Статья:

Идея о введении мусульманских праздников в Германии: реакция гражданского общества

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(77)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Шмидт Х.В., Сидорков С.В. Идея о введении мусульманских праздников в Германии: реакция гражданского общества // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 26(77). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/77/56281 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Идея о введении мусульманских праздников в Германии: реакция гражданского общества

Шмидт Христина Владимировна
студент, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар
Сидорков Сергей Васильевич
д-р филол. наук, профессор, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

THE IDEA OF INTRODUCING MUSLIM HOLIDAYS IN GERMANY: THE REACTION OF CIVIL SOCIETY

 

Khristina Schmidt

student of Kuban state University, Russia, Krasnodar

Sergey Sidorkov

doctor of Philology, Professor, Kuban State University, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема восприятия народом Германии предложения о введении мусульманских праздников в стране. Данная тема является актуальной, так как ранее исследования по этому вопросу не проводились. Статья будет полезна всем, кто хочет узнать больше о Германии, ее культурно-интегративных процессах и о нынешнем населении Германии. 

Abstract: the article deals with the problem of the German people's perception of the proposal to introduce Muslim holidays in the country. This topic is relevant, as earlier studies on this issue have not been conducted. The article will be useful to anyone who wants to learn more about Germany, its cultural and integrative processes and the current population of Germany. 

 

Ключевые слова: культура, диалог культур, интеграция, Германия, праздники, опрос.

Keywords: culture, dialogue of cultures, integration, Germany, holidays, survey.

 

«Там, где много мусульман, почему бы не подумать о мусульманском празднике?» – именно такими словами Томас де Мезьер, Федеральный министр внутренних дел Германии, вызвал дискуссию, которая спустя два года остается все еще актуальной.

По официальным данным Федерального статистического управления население Германии составляло в 2015 году примерно 82,2 млн. человек. Около 4,4 и 4,7 млн. человек из них были мусульмане (информация Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев за 2015 год), что составляло около 5,4 и 5,7 процентов всего населения [8].

Большую часть мусульман в Германии пригласили в качестве рабочих рук. В шестидесятые годы, когда экономика была на подъеме, недостатка в рабочей силе не было. Федеральная Республика решила эту проблему с помощью гастарбайтеров. Большинство из них приехало из Турции. Многие турецкие семьи осели в Германии из-за того, что политическая и экономическая ситуация на их родине значительно ухудшились в семидесятые годы. Сегодня они граждане Германии. Многие мусульмане бежали от гражданских войн (например, в Сирии), насилия в распадающихся государствах (бывшая Югославия), от террора в собственной стране (Афганистан) или от государственных репрессий (Иран) [10].

Таким образом, мусульмане живут в Германии уже в третьем и даже в четвертом поколении. Еще в 2010 году бывший президент страны Кристиан Вульф в речи по случаю 20-летия германского единства заявил, что ислам стал частью Германии. Это высказывание вызвало в Германии бурную дискуссию о роли ислама и мигрантов из мусульманских стран. На сегодняшний день данное высказывание неоднократно подчеркивают несколько федеральных лидеров, а также канцлер Меркель.

Для того, чтобы принять соответствующие меры для улучшения ситуации, одних только слов зачастую недостаточно. Показать доброжелательность и толерантность к представителям данной религии можно посредством серьёзных мер по улучшению коммуникативного пространства между представителями разных религий, в особенности мусульман.

Необходимым является предоставление мусульманам некоторых привилегий, которые будут действовать за пределами их родной страны. Например, празднование официальных религиозных праздников будет знаком к сближению и культурному обогащению религий. Это также может служить сигналом к принятию мусульман в другое национально-культурное пространство.

Именно такую привилегию предложил Томас Мензьер, приводя в пример католический праздник "Allerheiligen", что в переводе означает «Праздник Всех Святых», который празднуется в регионах, где, в основном, проживают католики. Однако данный вопрос стал предметом дискуссии и вызвал впоследствии некоторые разногласия.

