Статья:

Организационные условия управления инновационными процессами в ДОУ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(84)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Томилова М.А., Гордиенко Т.П. Организационные условия управления инновационными процессами в ДОУ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 33(84). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/84/59296 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Организационные условия управления инновационными процессами в ДОУ

Томилова Мария Александровна
магистрант, Крымский инженерно-педагогический университет, РФ, г. Симферополь
Гордиенко Татьяна Петровна
д-р пед. наук, профессор, Крымский инженерно-педагогический университет, РФ, г. Симферополь

 

Дошкольное образование является первым уровнем общего образования и призвано обеспечить формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Обширный перечень функций управления дошкольным образованием, дифференцированный по уровню компетенции и ответственности, позволяет произвести типологию функций на основе определенного методологического принципа. Так, с позиций типовых функций управления ДОУ, М.М. Поташник, выделяет: планирование, организацию, руководство, контроль. Вместе с тем, функции управления, автор не относит к числу «типовых», а именно - разработка, установление и осуществление, хотя процентная доля достаточно велика. Следовательно ДОУ поручены не только функции исполнения, но и функции разработки и нормирования - новые функции управления, обусловленные статусом юридического лица [2, с. 154].

Педагогический менеджмент (теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом) имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается прежде всего в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера. Предметом труда менеджера является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда - информация, орудием труда - язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-познавательного процесса и связанного с ним труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития дошкольников. Достижение предусмотренных целей менеджера требует от руководителя ДОУ четкого представления о тех задачах, которые он решает.

Методология системного педагогического исследования, которую предлагает Н.В. Кузьмина, состоит из четырех функциональных компонентов педагогической системы. Цели и задачи организуют сущность первого фактора педагогического менеджмента как деятельностной педагогической системы. Второй фактор - коммуникативный, включает стиль взаимоотношений педагога и дошкольника, описывает характеристику личности педагога как субъекта менеджмента учебно-познавательного процесса. Третий фактор - содержательно-организационный, который реализуется на основе принципов и методов. Четвертый фактор - резулътативный [1, с. 87]. Функционирование и развитие образовательного процесса как педагогической системы - основное условие существования педагогической системы.

Главными методологическими основаниями реформирования и развития ДОУ служат тенденции гуманизации социальных процессов, требующие качественных преобразований в управлении системой образования на всех уровнях и направленные на обеспечение ее стабильности, сохранение и развитие. Управление развитием инновационных процессов в ДОУ должно строится на взаимодействии трех функций: воспроизводящей, связанной с сохранением традиционных ценностей российского образования; развивающей, направленной на создание инновационных образцов в рамках действующей системы образования.

Для целенаправленного управления инновационными процессами в ДОУ необходимо решить две группы проблем. Первая группа проблем касается создания новой педагогической среды, включающей в себя мотивационные, креативные, рефлексивные компоненты, обеспечивающие личностно-профессиональное творчество педагогического коллектива. К этой группе относятся: разработка организационно-функциональной структуры ДОУ, в которой просчитано назначение каждого субъекта и определены взаимосвязи, творческий потенциал. Вторая группа проблем касается содержания профессионального творчества педагогического коллектива: формирование новых педагогических позиций в образовательном пространстве, понимание человека как природного, уникального, саморазвивающееся явление, как созидателя, творца; создание концепции инновационного движения коллектива; целеполагания; разработка системы поощрений инноваторов; систематизация и тиражирование нового опыта внутри ДОУ.

Выделим основные организационные условия, обеспечивающие развитие инновационных процессов в ДОУ: формирование новой позиции руководителей, педагогов на непрерывное личностно-профессиональное развитие; изменение установок руководителей, педагогов на значение инновационных процессов в сохранении и развитии ДОУ в условиях экономики знаний; использование новых управленческих технологий, которые обеспечивают создание развивающей среды для педагогов и дошкольников; проектирование как способ инновационной деятельности; целевое управление с прогнозируемым результатом. В качестве главных условий успешного обучения педагогического коллектива моделям инновационного образования можно выделить: целеполагание; демократический характер общения; согласованность и ритмичность функционирования службы инноваций, обеспечивающей воспитательный процесс; высокую профессиональную компетентность педагогических кадров; комплекс мер, стимулирующих познавательную активность, творчество дошкольников. Таким образом, переход на управление инновационными процессами в ДОУ требует осуществления многоуровневого управления ими. Такими уровнями являются: администрация управления ДОУ; заведующая; методист; педагог. Эти уровни, взаимосвязанные между собой обеспечивают непрерывное развитие инновационных процессов - главного условия непрерывного развития ДОУ в условиях экономики знаний.

 

Список литературы:
1. Кузьмина, Е.И. Психология свободы: теория и практика : учебное пособие / Е.И. Кузьмина. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 336 с.
2. Поташник, М.М. Освоение ФГОС. Методические материалы для учителя / М.М. Поташник, М.В. Левит // Изд-во: Педагогическое общество России, 2016. – 208 с.