Статья:

Инновационные проекты и их влияние на конкурентоспособность (на примере Ростовской области)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(83)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Коробова Д.В. Инновационные проекты и их влияние на конкурентоспособность (на примере Ростовской области) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 32(83). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/83/58952 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Инновационные проекты и их влияние на конкурентоспособность (на примере Ростовской области)

Коробова Дарья Васильевна
магистрант Ростовского филиала Российской таможенной академии, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Innovative projects and their impact on competitiveness (on the example of the Rostov region)

 

Daria Korobova

Undergraduate Rostov branch Russian Customs Academy Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В данной статье проводится анализ развития инновационных проектов в Ростовской области. В статье выявлены основные проблемы и перспективы дальнейшего развития инновационных проектов Ростовской области.

Abstract: This article analyzes the development of innovative projects in the Rostov Region. The article identifies the main problems and prospects for the further development of innovative projects in the Rostov region.

 

Ключевые слова: инновации, малое инновационное предпринимательство, инновационная инфраструктура. 

Keywords: innovations, small innovative entrepreneurship, innovative infrastructure.

 

На протяжении последних двух десятилетий в нашей стране принимаются меры по созданию национальной инновационной системы (совершенствование правовой базы инновационной деятельности, создание инновационной инфраструктуры, отработка механизмов налогового стимулирования инновационной деятельности и т.д.)

Однако реализуемые меры нередко фрагментарны, зачастую недостаточно согласованы с другими направлениями экономической политики государства, не приносят должного эффекта, поскольку применяются в сырьевой модели экономики, которая не создает благоприятных условий для развития проектов инновационной направленности.

С началом политики экономических санкций в отношении России с особой остротой проявилась критическая зависимость нашей страны от импорта, доля которого составляет около 65% даже в производстве вооружений и военной техники. [1, С. 681] Очень показателен следующий пример: отсутствие в России необходимых инновационных технологий и оборудования уже привели к заморозке более десятка проектов по разработке месторождений нефти на арктическом шельфе. Без создания собственных инноваций в рассматриваемой сфере уже в ближайшие пять-десять лет вероятно снижение объемов добычи нефти, что приведет к значительному сокращению доходов федерального бюджета. [2]

Совершенно очевидно, что в условиях смешанной экономики важнейшую роль в формируемой национальной системе призвано сыграть инновационное предпринимательство, однако российское предпринимательство, как показывает практика, недостаточно заинтересовано в развитии инноваций, вследствие чего появился даже термин «принуждение к инновациям». [3]

Решение комплекса проблем развития инноваций и инновационных проктов невозможно без участия государства. Данное утверждение справедливо и для российских регионов, поскольку решение многих вопросов развития национальной инновационной системы и инновационных проектов, невозможно без заинтересованности и инициативы региональных властей, без учета специфики территорий, без тиражирования лучших практик в рассматриваемой сфере.

Как свидетельствует мировой опыт, малые инновационные предприятия являются важным элементом национальных инновационных систем. К их преимуществам относят:

  • способность производить большее количество инноваций, чем другие предприятия (95% революционных инноваций в мире (самолеты, вертолеты, турбинные двигатели, звуковое кино, персональные компьютеры и т.д.) были созданы на фирмах с числом занятых менее 500 человек); [4, С. 7] более высокая производительность (большее число нововведений в расчете на одного работника); более короткий срок создания и внедрения инноваций; значительно меньшие затраты на инновационную деятельность; большее количество полученных патентов (по сравнению с крупным и средним предпринимательством) и т.д.

Однако реализация этих преимуществ возможна в условиях эффективной интеграции малых, средних и крупных предприятий, благоприятной для развития инновационных проектов, развитой промышленности, а также эффективной государственной поддержки данного сектора экономики.

Именно в силу отсутствия этих ключевых условий сохраняется значительный разрыв показателей развития инновационных проектов в развитых странах и в России. Доля малых инновационных предприятий, занимающихся передовыми разработками и проектами,  составляет, по различным оценкам от 3 до 5% от общего числа малых предприятий России. Для сравнения:  значение этого показателя в странах ЕС составляет от 24 до 75%. [5, С. 38]

Причин подобного отставания немало (см. рисунок 1), причем большинство проблем развития инноваций схожи, как для РФ в целом, так и для отдельных регионов.

