Статья:

Обучение лексике иностранного языка с использованием информационно-коммуникационных технологий на примере Smart Board и системы Мoodle

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(75)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Саркисян Л.Г. Обучение лексике иностранного языка с использованием информационно-коммуникационных технологий на примере Smart Board и системы Мoodle // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 24(75). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/75/55794 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обучение лексике иностранного языка с использованием информационно-коммуникационных технологий на примере Smart Board и системы Мoodle

Саркисян Лидия Гариковна
магистрант, ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет, РФ, г. Орехово-Зуево

 

Основная задача педагога ­– сосредоточиться на реализации коммуникативной функции и одновременно решать образовательные задачи. Поэтому теоретические знания языка должны помочь практике, сделать процесс изучения иностранного языка более эффективным. При обучении любому языковому явлению мы имеем дело со словарным запасом. Задачей обучения лексике является развитие учебно-языковых навыков студента, которые помогают закрепить приобретенные лингвистические знания. Образовательные задачи проявляются в том, что овладевая лексикой, запоминая слова и словосочетания с целью их дальнейшего использования в речи, учащиеся развивают психические процессы, память и, в некоторой степени, волевые качества. Практические задания заключаются в том, что знание лексики необходимо студентам для выражения собственных мыслей и понимания речи собеседника [3, с. 142]. Таким образом, изучение раздела «Лексика» протекает в течение всего обучения. В связи с этим целесообразно использовать в процессе обучения различные информационно-коммуникационных технологии, что значительно повышает интерес студентов к обучению.

Мультимедийные учебные программы на иностранных языках, компьютерные словари, компьютерные игровые программы можно использовать для работы на лингвистическом материале, развития основных видов речевой деятельности, построения текущей и окончательной системы контроля уровня подготовки студента. Интерактивные программы и игры помогают создавать реальные коммуникационные ситуации, устранять психологические барьеры и повышать интерес к теме. Нет сомнений в том, что использование ИКТ способствует повышению интереса студентов к изучению иностранного языка и улучшению результатов образовательной деятельности. Студенты, которые систематически работают с компьютерными программами, занимаются проектной деятельностью, действительно улучшают качество своих знаний.

Рассмотрим несколько наиболее эффективных средств ИКТ:

1. Большой потенциал для использования ИКТ имеет Smart Board электронная доска, которая позволяет вам использовать при объяснении нового материла видео и аудио материалы, таблицы, справочные материалы, данные электронных словарей. Это позволяет сочетать принципы ясности, согласованности и доступности материала. Мультимедийные возможности Smart Board позволяют активно комментировать представленные материалы, выделяя, изменяя цвет, размер, шрифт, добавляя дополнительную информацию, набирая с помощью виртуальной клавиатуры, используя иллюстрации, изображения, аудио и видео [2, с.10]. Яркие и красочные изображения способствуют визуализации информации и запоминанию предлагаемого материала.

С помощью интерактивной доски можно выполнять следующие виды работ: подготовка презентаций по новым темам для классов, показ видеоклипов и демонстрация аудиооборудования, презентация проектов, показ отчетности и доступ в интернет. Использование интерактивной доски в образовательном процессе приводит к повышению ее эффективности за счет повышения удобства и видимости представления образовательного материала и возможности его динамического обновления [2, с.8].

2. Помимо учебной работы в языковых лабораториях с помощью информационно-коммуникационных технологий можно организовать самостоятельную работу студентов. Для этого преподаватели иностранного языка разрабатывают специальные программы-тренажеры и дополнительные задания для самооценки. Во время самообучения учащиеся также имеют возможность использовать компьютерную библиотеку, электронную библиотеку и электронные учебники.

Перспективным путем в организации самозанятости учащихся является использование системы  "Moodle". Его преимуществами являются широкий спектр функций, простота обучения для всех участников, гибкость и универсальность, широкие возможности общения. Типы заданий на иностранном языке для самостоятельной работы включают как традиционные формы: грамматические и лексические упражнения, перевод фраз и текстов, написание резюме, эссе по предложенным темам и играм. В "Moodle" предусмотрена возможность создания нескольких типов игр-кроссвордов, виселиц, судоку и т. д., которые помогают студентам запоминать новый словарный запас [1, с.20].

Во время обучения студенты имеют возможность использовать различные ресурсы в Интернете (словари, энциклопедии, грамматические справочники), на которые ссылаются. Задачи могут быть выполнены онлайн и в любой программе-Word, PDF, а затем прикреплены к файлу для проверки. В дополнение к задачам, система Moodle предоставляет ряд других инструментов для организации образовательного процесса: блоги, форумы, дискуссионные форумы для обсуждения образовательного процесса, с помощью которых можно организовать коллективное обсуждение или работать с документами, глоссариями, автоматически связывая различные части курса, базы данных по темам, различные тестовые задачи.

 Таким образом, ИКТ позволяют:

* индивидуализация обучения;

* содействие участию стажеров;

* повышение мотивации упражнений;

* создание условий для самозанятости;

* содействие развитию самооценки учащихся;

* сделать уроки более визуальными и интересными;

* для обучения информационной культуры студента;

* внедрение дифференцированных и ориентированных на учащихся подходов к обучению;

* разнообразные мероприятия: красочные, веселые и доступные компьютерные рабочие места помогают развивать различные навыки общения учащихся;

* рационально использовать лимит времени, а также время, чтобы подготовиться к уроку.

* дисциплинировать учителя, обучать его интересу к работе;

* улучшение процесса мониторинга;

* повышение качества знаний студентов. Информационно-коммуникационные технологии являются одним из основных элементов образовательного процесса и способствуют созданию образовательной среды, отвечающей современным требованиям выпускников специализированных вузов. Способность ориентироваться в современном информационном потоке и работать с новыми технологиями во время обучения способствует быстрой адаптации сотрудника к профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что внедрение информационных технологий в образовательный процесс не исключает традиционных методов обучения, а в гармонии с ними на всех этапах обучения: ознакомление, обучение, применение, контроль.

Использование новых технологий позволяет модернизировать, дифференцировать процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента, тем самым повышая его эффективность, а также поощрять студентов к самостоятельному изучению иностранного языка.

 

Список литературы:
1. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle.// Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн.– Харьков, ХНАГХ, - 2009 г.
2. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart- доски в процессе обучения //Учитель. – 2012 г.
3. Соловьева Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М., «Просвещение», 2002 г.