Статья:

Получить радость от движений в 70 лет Оздоровительная гимнастика по системе «Белояр»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(83)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Балабаева О.В., Вяльцев А.С. Получить радость от движений в 70 лет Оздоровительная гимнастика по системе «Белояр» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 32(83). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/83/58805 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Получить радость от движений в 70 лет Оздоровительная гимнастика по системе «Белояр»

Балабаева Ольга Викторовна
магистрант Московского государственного областного университета, РФ, г. Москва
Вяльцев Александр Степанович
канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта, Московского государственного областного университета, РФ, г. Москва

 

Не вызывает сомнения тот факт, что у человека в зрелом возрасте, а тем более в пожилом, возникает склонность к ограничению двигательной активности. Действительно, «возможности» человека уменьшаются, но одновременно он проявляет все меньшее желание использовать те силы, которыми он располагает. Обуславливается это недостатком времени, желанием сохранить физический комфорт (например, избегание даже незначительного утомления), утратой чувства «игры», удовольствия от движений, склонностью к использованию различных приёмов «жизненной практики» перед лицом стрессовых ситуаций и т. д.

Результаты проведённых нами исследований свидетельствуют, что эффективность адаптационных механизмов, физическая возможность, трудоспособность у людей с высокой двигательной активностью значительно выше, чем у людей, ведущих пассивный образ жизни.

Повышение двигательной активности является простым и эффективным средством увеличения количества энергии, затрачиваемой организмом, то есть средством профилактики ожирения, которое следует применять систематически в течение длительного времени.

Под влиянием систематической двигательной активности увеличивается максимальная вентиляция лёгких, дыхание при небольших физических нагрузках становится более экономным (исчезает одышка), артериальное давление становится меньше, увеличиваются запасы энергетических материалов, нарастает сила и выносливость мышц. [1]

В настоящее время в практике оздоровительной физической культуры используется широкий арсенал средств двигательной активности. Однако, несмотря на большое число направлений, не все они подходят лицам зрелого возраста, а именно, 50 – 70 лет. [2]

На основе наших исследований смеем утверждать, что оздоровительная гимнастика по системе «Белояр» хороша для любого возраста с любым уровнем физической подготовки. Система обучает сознательному управлению двигательными действиями отдельных частей тела и всего организма. Каждое упражнение по системе «Белояр» выполняется, как можно медленнее, при контролируемом растяжении всех групп мышц. Описал систему профессор Станислав Викторович Жуков. Система сложилась из знаний по психологии, биомеханике, нейрофизики, теории управления, истории, генетики. [3]

Некоторые закономерности двигательной активности

Естественной и важной частью функционирования организма является управление произвольным движением (движение целенаправленное), в котором участвуют все отделы центральной нервной системы – от спинного мозга до высших корковых проекций двигательного аппарата. Управление заключается в корректировке движений на основе постоянного обмена информацией между мышцами (исполнительными элементами) и пусковым аппаратом нервной системы.

Ведущая роль в регуляции произвольных движений принадлежит коре больших полушарий. Именно в ней вырабатываются цели движений, строится программа конкретных действий. Высшие отделы головного мозга оказывают влияние на деятельность нижележащих отделов, в том числе спинного мозга, через нисходящие пути. [4]

При выполнении любого движения ЦНС ведет непрерывную коррекцию («сенсорную»), учитывает все происходящие процессы на периферии и в случае надобности вносит в ход движения соответствующие поправки (коррекции). Координационная структура является результатом сложного учета ЦНС всего того, что происходит на костно-мышечной периферии. В первую очередь, речь идет о связи между мышечным напряжением и результирующим движением.

Различают три основных типа таких режимов:

Изометрический – напряжение с сохранением длины мышцы.

Изотонический – изменение напряжения при уменьшении длины мышцы.

Ауксотонический – изменения напряжения при удлинении длины мышцы.

В последнем режиме сокращение мышцы происходит обычно в условиях некоторого предварительного растяжения.

В живом организме мышцы при выполнении произвольного движения почти всегда начинают свою деятельность в той или иной степени растяжения, что также составляет одну из трудностей в регулировании любого движения. Начиная его, центральные регулирующие аппараты должны учесть степень предварительного растяжения мышц и произвести их необходимое возбуждение. Для этого нужно иметь подробную информацию о состоянии мышцы и «принимать» соответствующие решения. [5]

Клинические и экспериментальные исследования Г. А. Ализарова [4] и его учеников позволили установить, что только при растяжении мышечных рецепторов деформируется окончания афферентных волокон, намотанных на внутриверетенные волокна, и появляются нервные импульсы. При сокращении мышцы возбуждение в мышечных веретенах не возникает.

Сухожильные рецепторы располагаются в тонких сухожильных волокнах, окруженных капсулой. Они расположены последовательно относительно мышечных волокон. Их возбуждение возникает при напряжении мышцы.

Мышечные и суставные рецепторы дают сигналы о движении тела. Управление мышечной деятельностью осуществляется путём включения их в работу или выключения их из работы.

Таким образом, сознательное управление мышцами, основанное на знании их строения и функционирования, позволяет при различных патологиях частично или полностью восстановить их работоспособность. [4]

Нами было запланировано исследование на основе изложенной выше идеи, что сознательное управление мышцами, частично или полностью поможет восстановить их работоспособность.

В исследовании принимали участие женщины зрелого возраста от 50 до 70 лет занимающиеся по системе «Белояр».

Цель исследования – определить эффективность занятий по системе «Белояр» с женщинами зрелого возраста.

Гипотеза – предполагается, что применение системы позволит повысить уровень физической подготовленности женщин данного возраста.

Исходя из цели и гипотезы решались две задачи:

Разработать методику применения системы «Белояр» для женщин зрелого возраста и проверить влияние данной системы на уровень развития физической подготовленности женщин зрелого возраста на начальном этапе исследования.

