Применение мобильных устройств в качестве навигаторов для поиска сервисов, находящихся вдоль автомобильных дорог
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(84)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(84)
Применение мобильных устройств в качестве навигаторов для поиска сервисов, находящихся вдоль автомобильных дорог
Аннотация. В настоящее время разработано достаточное количество программного обеспечения для навигации не только в пределах города, но и страны. Пользователи могут столкнуться с рядом препятствий при использовании неточной, необновленной информации об объектах придорожного сервиса. На территории Республики Казахстан имеются платные сервисы, услугами которых, могут воспользоваться как жители страны, так и проезжающие туристы. Для продвижения своих сервисов владельцы частных предприятий распространяют различные рекламные акции по информационным каналам, но этот способ может быть не столь действенным как отдельное программное обеспечение, которое заключало бы в себе полную информацию о придорожном сервисе, расположении, комплектарности и других значимых параметрах. В связи с вышеперечисленным, разработка и анализ программного обеспечения для придорожных сервисов Республики Казахстан является актуальной на сегодняшний день.
Навигационные приборы играют ключевую роль в выборе подходящего пути и позволяют постоянно контролировать местоположение. Для навигации используются судовые часы, магнитный компас, бинокль, карты, гирокомпас, радиолокатр, приемник спутниковой навигации (GPS), электронно- картографическая навигационно - информационная система (ECDIS) и многое другое. С нынешним темпом роста городов и строящихся зданий нередко человек может быть не уверен где находится и выделить правильное направление бывает сложно. В таких случаях можно просто использовать собственный мобильный телефон, узнать точное местоположение, информацию о близлежащих предприятиях и получить пошаговые инструкции для прибытия к намеченной точке. Новое поколение современных мобильных устройств для определения координат используют приемники глобальной системы позиционирования (GPS), позволяющие совершать все описанные выше манипуляции. GPS использует радиоволны между спутниками и приемником внутри мобильного устройства для предоставления информации о местоположении и времени любому программному обеспечению для использования. Для использования GPS нужна возможность получать данные и бесприпятственный обзор нескольких спутников (препятствиями могут быть высокие здания). Также приемники медленны и потребляют большое количество энергии. Использование GPS не всегда дает ожидаемые результаты, особенно на территории Республики Казахстан, так как покрытие мобильной связью и Интернетом имеется не во всех зонах территории. Из такого предположения можно сделать вывод о поиске других путей для решения возникшей проблемы без геозависимости.
Многие GPS-устройства предоставляют возможность поиска нужного местоположения для определенных ориентиров, таких как рестораны и заправочные станции в пределах определенного радиуса к текущему местоположению пользователя. Эта функция может помочь определить лучшие места для остановки во время дорожных поездок или даже ежедневных поездок. Другие достопримечательности часто включают отели, музеи, аэропорты и другие общие области интереса. Важно помнить, что не все устройства GPS будут учитывать недавние изменения на карте, поэтому лучше всего позвонить в организацию для подтверждения или иметь резервный план.
Со временем названия дорог меняются и появляются новые дороги. Из-за этого GPS может давать неправильные указания. Например, система может сказать пользователю повернуть налево, когда нужно повернуть направо. Хотя эта неточность, безусловно, доставляет неудобства, она может быть и опасной. Например, GPS может отправить пользователя в неверном направлении по улице с односторонним движением. Обновление программного обеспечения GPS может снизить вероятность неправильного поворота. Эти обновления могут стоить финансовых средств, в зависимости от вашего конкретного GPS. Обновление автомобильного навигационного компакт-диска может стоить дороже, чем покупка портативного устройства. Кроме того, окружающая среда часто влияет на точность аппаратного датчика в навигационной системе GPS, что часто приводит к дезориентации пользователей во время навигации. Этот сценарий показывает, что навигационная карта, предоставляемая обычной системой GPS, не всегда соответствует когнитивной карте пользователя.
Когда пользователь отказывается от GPS карт, он может оказаться в затруднительном положении в определенных ситуациях. Например, если он находится в зоне, которая не может получить доступ к спутнику, то должен подождать, пока не окажется в зоне действия спутника, прежде чем сможет получить направление. Аналогично, навигационная система для смартфона работает только там, где имеется услуга сотовой связи. Другие потенциальные трудности, которые могут возникнуть в данном случае — это разрядка батареи, потеря связи или полный отказ оборудования.
