Статья:

Налоги и налогообложение в цифровую эпоху: проблемы налогового администрирования и пути совершенствования налоговой системы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(84)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Сергеева В.В., Шаруда А.С. Налоги и налогообложение в цифровую эпоху: проблемы налогового администрирования и пути совершенствования налоговой системы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 33(84). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/84/59671 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Налоги и налогообложение в цифровую эпоху: проблемы налогового администрирования и пути совершенствования налоговой системы

Сергеева Валерия Владимировна
студент, ФГБОУ ВО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Краснодарский филиал), РФ, г. Краснодар
Шаруда Андрей Сергеевич
студент, ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет, РФ, Краснодарский край, Павловский район, ст. Старолеушковская

 

В последние годы в условиях цифровой реальности перед налоговыми органами встал вопрос о цифровой трансформации в налоговом контроле и создании сервисов, облегчающих жизнь налогоплательщиков. 
По этому поводу существует большое количество различных мнений, но то, что жизнь никогда не будет прежней после цифровой революции, в том числе и жизнь налогоплательщиков, остается неоспоримым аргументом для последующих изменений в сфере налогообложения.

По данным Федеральной налоговой службы в первом полугодии 2016 года на 35% снизилось число выездных налоговых проверок и на 47,3% снизилось число жалоб по их результатам. Сократилось и число судебных споров Федеральной налоговой службы с бизнесом, при этом поступления по аналитической работе ведомства выросли почти в 2 раза. Проверки малого и среднего бизнеса на сегодняшний день охватывают менее 1% налогоплательщиков, а по более крупным предприятиям - не более 20%. Также следует отметить, что довольно высока результативность проверок, так как в 80% случаев они заканчиваются налоговыми доначислениями. Причиной таких изменений в налогообложении компаний является создание риск-профиля каждого налогоплательщика до выхода на проверку  с помощью аналитики и цифровой обработки информации о нем. Таким образом, количество выездных налоговых проверок неуклонно сокращается, а налоговый контроль все больше смещается в сторону камерального контроля [5, с. 86].

Федеральная налоговая служба за последнее время превратилась в одну из крупнейших и наиболее эффективных IT-организаций не только в России, но и во всем мире [1, с. 205]. Она давно задекларировала себя, как сервисная организация с большим опытом в области внедрения новых технологий в налоговое администрирование, показав, что нормативно-правовое регулирование может быть подстроено под нужды цифровизации. Наблюдается постоянный рост количества онлайн-услуг, способствующих максимальному упрощению процессов уплаты налогов [4].

Передовой темой с налоговым администрированием является введение нового налогового режима для самозанятых граждан - налога на профессиональный доход. ФНС России выпустило официальное приложение для налогоплательщиков налога на профессиональный доход, которое называется "Мой налог". Это приложение обеспечивает полное взаимодействие между самозанятыми гражданами и налоговыми органами, не требуя личного визита в налоговую инспекцию. Учет доходов налогоплательщика ведется автоматически в мобильном приложении, нет необходимости покупать онлайн-кассу, так как чек можно сформировать прямо в приложении, где также автоматически и начисляется налог. Таким образом, данное приложение полностью заменяет ККТ и отчетность, а также отличается удобным и понятным интерфейсом, способствующим простоте регистрации и уплаты налогов [3].

Также была проведена масштабная реформа кассовых аппаратов. Теперь они передают информацию о продажах в налоговые органы в режиме реального времени. Почти полтора миллиона налогоплательщиков уже зарегистрировали 3 миллиона онлайн-касс. Заработал специальный сервис "API Проверка чеков", разработанный ФНС, к которому уже подключились свыше 80 миллионов предпринимателей.

Была внедрена система налогового мониторинга, заключающаяся в выстраивание взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками на основе принципов партнерства, открытости и прозрачности с помощью инновационных технологий. Участники данной системы добровольно в режиме онлайн предоставляют доступ к данным бухгалтерского и налогового учета, а также к информации о налоговых рисках и данным внутреннего контроля, что позволит оперативно проверять правильность исчисления и уплаты налогов без проведения выездных и камеральных проверок, сократить затраты на налоговое администрирование, а значит  и снизить нагрузку на компании и налоговые органы. Многие крупные компании, например, такие, как "РЖД," уже успели оценить преимущества оперативного взаимодействия с налоговыми органами, они активно развивают свои учетные системы, видят преимущества цифровизации и стремятся к активному диалогу с налоговыми органами.

