Статья:

Театр как средство социокультурной реабилитации людей с ОВЗ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Сулица Р.А. Театр как средство социокультурной реабилитации людей с ОВЗ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 27(78). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/78/56729 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Театр как средство социокультурной реабилитации людей с ОВЗ

Сулица Роман Андреевич
магистрант 1 курса, направления подготовки Культурология факультета русской филологии и национальной культуры РГУ имени С.А. Есенина, РФ, г. Рязань

 

Аннотация. В статье рассматривается интеграция людей с ОВЗ в общество посредством театральной деятельности. Анализируется проблема принятия обществом искусства людей с ограниченными возможностями здоровья особенностями. Делается вывод о том, что занятия театральным творчеством для людей с особенностями психофизического развития способствуют решению задач инклюзии, реабилитации и социализации.

Ключевые слова: инклюзия, реабилитация, театротерапия, люди с ОВЗ, социокультурная анимация, инклюзивный театр.

 

Подобное социокультурное явление как «инклюзивный театр» в настоящее время только набирает обороты, причем происходит это весьма медленно. Это оправдано тем, что сама проблема еще недостаточно изучена и не такое большое количество режиссеров, актеров, педагогов, психологов, да и просто энтузиастов-волонтеров решается на театральные эксперименты с людьми с ОВЗ. Это требует определенных знаний не только в области медицины и психологии, но и в области сценического искусства.

В настоящее время в сфере культуры и искусства ведутся оживленные дискуссии на тему инклюзии. Рубцова О.В. отмечает: «В широком смысле инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает гуманизацию общественных отношений посредством обеспечения условий для самореализации каждого члена социума и формирования готовности к принятию уникальности другого — будь то человек иной расы или национальности, имеющий иные потребности или особенности развития» [4]. В большинстве случаев профессионалы в этой сфере под инклюзией подразумевают «включение» определенных социальных групп (люди с ОВЗ, инвалиды, дети-сироты и др.) в какой-то проект, где они могут максимально комфортно чувствовать себя наравне со здоровыми людьми.

Ю.С. Моздокова определяет социокультурную реабилитацию как комплекс мероприятий, главной целью которых является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии, обеспечение положительных изменений в образе жизни человека, интеграция его в общество [3]. Любому человеку важно быть полезным членом общества. Это значит выполнять определенный ряд функций в социуме, которые будут приносить пользу государству, обществу или, например, определенной группе людей.  Но людям с ОВЗ с трудом дается выполнение бытовых функций, не говоря уже о социокультурных.

Наталья Вячеславовна Чурило отмечает, что изменение подходов от изоляции к интеграции людей с особенностями в общество создает условия для предотвращения «социального вывиха», который, по мнению Л.С. Выготского, связан с неспособностью индивидуума выполнять в обществе социальные роли, посильные для здоровых людей [5]. Поэтому для людей с ОВЗ включение в театрализованный процесс может сыграть очень важную роль в их реабилитации. Многократно проигрывая жизненные ситуации в прямом контакте с такими же партнерами как и он, человек ощущает себя важной частью небольшой группы, социума. А это уже шаг навстречу интеграции в общество – быть участником «общего дела». Специфика театрального искусства дает возможность побыть в «шкуре» другого человека, проживать его жизнь, невольно сравнивая поступки своего персонажа со своими личными переживаниями.

Делясь опытом работы своего центра, Марина Игоревна Долженкова отмечает: “Материал для постановки всегда берется позитивный, чтобы не усугублять депрессивные проявления заболеваний. Театротерапия, тем самым, решает проблему преодоления когнитивного дефицита (заучивая слова, пациент тренирует память; вникая в смысл роли, развивает мышление) [2].

Зачастую общество довольствуется только тем, что инклюзивный спектакль состоялся и все довольны, что люди с ограниченными возможностями здоровья были максимально активными участниками этого процесса. Но эту работу практически никогда не оценивают с точки зрения профессионализма. И так ли важна профессиональная оценка творчества особенных людей, если то, что они делают уже большой прогресс для них? Одним из наиболее заметных представителей инклюзивных театров, которые задаются целью не только выпустить готовый продукт (спектакль, перфоманс), а подчеркивают важность роста артистов в социокультурном плане, является руководитель интегрированного театра-студии «Круг II» Андрей Борисович Афонин. В его статье в журнале «Вопросы психического здоровья детей и подростков» он говорит о том, что «особые театры» нашли свое место в современной культуре. Они способствуют творческой реабилитации и интеграции актеров с инвалидностью. Но при этом театральное искусство людей с инвалидностью не является «инвалидным» [1]. Получается, что такое искусство примеряет на себя «ярлык инвалидности» в основном из-за нашего предубеждения в этом. Практические всегда, когда мы идем на спектакль в какой-либо театр, мы приблизительно представляем что увидим на сцене и какие артисты будут выступать. Поэтому собираясь увидеть постановку, в которой участвуют люди с особенностями в развитии, мы ожидаем, что на сцену выйдут люди, не претендующие на звание профессиональных актеров, поэтому достаточно просто посмотреть действие, не разбирая при этом была ли игра актеров профессиональной и какой замысел был у режиссера. В этом и есть главная ошибка, которую допускают многие в подобных ситуациях. Зрители в этот момент следят за происходящим на сцене, имея несколько снисходительно-благожелательное отношение к выступающим артистам с особенностями, не понимая, что перед ними в этот момент находятся такие же люди, как и они, только имеющие иной жизненный социокультурный опыт.