Нами были рассмотрены три опроса, приведенные в интернет-изданиях, благодаря которым мы можем сказать, как народ в Германии относится к исламу и считает ли он необходимым вводить мусульманские праздники.

Таблица.

Результат опроса

Является ли ислам частью Германии?

Да, конечно.

10,7%

Скорее да.

15,7%

Не знаю.

5,4%

Скорее нет.

17,3%

Нет, ни в коем случае.

50,9%

 

В данном опросе из еженедельного информационно-политического журнала Германии «FOCUS online» приняли участие 414.968 человек. Отметим, что больше половины участников на вопрос: «Является ли Ислам частью Германии?» проголосовали за ответ «Нет, ни в коем случае» [1].

В следующем опросе на интернет-сайте «SVZ – Schweriner Volkszeitung» приняло участие 1092 человек [4].

Таблица. 2.

Результат опроса

Вы за празднование мусульманских праздников в Германии?

Да, я за!

14%

Затрудняюсь ответить.

11%

Нет, я против!

75%

 

Данный пример иллюстрирует, что ¾ опрошенных проголосовали против празднования мусульманских праздников в Германии.

Приведем еще один пример.

Таблица 3.

Результат опроса

Что вы думаете о введении мусульманских праздников в Германии?

Мне нравится. Верующим должно быть позволено, жить своей верой.

25%

Затрудняюсь ответить.

9%

Мне не нравится. Верующий найдет свободное время, чтобы жить своей верой.

66%

 

В последнем опросе, представленном в "Bento" (онлайн-формат журнала  "Der Spiegel"), участвовало около 2858 человек. 66% из опрошенных выбрали ответ против введения мусульманских праздников в Германии [9]. Таким образом, на основе приведенных статистических данных, мы пришли к выводу, что большинство людей выступают против введения мусульманских праздников в Германии.

Существует множество факторов, которые стали причиной для голосования против введения новых праздников. Приведем некоторые примеры.

Рассмотрим высказывание ХСС-вице Кристиана Шмидта. Федеральный министр продовольствия и сельского хозяйства считает: «Идея введения мусульманских праздников в Германии дает ложный сигнал в неподходящее время. В нашей стране по определенным причинам христианские праздники определяют календарь. Христианство является основой нашей культуры и многих традиций. Тот, кто живет здесь, сознательно относится к истории этой страны и ее традициям. Вместо того, чтобы вводить новые праздники, необходимо наполнить существующие христианские праздники новой жизнью» [4].

В своей речи Сюзанна Шретер, глава исследовательского центра глобального Ислама во Франкфурте-на-Майне, утверждает: «Государственные праздники обычно коренятся в религиозных и светских традициях местного населения, или они реализуются политической элитой, чтобы придать устойчивое значение специальному событию. Помимо Дня единства Германии и Дня труда в Германии есть христианские праздники, прежде всего Воскресение, а также Рождество, Страстная пятница, Пасха, Вознесение и Пятидесятница (существует также некоторые католические или евангельские региональные праздники). Все вместе они получают свою легитимность благодаря большинству населения» [3].

Помимо указанных мнений, существуют и иные точки зрения, которые являются причиной голосовать за введение мусульманских праздников в Германии.

Положительно высказался немецкий спикер движения Гюлен Эркан Каракоюн: «Предложение Томаса де Мезьера о том, что мусульманские праздники имеют место быть, я все равно считаю правильным. Такой день стал бы символом религиозной свободы…, кусочком демократии… Мусульманский праздник станет возможностью вести диалог между культурами, от которого выиграют не только мусульмане, но и христиане, евреи и все в Германии» [3].

Айман Мазык, председатель Центрального совета мусульман Германии, утверждает: «Признанный исламский праздник в Германии дал бы понять, что  мусульмане являются частью общества, что существует взаимопонимание для хорошего и мирного сосуществования. Рамадан и Курбан-байрам являлись бы неплохим примером для рассмотрения. Речь идет об уважении и участии, а не о требовании выходного дня или принуждении ввести это как праздник для всех немцев. Знание других культур и религий делает нас богаче» [4].

