Ментальность русского народа
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(80)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(80)
Ментальность русского народа
Аннотация. Статья затрагивает актуальную научную проблему - изучение ментальности русского народа. Дается анализ понятия «менталитет», рассмотрены его структура и основные элементы. Особое внимание уделено двойственности русского характера; отмечена прочность, устойчивость русской ментальности, ее изменчивость и эволюция в современных условиях.
Ключевые слова: культура, ментальность, традиции, эволюция, религиозность, противоречивость, интеллигентность, коллективизм, архетип.
Анализ менталитета любой нации, в частности, русского народа на сегодняшний день является наиболее актуальной проблемой современной науки.
Стремление определить специфические черты, присущие русскому национальному характеру, еще до того как понятие «менталитет» стало использоваться в зарубежной философии, способствовало тому, что отечественные философы сосредоточили свои усилия на исследовании дефиниции «русская душа». «Русская душа» занимает особое место в русской культуре, что доказывается многократностью ее толкования. В некоторых источниках под «русской душой» понимается бессмертная и бесплотная субстанция, связанная с Богом, средоточие психической и эмоциональной жизни человека, тщательно оберегаемая ценность и тайна. Согласно другим источникам «русская душа» определяется как внутренний мир человека, осквернение либо утрата которой ведут к потере связи человека с Богом, и, в конечном итоге, к ее погибели и т. д.
Размышляя о своеобразии русской ментальности, российские философы использовали понятия «характер русского человека», «русская душа», «народная душа» для описания таких параметров личности человека, как черты характера, внутренний мир, способность быть лидером, социальная и количественная характеристика, дружеские отношения между людьми. Иными словами, использование данных терминов позволило русским философам изучить ментальность русского этноса.
Существует множество работ, исследующих особенности формирования и развития менталитета народа, природу данного явления, его доминантных черт и т.д. Среди них выделяют работы теоретического характера, которые занимаются изучением основных механизмов и принципов становления и развития ментальности личности как социально-культурологического явления. Другие работы имеют практическую направленность. Однако объединяющим фактором всего многообразия этих работ служит концепция самобытности менталитета нации.
В современной литературе возникновение понятия «менталитет» связывают с различными историческими периодами. Некоторые авторы считают, что данный термин впервые возник в языке средневековой схоластики в 14 веке как прилагательное «mentalis». Согласно мнению других исследователей, как существительное «mentality» понятие «менталитет» использовалось в Англии в 17 веке в качестве философского термина. Третьи - полагают, что слово «mentalite» родилось в 18 веке во Франции и было введено в научный терминологический аппарат французским этнологом и психологом Леви-Брюлем. Но, несмотря на это, в массы данное понятие вошло, благодаря французской исторической Школе «Анналов».
В современной отечественной науке термин «менталитет» появился сравнительно недавно, однако прочно вошел в научный оборот и употребляется в русской культурологии, публицистике и философии для описания культурных и национальных особенностей той или иной социальной группы, народа, нации. «Менталитет - совокупность манер поведения, мышления, суждения о чем-либо, моральные установки, склад мышления» [3, с. 5].
Также понятие «менталитет» определяется как комплекс умственных, культурных и эмоциональных особенностей, предназначение которого состоит в установлении ментальной настроенности различных социальных слоев, народностей.
Ментальность - это особый способ миропонимания, включающий в себя ценностные ориентации, установки, модель поведения, пристрастия и привычки, характерные индивиду либо этнической группе.
В отечественной литературе обозначенные выше дефиниции в основном используются как синонимы, которые также могут интерпретироваться посредством понятий «мировоззрение», «национальный характер», «психология», «этническое сознание» и т. п.
Ментальность народа - это нечто сознательное и бессознательное, глубинный источник сознания, отражающий коллективные эмоции, на формирование которой оказывают влияние культура, традиции, природа, среда обитания, придавая тем самым специфическую черту национальному характеру.
Ментальность русской нации складывалась на протяжении веков. На становление и развитие русского менталитета очень сильное влияние оказали различные факторы, одним из которых является географический - это географическое положение России, климат, ландшафт. Располагаясь в двух континентах в Северной Азии и Восточной Европе, она вобрала в себя особенности восточной и западной культур. Несмотря на это в России сложился свой оригинальный и самобытный культурный архетип, чуждый для восприятия и Востока и Запада.
Следующей причиной оказавшей влияние на менталитет русского народа является новая вера, пришедшая на смену язычеству, которая требовала ограничений и строгое выполнение нравственных норм. Новая религия охватила все сознание человека и изменила весь строй жизни. Средоточием общественной жизни теперь была церковь, которая проповедовала новую в корне отличавшуюся от язычества идеологию, воспитывала нового человека, прививая ему новые ценностные ориентиры, делая его носителем новой морали. Принятие христианства предполагало создание широкой основы для становления и развития единого русского народа на основе общих нравственных и духовных принципов.
Еще одной причиной, под влиянием которой складывалась ментальность русского человека - это татаро-монгольское иго. Оно оказало влияние на все сферы жизни русского народа: на культурную, политическую, социально-экономическую. Это изменения в одежде, быту, искусстве, танцах, строительной и торговой сферах. Под золотоордынским влиянием происходит расширение словарного запаса, путем использования в постоянном обиходе слов, взятых из татарского языка. Изменилось и восприятие самой культуры, посредством внесения в нее традиционных для моголов аспектов. Мнения ученых в вопросе влияния монгольского ига на общественное сознание расходятся. Одни ученые считали, что господство татаро-монгольского иго на Руси способствовало торможению социальной и экономической развитости государства. По мнению других, политические и экономические процессы вытекают из тенденций прошлых периодов [4]. Так или иначе, монголо-татарское иго оставило значительный след в сознании русской нации.
Выделяют основные, лучшие качества и черты характера, которые присуще русским, такие как доброта, сострадание, великодушие, доверчивость, простота, широта души, долготерпение, стремление к справедливости, патриотизм, коллективизм, общительность, внутренняя эмоциональность. Перечисленные качества русской нации, которые формировались веками, служат отражением его трудной истории. Но, в последнее время, они постепенно исчезают и заменяются новыми чертами, не свойственными русскому человеку. «Менталитет подвержен трансформации по причине того, что меняется как индивидуальное, так и массовое сознание в рамках социума. Современному миру присущи очень высокие темпы динамики» [2, с. 38] Социальное время и менталитет – взаимообусловлены» [2, с. 41]. Для предотвращения возможной в данных условиях национальной катастрофы необходимо пересмотреть подходы воспитания новых поколений.
Подводя итоги, отметим, что русская нация прошла очень тяжелый путь на протяжении всей истории становлении и развитии. В этой истории формирования русского менталитета ковался и закреплялся русский национальный характер, которому свойственно стабильность, устойчивость, постоянство, с другой стороны, меняться очень медленно, эволюционировать с изменением общества, социальной реальности.