Проблемы противодействия торговле людьми
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(76)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(76)
Проблемы противодействия торговле людьми
Аннотация. В научной статье дается анализ проблемы противодействия торговле людьми, определяются основные тенденции и предложения по борьбе с этим явлением, что позволит наиболее эффективным образом обеспечить соблюдение прав лиц.
Abstract. In the article analyzes the problems of combating human trafficking, the main trends and proposals to combat this phenomenon, which will ensure the most effective way to respect the rights of individuals.
Ключевые слова: противодействие торговле людьми, человеческий трафикинг, борьба с торговлей людьми, реабилитация жертв торговли людьми.
Keywords: countering human trafficking, human trafficking, combating human trafficking, rehabilitation of victims of human trafficking.
Торговля людьми в настоящее время, в особенности ее организованные и транснациональные формы, становится серьезной проблемой, затрагивающей все сферы жизни социума.
К сожалению, ответные меры борьбы с этим негативным явлением, предпринимаемые государственными органами, оказываются не эффективными. «Человеческий трафикинг» представляет угрозу как национальной, так и международной безопасности, поэтому вопрос противодействия торговле людьми является одним их стратегических задач не только России, но и всего мирового сообщества.
Развитие такого преступления как торговля людьми, в первую очередь, обусловлено экономическими и социальными факторами.
Среди них можно назвать: распространение бедности, сегрегацию в сфере определения спроса и предложения на рабочую силу и услуги, ограниченный доступ населения к занятости, качественному образованию, социальной защите.
Один из видов «человеческого трафикинга» подразумевает эксплуатацию лиц женского пола и детей.
Такое преступление в основном сопровождается вовлечением в проституцию.
Условиями, способствующими нахождению женщин в подобных обстоятельствах (в роли жертвы), выступает бедность, а также гендерная дискриминация, которые влекут проблемы получения образования, трудоустройства, обретения уверенности в своем будущем.
К сожалению, в нашей стране секс-индустрия широко распространена. Борьба с торговлей людьми посредством национального уголовного законодательства не дает действенного результата.
Как отмечает Д.О. Безукладникова, по экспертным оценкам только в столице России работают от 80 до 130 тысяч секс-работниц, в Санкт-Петербурге – около 20-30 тысяч.[1]
Полагаем, что такая криминальная ситуация обусловлена во многом отсутствием национальной стратегии по борьбе с торговлей людьми, четкой регламентации инструментов взаимодействия правительственных учреждений и определения их обязанностей в данной области.
Нельзя не согласиться с мнением Р.И. Мухтаруллиной о том, что наше государство не выделяет средства на финансирование процесса реабилитации жертв с поражением личной свободы. [2]
Считаем, что этому вопросу в Российской Федерации как государственным, так и негосударственным организациям необходимо уделять серьезное значение, поскольку реабилитация жертвы (как физическая, так и психологическая) является одним из эффективных элементов борьбы с торговлей людьми.
МВД РФ еще в 2006 году разработало проект закона «О противодействии торговле людьми РФ [3]», который учитывает положения Модельного закона [4], принятого Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ, и закрепляет основы преследования, предупреждения и концепцию помощи жертвам.
Его основной задачей является создание комплексной системы противодействия рассматриваемому негативному феномену, обеспечение прав жертв и неотвратимое привлечение к ответственности виновных лиц. Вместе с тем, этот закон, необходимость которого беспрекословна в настоящее время, до сих пор не принят.
Этот законопроект следует признать успешной правовой основой для формирования национальной стратегии борьбы с торговлей людьми.
Однако нельзя не заметить, что с момента разработки прошло большое количество времени, поэтому данный проект необходимо дополнить в соответствии с современными реалиями.
Так, следует обратить внимание на совершенствование элементов взаимодействия правоохранительных органов и ведомств разных государств, а также работы негосударственных организаций, принимающих участие в реабилитации жертв человеческого трафикинга, что будет способствовать не только успешной правоприменительной деятельности, но и уменьшению ущерба рассматриваемого преступления.
Кроме того, нельзя не обратить внимание на то, что стремительное развитие информационных и телекоммуникационных технологий влечет за собой их неправомерное использование, в том числе и в рамках торговли людьми.
Возможности компьютерных сетей позволяют совершать действия с жертвой не только фактически, но и в виртуальном пространстве, посредством передачи фотографий, видео- и аудио- записей через государственные границы. Отсутствие таких границ в электронных коммуникационных сетях, а также наличие возможности анонимного размещения информации позволяют осуществлять торговлю людьми через Интернет представителям порнобизнеса. В вышеназванном проекте необходимо учесть подобные факторы и закрепить способы сотрудничества администраторов социальных сетей, информационных сервисов с правоохранительными органами для предотвращения совершения преступлений против личности.
Таким образом, торговля людьми и ее преступные формы развиваются одновременно с различными сферами жизни общества.
Представляется, что для противодействия этому общественно-опасному деянию необходимо принять проект федерального закона, предложенный МВД РФ, а также внести в него дополнения, соответствующие современному состоянию этого явления.