Работая в театре более десяти лет, я понимаю, что так или иначе спектакль ставится для зрителя. Это его логическая финальная цель. Но помимо цели «для зрителя», реализуются цели и для актеров. Это может быть и форма работы над спектаклем, которая даст необходимые навыки людям с ОВЗ, и сам материал, в котором нравственная составляющая будет не на последнем месте. Для людей с ОВЗ опыт в процессе работы над спектаклем будет значительно больше, чем для «обычного» артиста.

Наш опыт работы с группой людей с ментальной инвалидностью показывает, что вовлечь в равной степени всех крайне трудно. Не для всех актерская игра оказывается соответствующей их желанию и способностям. Но эти люди также могут стать соучастниками общего дела.  Они могут помогать шить костюмы, создавать декорации. Таким образом, творческий процесс может включать в себя гораздо большее количество «пациентов».

Социокультурная реабилитация может касаться также  других социальных групп. Уникальным явлением в практике реабилитации средствами театротерапии стал проект «Невидимые люди» (Invisible People). Основателем проекта в ноябре 2008 году стал американец Марк Хорват, который в Лос-Анджелесе реализовал документальный медиапроект по результатам своего общения с бездомными США, Канады, Испании, Швейцарии и Великобритании. В центре внимания проекта оказались обычные люди, рассказывающие свои собственные, вполне реальные истории, которые попадают в информационное пространство в неотредактированном, нецензурированном виде. Постепенно проект разрушил стереотипы представлений об американских бездомных, стимулировал активность национальных некоммерческих организаций и рядовых граждан США в вопросах помощи бездомным [2].

Именно это «разрушение стереотипов» является краеугольным камнем в понимании такого социокультурного явления как «особый театр». Ведь, главный стереотип, подлежащий разрушению, кроется не в самих театральных постановках, а в зрителях, которые придут на них. Речь не идет о форме спектаклей, не о том «классически» или «не классически» поставить произведение. А о том, как его «не классически» прочесть.  Неподготовленной публике будет сложно  наблюдать за тем, что делают люди с особенностями на сцене, если в социуме не будет сформировано правильное отношение к такому культурному феномену.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что включение людей с ОВЗ в театральную деятельность может иметь положительный эффект в их реабилитации. В течение работы над ролью артисты с особенностями могут лучше узнать себя, научиться понимать язык своего тела, получить навыки коммуникации с партнером, преодолевать страх большого скопления людей (то есть зрителей) и быть более раскрепощенными. Но, как выясняется в ходе анализа работ инклюзивных театров, все вышеперечисленное будет иметь гораздо больший терапевтический эффект, если зрители научатся воспринимать искусство, созданное людьми с ограниченными возможностями здоровья, не как «другое», «особенное» и «непривычное», а как Искусство с большой буквы.

 

Список литературы:
1. Афонин А.Б. Третий всероссийский фестиваль особых театров "Протеатр"// Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2008. Т. 8. № 2. С. 152-160.
2. Долженкова М.И. Театротерапия в структуре современных технологий социокультурной реабилитации. Учебное пособие «Педагогика. Вопросы теории и практики». - Тамбов, 2016. - № 2. - С. 8-11.
3. Лебедев В.С. Социокультурная реабилитация инвалидов как целостный процесс
// Научное и образовательное пространство: перспективы развития. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 130-135.
4. Рубцова О.В., Сидоров А.В. «Особый театр» как средство социальной инклюзии: зарубежный и отечественный опыт // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 1. С. 68—80. 
5. Чурило Н.В. Интеграционный театр для людей с особенностями психофизического развития Сборник научных трудов VIII Международной научно – практической конференции, 10-11 июня 2014 г. / Под ред. А.И. Ахмедзяновой. – Казань: Отечество, 2014. – Вып. 8. – С. 336-342