Одной из основных проблем в GPS-навигации является недостаточная точность – до 15 м. Когда количество видимых спутников велико и нет отраженных сигналов, точность достигает 4-5 м. Улучшение в точности может быть достигнуто с помощью дифференциального GPS (DGPS). В этом случае за счет коррекции данных GPS с наземных станций достигается точность до 0,4 м. Хорошей альтернативой, особенно для городской навигации, является Assist GPS (AGPS). Он дает хорошие результаты, когда в сигналах GPS присутствуют отраженные сигналы. Большинство мобильных терминалов со встроенным GPS-приемником поддерживают AGPS.
Принцип работы картографичеких компаний – это в первую очередь сбор данных. Использование геоданных и картографических технологий в мобильных устройствах уже существует довольно много лет. Большинство существующих картографических технологий, являются глобальными и работают в онлайн режиме. Однако системы позиционирования (GPS), как Nokia Maps и Google Maps, являющиеся лидерами рынка картографических технологий и мобильных навигационных систем на сегодняшний день терпят некие преобразования и изменения с целью роста потребителей.
«В условиях глобализации мировой экономики туризм играет важную роль в развитии государств и регионов, являясь главной составной частью сферы услуг. Несмотря на меньшую, по сравнению с современными промышленными отраслями, капиталоемкость, туризм генерирует большую занятость населения страны, включая создание рабочих мест. Туризм и путешествия – это одна из крупнейших в мире отраслей, которая является мощным стимулом глобального экономического развития.» [1, c.2]
Несмотря на развитие информационных систем, данные технологии не являются достаточно значимым инструментом в современном туристическом бизнесе Казахстана, тогда как за рубежом информационные технологии являются неотъемлемой частью некоторых крупных туристических и социокультурных проектов. Особую роль информационные системы играют при разработке проектов перспективного планирования развития туризма в регионе.
«Несмотря на информатизацию и компьютеризацию туристских процессов и создание в последние годы мобильных гидов как приложений для путешественников необходимо отметить слабую насыщенность данного рынка. Очевидно, что в условиях конкуренции возникает качественный продукт, отвечающий максимально требованиям современного туриста.» [2, c.328-330]
«С тех пор как компания Google в 2005 году представила интерактивный картографический сервис Google Maps, подобные карты стали неотъемлемой частью интернет-сервисов, а вскоре стали внедряться и в настольные приложения. В настоящее время список популярных интернет-карт представлен как зарубежными ресурсами: Google Maps (карта, спутниковые снимки, рельеф), Wikimapia (карта и снимки), OpenStreetMap (карта с множеством семантических стилей), Bing Maps (карта и снимки), Apple Maps (карта), так и отечественными: «Яндекс.Карты» (карта и спутниковые снимки), «Геопортал Роскосмоса» (карта и снимки), «Космоснимки» (карта и снимки), «2ГИС» (карта), Navitel (карта) и другими.» [3, c 119]
«Сегодня ведущие картографические интернет-сервисы предлагают всё новые возможности, выходящие за рамки плоской карты: теперь можно просматривать трёхмерные карты, панорамные фотоснимки и видеоряды, отправляясь в виртуальное путешествие по улицам городов, живописным природным ландшафтам и даже другим планетам. Также интернет-карты используются для навигации и позволяют при этом получать дополнительную информацию, например, о ситуации на дорогах и пробках или местных достопримечательностях». [4, 121]
«Яндекс.Карты и Google Maps – это поисково-информационные сервисы, предоставляющие пользователям карты городов, данные о пробках, схемы метро и прочие интересные и полезные функции». [5]
Сравнительные приложения как Яндекс.Карты, Google Maps и 2ГИС зарекомендовали себя как полезные и удобные сервисы. С их помощью можно определить местоположение, наикратчайший путь между пунктами, узнать информацию о придорожных сервисах и многое другое. Однако, если неправильно настроить карты, то на них отобразится ложная информация. Точка может совсем отсутствовать, находится не в том здании или не на той улице. Главным недостатком Google Maps является необходимость в постоянном подключении к интернету. Яндекс.Карты могут работать в автономном режиме, однако в нем ограниченная география работы.
