Проблема регулирования гражданско-правовой ответственности опекунов и попечителей, а также органов опеки и попечительства.
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(75)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(75)
Проблема регулирования гражданско-правовой ответственности опекунов и попечителей, а также органов опеки и попечительства.
Одной из фундаментальных категорий в юридической науке является категории ответственности. Она неразрывно связана с законами, государством, обязанностью объединений или отдельных лиц, должностных лиц государственных органов и должностных лиц органов местного самоуправления, а также с их неправомерным поведением. Следует, однако, отдельно рассмотреть такой вид ответственности как гражданско-правовую ответственность. В цивилистике можно встретить множество дефиниций данной категории. Однако в общем виде, гражданско-правовая ответственность это установленная законом неотвратимая негативная реакция государства на гражданское правонарушение, находящее выражение в лишении определенных гражданских прав или возложение обязанностей внеэквивалентного имущественного характера[4].
Гражданское регулирование имущественных отношений строится на принципах автономии и равенства прав сторон, а ответственность должна иметь функции лишь восстановления нарушенных прав. Семейное право, при регулировании отношений между членами семьи, имеет целью достижение того, чтобы правовые обязанности исполнялись сознательно, своевременно и добровольно по внутреннему их убеждению в полном объеме. Ответственность в рамках отрасли семейного права выступает «стимулом правомерного поведения, который необходим для сдерживания недостаточно устойчивых в социальном отношении лиц»[3].
Опека и попечительство были и остаются наиболее распространенными правовыми формами устройства несовершеннолетних лиц, поскольку в этом институте заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны — обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина. Однако это не только способ устройства несовершеннолетних лиц в семью, но и институт, позволяющий обеспечить защиту имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних, недееспособных и ограничено дееспособных лиц.
В современном законодательстве Российской Федерации правовое регулирование института опеки и попечительства предусматривается нормами гражданского и семейного законодательства, а также нормами Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 03.08.2018)[2].
Опека и попечительство, являясь институтом комплексным, нуждается в обеспечении нуждающихся в этом граждан всеми видами защиты их прав и законных интересов как личных, так и имущественных прав. C сожалением приходится констатировать тот факт, что в настоящее время организация работы органов опеки и попечительства на уровне местного самоуправления далека от совершенства. Например, несвоевременное установление опеки или попечительства может наносить вред лицу, находящемуся в трудной жизненной ситуации; назначения опекуном или попечителем гражданина, личность которого не соответствует предъявляемым законом требованиям; неосуществления надзора за действиями опекуна или попечителя и в других случаях, что должно влечь за собой ответственность для защиты прав и интересов нуждающихся лиц.
Основанием для наступления ответственности опекунов и попечителей выступает правонарушение. Юридическим фактом, порождающим правоотношения между правонарушителем и потерпевшим и создающим определенные притязания потерпевшего и обязанности нарушителя по заглаживанию ущерба, причиненного противоправным действием, является лишь состав правонарушения[6].
Гражданско-правовая ответственность опекунов и попечителей подразделяется на ответственность за совершение опекуном или попечителем сделки, которая может привести к умалению имущественных прав подопечного, будь то сделка, влекущая отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел имущества подопечного, выдел из него доли, дарение имущества подопечного, его сдача или обмен. Подобные сделки возможны только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Сделка, совершенная с имуществом подопечного без согласия органа опеки и попечительства, является априорно ничтожной в соответствии со ст. 168 ГК РФ, а опекун и попечитель несут ответственность в порядке, установленном ГК РФ[1]. Последствием заключенной сделки, совершенной недееспособным лицом, является двусторонняя реституция, следовательно опекун будет обязан возвратить своему подопечному все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость в деньгах (ч. 2 ст. 167 ГК РФ). В диспозиции ст. 171 ГК РФ предусматривается также наступление специального последствия, носящего вспомогательный характер по отношению к реституции, которая заключается в возложении на дееспособную сторону обязанности возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб.
Мерами гражданско-правовой ответственности опекунов и попечителей выступают возмещение вреда и взыскание неустойки. Под вредом подопечных необходимо понимать любые негативные последствия, выражающиеся в умалении личных неимущественных или имущественных прав подопечного со стороны опекуна, попечителя, органов опеки и попечительства.
Вопрос о возможности требования компенсации морального вреда с опекунов и попечителей остается открытым по настоящее время. Бесспорно, что Федеральный закон №48-ФЗ много внимания уделяет ответственности опекунов и попечителей, а также органов опеки и попечительства, надзору за их надлежащим выполнением своих функций, к контролю за их деятельностью. Однако отсутствует какая-либо норма о возможной ответственности за неустановление надзора. Ответственным за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет, может признаваться организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одновременно как и специализированный орган, в который малолетний был помещен под надзор, и как опекун (попечитель) в отношении указанного лица.
Специфической особенностью правового положения органов опеки и попечительства в случае возбуждения процесса в защиту интересов ребенка состоит в том, что не обладающее полной дееспособностью лицо может участвовать в процессе только через своего законного представителя. Но в некоторых случаях это исключается по той причине, что в этих делах он не может участвовать в процессе ни лично, ни через своего законного представителя, потому что он сам недееспособен, не достиг определенного возраста, а его законный представитель занимает процессуальное положение ответчика, поскольку к нему может быть, например, предъявлен иск о лишении родительских прав, и, естественно, он не может занимать в процессе положение лица, защищающего интересы ребенка[5].
Органы опеки и попечительства, выполняя надзорную функцию, имеют право требовать от опекуна или попечителя возмещения убытков, связанных с расторжением договора и связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Однако, на наш взгляд, на органы опеки и попечительства возложены серьезные обязанности, несмотря на то что неисполнение ими норм ФЗ № 48 в недостаточной степени определяет ответственность самих органов.
На наш взгляд, предусмотренные меры гражданско-правовой ответственности в виде возмещения лишь реального ущерба и требование доходов, которые были (могли быть) извлечены из имущества по сделке, а по денежному возмещению — процентов, не является достаточной мерой ответственности за намеренное совершение опекуном подобной сделки. Таким образом, предлагаем усиление материальной ответственности за недобросовестность дееспособной стороны путем взыскания морального вреда. Необходимо также проработать возможность привлечения опекунов и попечителей к договорной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, что позволит решить вопросы о привлечении к ответственности допустивших нарушения опекунов или попечителей. Считаем также, что меры гражданско-правовой ответственности опекунов и попечителей, органов опеки и попечительства не должны носить исчерпывающий характер.