортным на уроке и вызывает у учащихся интерес к процессу обучения. С помощью Интернета можно решить множество дидактических задач, таких как: формировать навыки чтения у обучающихся, с помощью интернет материалов глобальной сети; формировать у обучающихся мотивацию к изучению иностранного языка; развивать у учащихся письменную речь и расширять словарный запас школьников. Обучающиеся могут участвовать в различных олимпиадах, конференциях, конкурсах, викторинах, проводимых по Интернет сети, участвовать в видео чатах с носителями иностранного языка.
Компьютерные технологии как средство и способ обучения применяется в современной школе многопланово: как обучающее средство, как тренажер, репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство аудио и визуальной наглядности, как типография, для создания раздаточного материала [1].
На уроках иностранного языка учителя используют обучающие компьютерные программы к учебникам «Английский с удовольствием» для 2, 3, 4 классов. Упражнения для овладения диалогом имеют функцию самоконтроля и потому позволяют учащимся работать с такого вида упражнениями самостоятельно. Наиболее распространенный вид работы, это:
- прослушивание текстов одновременно с прочитыванием его в режиме выделения каждого произносимого предложения другим цветом;
- аудирование текстов с выборочным ответом (для ответа компьютеру обучаемый выбирает один из ряда предлагаемых вариантов);
- аудирование текста с визуальной опорой (показ слайдов в соответствии с содержанием текста).
При работе над лексикой, грамматикой возможны такие виды работ, как:
· упражнения на заполнение пропусков (обучающая программа предлагает обучаемому набор предложений с пропусками);
· упражнения в виде кроссвордов;
· упражнения в виде игры на составления предложений (во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом);
· упражнения в виде игр.
Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, произносительных навыков оказывает программа «Профессор Хаггинс. Английский без акцента». Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися зрительно и на слух.
Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в их памяти запоминаются правильные образцы.
Использование компьютерных технологий на уроке иностранного языка является наиболее доступным для учителя и расширяет сферу деятельности как учителя, так и учащихся.
Такая форма организации уроков раскрывает возможности компьютера как эффективного средства обучения, тренируя и автоматизируя языковые и речевые навыки.
На уроке фрагментарное использование компьютера учителем стало уже привычным делом, и оно порой заменяет доску и мел.
Но, сожалению, компьютер пока ещё не стал привычным инструментом в работе учителей, хотя его использование на уроках возрастает, а порой становится необходимым. В настоящее время качество обучения в школах зависит от оснащенности техническими средствами и грамотным применением их в учебном процессе, и на уроках иностранного языка.