 

Рисунок 1. Сравнительный анализ факторов, препятствующих развитию инноваций в Ростовской области и в Российской Федерации (в %) [6]

 

Ростовская область обладает значительным научно-образовательным и инновационным потенциалом, это находит отражение в положительной динамике показателей, позволяющих оценить социально-экономические условия и научно-технический потенциал. Так, за 2012-2015 гг Ростовская область в рейтинге инновационного развития регионов поднялась, соответственно, с 38 и 28 позиций до 17 и 23, а в целом за рассматриваемый период поднялась с 38 на 26 место по величине российского регионального инновационного индекса (РРИИ). 

Одновременно с этим лишь на 4 п.п. были улучшены позиции по показателям, характеризующим качество инновационной политики (с 50 до 46 места). [6, С. 148-149]

Динамика показателей развития инновационных проектов в Ростовской области достаточно противоречива.

По уровню инновационного развития Ростовская область находится на 11-ом месте среди субъектов РФ, опережая все регионы ЮФО. Так, Волгоградская область и Краснодарский край находятся, соответственно, на 20-ом и 27-ом местах, а Астраханская область занимает всего лишь 59 место.

За период с 2013 по 2017 годы уровень инновационной активности крупных и средних организаций Ростовской области увеличился с 7,7 до 8,2%. Однако уровень инновационной активности в регионе в 2017 году был на 3 п.п. ниже среднероссийского и на 0,2 п.п. ниже среднего значения по Южному федеральному округу. [7]

В 2017 году было отмечено также увеличение объема отгруженной инновационной продукции (на 86% по сравнению с уровнем 2013 года). Вместе с тем доля организаций, осуществляющих технологические инновации составила в рассматриваемом году 7,7%. Этого недостаточно, если принять во внимание, что к 2024 году, в соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2018 № 204, намечено довести значение этого показателя до 50%.

На 2019 год запланировано начало работы инновационного бизнес-акселератора. По замыслу разработчиков, он будет поэтапно осуществлять обучение, консультирование и предпроектную подготовку с целью составления бизнес плана и получения грантовой поддержки инновационных проектов. Кроме того, представляет интерес идея создания для инновационных предприятий, действующих в приоритетных отраслях, центра цифровизации, что позволит оцифровать продукцию данных предприятий, что должно способствовать развитию интеграции малого и крупного предпринимательства.  

Важно также отметить предстоящее создание в Ростовской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа, что, несомненно, будет стимулировать развитие проектов инновационной направленности. Ведь без наличия промышленности создание инноваций, готовых к серийному производству и выходу на рынок, невозможно.

Таким образом, можно отметить, что в ходе исследования развития сферы инновационных проектов в Ростовской области было определено, что тенденции развития неустойчивы и не могут быть оценены однозначно.  Стоит  отметить, что потенциал инновационного развития Ростовской области очень велик, и, если направить силы на дальнейшее развитие инноваций и инновационных проектов области, решатся многие экономические и социальные проблемы.

Преодолеть отставание в области развития инновационной сферы возможно на основе применения системного подхода, учета факторов внешней среды, специфики экономической модели, существующей в нашей стране. Необходимо обеспечить значительный приток инвестиций в инновационную сферу, как за счет стимулирования предпринимательства, так и за счет увеличения расходов федерального и регионального бюджета на инновационную политику. При этом крайне важно выработать показатели эффективности (использования бюджетных средств, работы институтов инновационной инфраструктуры, применения отдельных инструментов поддержки малого инновационного предпринимательства), осуществлять контроль за соблюдением этих критериев и показателей. В противном случае неизбежен рост коррупции,  поскольку  «там,  где  падает эффективность, там растет коррупция…»

 

Список литературы:
1. Санкции на нефть: России нечем бурить [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2018/03/15/11683075.shtmlhttps://www.gazeta.ru/business/2018/03/15/11683075.shtml Дата обращения (1.03.2019)
2. Принуждение к инновациям: почему корпорациям пока не нужны изобретатели [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/business/09/12/2015/5667c3a09a7947487853e174 
3. Баумол  У.  Предпринимательство,  инновации  и  рост:  симбиоз  Давида  и Голиафа // Проблемы теории и практики управления. -2005.- № 2. 
4. Гончарова О.Ю. Малое инновационное предпринимательство и его государственная поддержка в развитых странах// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. -2008. -№ 1.
5. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 5 / под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2017.
6. Краткий аналитический обзор деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области за январь-март 2018 года [Электронный ресурс] - Режим доступа:. http://mbdon.ru/images/stories/Analitics_MSP_1kv_2018.pdf