Яндекс.Карты в основном предназначены для территории Российской Федерации и глобальных карт. При открытии Карты Казахстана, замечается недостаточная заполненность информацией, это связано с тем, что не совершается полный сбор данных о территории. Хотя 2ГИС выходит на мировой уровень и готовится выпускать карты не только отдельных городов, он все же ориентирован для внутреннего локального пользования и предназначен не для всех городов.
На сегодняшний день наиболее популярными из мобильных навигаторов кроме вышеперечисленных являются Nokia Here и Navitel. Nokia Here известен своим простым функционалом, возможностью отслеживать пробки, однако работает только под Windows Phone. Navitel славится высокой детализацией карт, однако программа платная и требовательна к ресурсам.
По сравнительным характеристикам вышеперечисленных мобильных приложений, собрано представление об отечественном приложении. Так как для пользователя важно не потерять связь в экстремальных ситуациях, то важным аспектом будет применение в оффлайн режиме. «Протяженность автомобильных дорог в Казахстане составляет 128 тыс. км., из них 85,6 тыс. км - дороги общего пользования и 42,4 тыс. км – хозяйственные дороги в виде подъездов к промышленным предприятиям, рудникам, фермерским и лесным хозяйствам, другим производствам, выполняющие роль технологических дорог». [6] При такой масштабной протяженности зона покрытия и 3G/GSM или поддержка сети не велика. «Товарищество с ограниченной ответственностью «Алте́л» (каз. «Алтел» ЖШС) — одна из телекоммуникационных компаний Казахстана. Единственный сотовый оператор со стандартом CDMA в Казахстане». [7] На примере продемонстрированной компанией «ALTEL» показано покрытие участка Оренбург – Актобе (рисунок 1).
Рисунок 1. Зона покрытия 3G/GSM компании «ALTEL»
Зона покрытия 3G/GSM на данном участке дороги республиканского значения не постоянна. Так, обнаруживаются существенные сбои и отсутствие сети между Кандыагашом и Эмбой, Эмбой и Шалкаром. Следовательно, пользователи не всегда смогут использовать карты, имеющиеся на мобильном устройстве. При непредвиденных обстоятельствах может понадобиться информация о ближайшем населенном пункте, медицинском учреждении или же вызове эвакуатора и других средствах неотложного назначения. Именно этим причинам, эффективнее создать приложение, не требующее интернет-соединения или других ресурсов. Вся необходимая информация будет доступна пользователям в любом месте и в любое время.
Создаваемое приложение направлено на развитие объектов придорожного сервиса, оно будет помощником не только для туристов, но и отличной рекламой для владельцев придорожных автозаправочных станций, кафе, гостиниц, СТО и других услуг. Так же, как и в Google Maps и Яндекс.Карты необходима система оценок сервисов, для актуализации и детализации данных.
Целью данной научной работы является создание мобильного приложения, которое бы упорядочило открытую имеющуюся информацию, сделало ее общедоступной и полезной. Разработанное приложение будет сочетать в себе мобильные решения и гео-картографию для обеспечения картами туристов, путешественников или любого пользователя, пытающегося искать информацию о неизвестном ему месте и узнать о находящихся рядом сервисах. Приложение сможет снизить разочарование туриста в значительной степени, так как оно будет иметь всю информацию, в которой нуждается турист (где расположен конкретный объект, как добраться и как связаться с представителями). Определенным преимуществом по сравнению с другими известными навигационными приложениями является то, что информация будет в приложении все время, не требуя от себя какого-либо доступа к любому виду интернет-услуг, все, что нужно сделать пользователю - это загрузить и установить приложение.
С помощью приложения пользователь может найти в оффлайн режиме пункты придорожного сервиса в любой точке Казахстана.
«В мобильном приложении KazWay доступны данные по 1800 пунктам придорожного сервиса по таким категориям как АЗС, мотель, санузел, пункт питания, розничная торговля, СТО, мойка, медицинская помощь, стоянка, охраняемая стоянка, место для пикника, эвакуатор. Каждая из этих категорий отображает место нахождения пункта и предлагает функцию «позвонить»». [8]
Кроме того, в приложении доступна функция расчета расстояния между городами Казахстана.