Организация исследования

Вовлечение женщин зрелого возраста в оздоровительные занятия по системе «Белояр» в микрорайоне по месту их жительства. Для проведения исследования был выбран Клуб «Аура» (г. Королев). В этом клубе женщины тренировались два раза в неделю по 90 минут.

Данное наблюдение осуществлялось за 28 женщинами зрелого возраста. На первом этапе исследования, было проведено 48 занятий за полгода.

В основу эксперимента был положен критерий - доступность выполнения тестов женщинами зрелого возраста для определения физической подготовленности.

Использование методов математической статистики позволяют более объективно интерпретировать произошедшие изменения, установить степень достоверности различий или же отсутствия таковых, выявить существующие взаимосвязи, а также определить множественные связи между теми или иными факторами. [6,7]

Определение достоверности различий определялись по критерию Стьюдента.

Контрольное тестирование, отражающее физическую подготовленность женщин зрелого возраста

Гибкость характеризует функциональные возможности опорно-двигательного аппарата, степень подвижности его суставов и определяется максимальной амплитудой движений при наклоне вперёд из положения сидя (ноги прямые) путём замера линейкой расстояния до кончиков пальцев рук, вытянутых вперёд. Если они дальше стопы, гибкость положительная, если ближе, гибкость отрицательная. Выполняется три наклона вперёд с постепенно увеличивающейся амплитудой, на четвёртом регистрируется результат, удерживаемый в этом положении в течение 3 секунд.

Двигательная реакция определяется с помощью падающей линейки. Испытуемый стоит, правая рука вытянута вперёд ладонью влево, пальцы прямые, большой отведён. Тестируемый устанавливает линейку (40 см) вертикально на расстоянии 1-2 см от ладони. В течение 5 секунд после команды «Внимание!» линейка отпускается, испытуемый, не опуская руки, как можно скорее ловит падающую линейку. Засчитывается лучшая из трёх попыток, отмечается длина линейки (см) от «нуля» до края ладони.

Подъём туловища (скоростно-силовая выносливость).  Исходное положение: лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°, руки за головой, пальцы рук в «замок», локти разведены. Партнёр прижимает ступни к полу. По команде «Марш!» - энергично поднять туловище до перпендикулярного полу положения. Обратным движением вернуться в исходное положение до касания пола лопатками, локтями и затылком. Подсчитывается количество подъёмов за 30 секунд.

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с опорой на коленях «Отжимание» (силовая выносливость).  Исходное положение: упор лёжа, голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание – до полного выпрямления. Фиксируется количество отжиманий.

Удерживание гантелей 2 кг (статическая силовая выносливость). Исходное положение: ноги на ширине таза, стопы параллельны, лопатки сведены, плечи опущены, гантели удерживается двумя прямыми руками, разведёнными в стороны (по фронтальной плоскости). Регистрируется время, удерживаемое в этом положении в секундах.

Упор лежа на предплечьях «Планка» (определение выносливости к статическим усилиям). Исходное положение: лёжа на полу животом вниз, опираясь на предплечья, сгибая руки в локтях под прямым углом (плечи над локтями).  Опираясь на пальцы ног, туловище поднимается от пола, таз подкручен, не допускается прогиба в пояснице. Тело должно составлять прямую линию (пятки, бёдра, плечи), голова продолжение позвоночника. Даётся одна попытка. Регистрируется время, удерживаемое в этом положении в секундах. [8]

Результаты исследования

После проведения курса (шести месяцев) занятий по системе «Белояр» вновь было проведено тестирование женщин зрелого возраста.

Таблица 1.

Сравнительные показатели по физической подготовленности женщин зрелого возраста

 

Примечания к таблице 1:

  • Как видно из таблицы 1 показатели среднего значения физической подготовленности женщин зрелого возраста выросли.
  • Сравниваем расчетный критерий Стьюдента с табличным (критичным) и определяем достоверность результатов с уровнем статистической значимости меньше или равным 0,05.
  • Удерживание гантелей 2 кг., отжимания, планка, гибкость – связь улучшилась, результат достоверный (на 95%).
  • Поднимание туловища из положения лёжа на спине, двигательная реакция - связь улучшилась, достоверность результата не установлена (достоверность меньше 95%).

Заключение

В результате занятий у женщин в течение полугода произошли заметные положительные сдвиги в степени физической подготовленности и координационных возможностей. 

Результаты исследования позволяют рекомендовать оздоровительную гимнастику по системе «Белояр» для физкультурно–массовой оздоровительной работы в клубах по месту жительства занимающихся.

 

Список литературы:
1. Старость: Популярный справочник: Пер. с польск. – С 77 М.: «Большая Российская энциклопедия», 1996. – 352 с.
2. Савин С.В., Степанова О.Н. Педагогическое проектирование занятий фитнесом с лицами зрелого возраста: Монография. – М.: УЦ Перспектива, 2015. – 251 с.
3. Жуков С.В. «Белояр». Принципы естественного движения. – V.: Baltosios Gulbes, 2013, 272 c.
4. Бегун П. И., Шукейло Ю. А., Биомеханика: Учебник для вузов. – СПб.: Политехника, 2000. – 463 с.
5. Чхаидзе Л. В. Об управлении движениями человека: Издательство «Физкультура и спорт». Москва, 1970. – 135 с. 
6. Железняк Ю. Д. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – 6-е изд., переработанное. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
7. Голощапов Б.Р., Кулишенко И.В., Крякина Е.В. Учебно – исследовательская работа студентов на факультете физической культуры: учеб. пособие / Б.Р. Голощапов, И.В. Кулишенко, Е.В. Крякина. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 106 с.
8. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2008. – 244 с.