Показатели эффективности производства на предприятиях хлебопекарной промышленности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(79)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(79)
Показатели эффективности производства на предприятиях хлебопекарной промышленности
Аннотация. В статье представлены показатели эффективности. Определены возможности повышения эффективности работы предприятия хлебопекарной промышленности за счет внедрения в производство энергосберегающего оборудования.
Ключевые слова: экономическая эффективность, хлебопекарная промышленность, эффект, энергосберегающее оборудование.
Главная проблема эффективности бизнеса имеют для социально значимых отраслей, которые предназначены для обеспечения населения потребностями, такой как пищевой, легкой промышленности, ЖКХ и др.
Пищевая промышленность России связывает более 30 отраслей, характеризующимися установленными биотехнологиями производства продукции и ее организацией.
От плодов работы предприятий пищевой промышленности зачастую зависит экономическая и продовольственная безопасность страны и здоровье населения. Главная задача в пищевой промышленности, со стороны интересов нации, является снабжение населения их потребностями в высококачественных продуктах питания. Таким образом, пищевая отрасль промышленности - это стратегическая отрасль.
К самым важным пищевым отраслям АПК относится хлебопекарная промышленность, тем самым осуществляет задачу по производству продукции первой необходимости.
Одна из значимых особенностей хлебопекарной отрасли является скопление производственных сил на крупных предприятиях и наряду с этим присутствие огромного количества малых предприятий разнообразных форм собственности.
Отрасль предполагает наличие, как частные пекарни, так и огромные хлебозаводы. В большей части объем производства хлеба сосредоточен на крупных предприятиях. На них производится более 80% всех хлебобулочных изделий. Немалое значение обрели и хлебопекарные предприятия довольно не большой мощности (мини - пекарни). Производство на мини-пекарнях увеличилось на 12% (с 716 тыс. т до 774 тыс. т), тем не менее такой выпуск продукции составляет меньше чем 10% от общего производства продукции в России.
В наше время стадии развития рыночных отношений имеется слабый уровень экономической эффективности производства в пищевой отрасли.
Это можно объяснить тем, что на нее влияют неблагоприятные факторы:
· Неравенство цены на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
· Значительная степень инфляции в стране;
· Недостаточная государственная помощь хлебопекарной отрасли и т.д.
Можно сделать вывод, что переход хлебопекарной отрасли на более высокую степень развития заключается в повышении её экономической эффективности. В связи с этим значимую роль приобретает детальный анализ основных факторов развитие отрасли [1].
Как раз перечень тех самых факторов характеризует экономическую эффективность при производстве хлебобулочных изделий.
Эффективность производства – это система показателей, формулирующая совокупность социально-экономических процессов и явлений, которые связанны с достижением народнохозяйственных результатов (эффекта) и целесообразным применением ресурсов, которые имеются в наличии.
Характеризуя конечный результат следует распознавать термины эффект и экономическая эффективность.
Эффект - это итог тех или иных мероприятий, которые проводятся в установленной сферы деятельности.
Ученые выделяют две силы повышения экономической эффективности:
· Фактор – это существенный компонент, истинно заинтересованный в процесс производства.
· Резерв – неиспользованные ресурсы общества, которые возможно могли бы быть включены в воспроизводственный процесс [2].
Имеется большое количество факторов, которые воздействуют на эффективность производства хлебобулочных изделий. Одни в свою очередь зависят от деятельности конкретных коллективов, а другие связаны с технологией и организацией производства.
Факторы эффективности бывают:
· Технико-экономические
· Общеэкономические
· Организационно-хозяйственные
· Социальные
· Природные
Так же факторы экономической эффективности делятся на внутриотраслевые и межотраслевые. Первые сформированы во внутриотраслевой конкуренции, которая приводит к борьбе за выгодные рынки сбыта и за определенную группу потребителей. Межотраслевая конкуренция заключается в борьбе за привлечение инвестиций. При всем том в последних рыночных условиях ее можно встретить в пределах одной отрасли.
Главными факторами повышения экономической эффективности являются: макроэкономические, микроэкономические, внутренние, внутрипроизводственные, внутриотраслевые, межотраслевые, экстенсивные, интенсивные.
Наряду с внутренними факторами на эффективность работы организации оказывают влияние и внешние факторы: закупочные цены на сырье, влияющие на уровень рентабельности производства.
Главным показателем экономической эффективности производства на предприятиях хлебопекарной промышленности является сумма прибыли от реализации производственной продукции. Она в свою очередь зависит от результатов продажи хлебобулочных и прочих изделий и затрат, которые связаны с их производством и реализацией. На такой показатель как прибыль влияет цена реализации и объем товарной продукции. В свою очередь, цена реализации хлебобулочных изделий и прочей продукции формируется под влиянием спроса и предложения, а так же зависит от каналов реализации. Важным фактором, влияющий на конечный результат работы является качество сырья, квалификация и компетентность работников.
Кроме главных показателей оказывают влияние и косвенные факторы: величина производственных затрат, величина оплаты труда работников и т.д. Также к факторам повышения эффективности работы предприятий можно отнести интенсификацию производственного процесса, обеспечивающую ускоренное развитие отрасли.
Особенное внимание необходимо уделить маркетинговой деятельности. Она же должна быть сосредоточена на удовлетворение потребностей покупателей хлебобулочных изделий, а так же должна стать выгодной в полной мере для предприятия.
Маркетинг формирует и поддерживает спрос на товары и услуги, позволяет повышать объемы деятельности и деловую активность организаций. Для эффективности управления необходимо в структуру хлебокомбинатов внедрить рабочие места в сфере маркетинга, такие как маркетолог. Нынешняя ступень рыночных преобразований характеризуется либерализацией цен и тарифов на большинство товаров, работ и услуг. В особенных условиях оказываются хлебопекарные предприятия, где на социально значимые изделия цену фиксируют местные органы власти. Вследствие этого при формировании ценовой политики нужно учитывать специфику организации. Цены на хлебобулочные изделия должны обеспечивать финансовую устойчивость предприятия [3].
Одним из способов повышения эффективности производства продукции также является внедрение новых технологий, автоматизация производства. Однако помимо положительного эффекта (рост производительности и эффективности), имеется и недостаток, который заключается в дороговизне таких систем.
Внедрение автоматизированной системы управления на предприятиях хлебопекарной промышленности обеспечивает:
·рост производительности и эффективности работы предприятий отрасли хлебопродуктов (современная система автоматизации является решающим фактором высокой производительности работы предприятия);
·наиболее усиленное использование оборудования предприятий хлебопекарной промышленности;
·экономию электроэнергии, топлива основными технологическими линиями производства хлебопродуктов;
·повышение эффективности использования материальных ресурсов хлебозаводами;
·освобождение или перераспределение функций производственного и административно-управленческого персонала предприятий хлебопекарной промышленности;
·повышение достоверности информации ее оперативности, что является важным аспектом при принятии обоснованных управленческих решений на предприятиях отрасли хлебопродуктов.
Список литературы:
1.Ауэрман Л.Я. Технология хлебопекарного производства. - Москва: Легкая и пищевая промышленность, 2017. – 416 с.
2.Цыганова, Т.Б. Технология и организация производства хлебобулочных изделий. Москва: «Академия», 2018. - 448 с.
3.Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник для вузов /Л.А. Калинина, Е.В. Харитонова, Г.В. Москва: ИНФРА, 2017. - 295 с.