Резюмируя приведенные высказывания, можно констатировать, что существует множество разногласий, касающихся рассматриваемой проблемы. Поэтому принятие закона о введении мусульманского праздника было бы преждевременным при столь большом количестве противников этой идеи. Такое решение может привести к  массовому недовольству среди местного населения.

Однако не следует оставлять данный вопрос открытым. Существует и другие варианты для решения этой проблемы.

Например, проведение опроса в каждой отдельной федеральной земле Германии поможет установить, в какой из них проживает наибольшее количество мусульман. Считаем, можно рассмотреть не все, а лишь определенные федеральные земли для введения некоторых праздников. Немецкие школы могли бы пойти навстречу мусульманам: руководство школ, которые посещают всего несколько мусульман, может давать мусульманским ученикам в индивидуальном порядке выходной по определенным мусульманским праздникам.

Существует также и альтернатива для школ, которые посещают  80-90% мусульман.

В таких учебных заведениях можно было бы прибегать к «подвижным» немецким праздникам, которые в календаре переносились бы так, чтобы они совпадали с мусульманскими праздниками [1].

Существует множество решений этой проблемы, которая требует безотлагательного рассмотрения; однако важно помнить, что здесь необходим  правильный и тактичный подход к особенностям другой культуры и другой религии, чтобы облегчить для мусульман процесс интеграции. Только благодаря взаимопониманию можно достигнуть желаемого результата.

 

Список литературы:

1. Debatte um muslimische Feiertage: Islam-Experte schlägt vor, Schülern entgegenzukommen // FOCUS Online. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.focus.de/politik/deutschland/streitfaelle-an-deutschen-schulen-muslimische-feiertage-forscher-deutsche-schulen-sollen-dem-islam-entgegenkommen_id_10386904.html (дата обращения: 29.06.2019).
2. Demografie von Asylsuchenden in Deutschland // Bundeszentrale für politische Bildung. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bpb.de/gesellschaft/migration/flucht/265710/demografie/ (дата обращения: 29.06.2019).
3. Ein muslimischer Feiertag // ZEIT ONLINE?. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zeit.de/2017/45/islam-deutschland-feiertag-pro-contra (дата обращения: 30.06.2019)
4. Muslimische Feiertage in Deutschland feiern? // Schweriner Volkszeitung. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.svz.de/18070481/ (дата обращения: 01.07.2019).
5. Muslimischer Feiertag – ein Pro & Contra // ARD-Hauptstadtstudio. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://blog.ard-hauptstadtstudio.de/muslimischer-feiertag-ein-pro-contra/ (дата обращения: 30.06.2019).
6. Muslimischer Feiertag in Deutschland? De Maizière rudert zurück // Merkur. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.merkur.de/politik/unionspolitiker-gegen-muslimischen-feiertag-zr-8773185.html/ (дата обращения: 02.07.2019).
7. Religionsgerechtigkeit ist doch kein Grund für Feiertage // Die Presse. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://diepresse.com/home/meinung/dejavu/1385726/Religionsgerechtigkeit-ist-doch-kein-Grund-fuer-Feiertage/ (02.07.2019).
8. Studie: Wie viele Muslime leben in Deutschland? // Bundesamt für Migration und Flüchtlinge. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bamf.de/SharedDocs/Meldungen/DE/2016/20161214-studie-zahl-muslime-deutschland.html/ (дата обращения: 29.06.2019).
9. Warum ein muslimischer Feiertag für Deutschland gut ist // Bento. Der Spiegel. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bento.de/politik/muslimischer-feiertag-in-deutschland-das-spricht-dafuer-a-00000000-0003-0001-0000-000001766577/ (дата обращения: 01.07.2019).
10. Was Studien über Muslime erzählen // Süddeutsche Zeitung. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sueddeutsche.de/panorama/islam-in-deutschland-was-studien-ueber-muslime-erzaehlen-1.3925342/ (дата обращения: 29.06.2019).