В России в сфере прослеживаемости товаров вводится электронный документооборот, позволяющий перестроить систему по НДС, исходя из контроля за движением товаров, а именно станет проще подтверждать экспорт, а документы будут заменены реестрами сведений. В основе электронного документооборота лежат принципы технологии, ответственности, полезности и удобства. Российский бизнес на сегодняшний день делает упор на автоматизацию всех веток документооборота и налоговых требований, количество которых только растет. Среди новых инструментов электронного взаимодействия компаний с государством и контрагентами, можно выделить облачную электронную подпись, универсальный передаточный документ и договор в электронной форме.

Однако налоговым органам стоит уделить особое внимание стратегиям и моделям защиты налогоплательщиков, повышению уровня знаний налоговых данных и кибер-безопасности, а налогоплательщикам - снижению налоговых рисков и проверке контрагентов [2, с. 15]. Эффективное функционирование цифровой экономики возможно только при обеспечении информационной и экономической безопасности государства и бизнеса, защите персональных данных и неприкосновенности частной жизни российских граждан в цифровом пространстве.

Помимо существенных преимуществ можно обозначить и ряд юридических проблем, возникающих в связи с цифровизацией налогового администрирования. В их числе можно выделить:

- проблемы, связанные с вопросами открытости цифровых данных из налоговой сферы;

- правовой статус технических посредников, а именно программистов и IT-структур;

- ответственность за нарушение сроков предоставления отчетности в электронном виде в результате технических сбоев, а также за нарушение способов и формата предоставления отчетности.

Для повышения качества налогового администрирования и совершенствования системы налогообложения в условиях цифровой экономики необходимо решить следующие вопросы и внедрить такие изменения, как:

- создание виртуальной транзакционной среды, представляющую собой замкнутую цифровую экосистему, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки, а Федеральная налоговая служба сможет автоматически исчислять и удерживать налоги в момент совершения транзакций;

- необходимо создать мобильное приложение, которое включало бы в себя все налоговые данные, что позволит организациям минимизировать свои риски за счет доступа к подлинной и достоверной информации о контрагентах и к обновляющейся базе законодательства;

- существенное смягчение требований к организациям, участвующим в налоговом мониторинге, через снижения планки по объемам исчисленных налогов;

- разработка единого удобного сервиса со всей необходимой для организаций информацией, дающего полное представление о возможных рисках компании, так как Личный кабинет и сервисы ФНС  не могут этого обеспечить;

- возможность использования чат-ботов в практике налоговых консультантов и преимущества самообучающихся систем для налогоплательщиков, например, для получения ответов на простые вопросы;

- разработка кодекса поведения для представителей налоговых служб в ходе проведения проверок налогоплательщиков;

- расширение перечня обязанностей налогового органа и увеличение объема прав налогоплательщиков [5, с. 34].

Существующая практика налогового администрирования предполагает необходимость совершенствования норм налогового законодательства РФ. Создание системы добровольного соблюдения налогового законодательства, значительно увеличит степень взаимного доверия между государством и обществом,   обеспечит прозрачность экономики для всех хозяйствующих субъектов, повысит качество бюджетного планирования и гарантирует стабильность налоговых поступлений, а ведь только в этом случае интернет и цифровые технологии смогут полностью заменить стандартные методы налогообложения и налогового контроля.

 

Список литературы:
1. Горский, И.В. Теория и практика налогообложения : учебник /  Н.И. Малис, И.В. Горский, С.А. Анисимов ; под ред. Н. И. Малис. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2017. – 478 с.
2. Левшукова О.А., Полинская М.В. Налоговая система Российской Федерации: оценка эффективности и направления реформирования /М.В. Полинская, О.А. Левшукова / Труды кубанского государственного аграрного университета 2017. №36. – 48 с.
3. Медиа про высокие технологии в России и лучшие мировые практики «Хайтек» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://hightech.fm/
4. Независимое издание о технологиях и бизнесе «Rusbase» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://rb.ru/
5. Полинская М.В. Идентификация налоговой политики РФ и направления ее реформирования / М.В. Полинская, О.А. Левшукова, Н.А. Гончарова //Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-4 (89-4). – 103 с.