Налоги и налогообложение в цифровую эпоху: проблемы налогового администрирования и пути совершенствования налоговой системы
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(84)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(84)
Налоги и налогообложение в цифровую эпоху: проблемы налогового администрирования и пути совершенствования налоговой системы
В последние годы в условиях цифровой реальности перед налоговыми органами встал вопрос о цифровой трансформации в налоговом контроле и создании сервисов, облегчающих жизнь налогоплательщиков.
По этому поводу существует большое количество различных мнений, но то, что жизнь никогда не будет прежней после цифровой революции, в том числе и жизнь налогоплательщиков, остается неоспоримым аргументом для последующих изменений в сфере налогообложения.
По данным Федеральной налоговой службы в первом полугодии 2016 года на 35% снизилось число выездных налоговых проверок и на 47,3% снизилось число жалоб по их результатам. Сократилось и число судебных споров Федеральной налоговой службы с бизнесом, при этом поступления по аналитической работе ведомства выросли почти в 2 раза. Проверки малого и среднего бизнеса на сегодняшний день охватывают менее 1% налогоплательщиков, а по более крупным предприятиям - не более 20%. Также следует отметить, что довольно высока результативность проверок, так как в 80% случаев они заканчиваются налоговыми доначислениями. Причиной таких изменений в налогообложении компаний является создание риск-профиля каждого налогоплательщика до выхода на проверку с помощью аналитики и цифровой обработки информации о нем. Таким образом, количество выездных налоговых проверок неуклонно сокращается, а налоговый контроль все больше смещается в сторону камерального контроля [5, с. 86].
Федеральная налоговая служба за последнее время превратилась в одну из крупнейших и наиболее эффективных IT-организаций не только в России, но и во всем мире [1, с. 205]. Она давно задекларировала себя, как сервисная организация с большим опытом в области внедрения новых технологий в налоговое администрирование, показав, что нормативно-правовое регулирование может быть подстроено под нужды цифровизации. Наблюдается постоянный рост количества онлайн-услуг, способствующих максимальному упрощению процессов уплаты налогов [4].
Передовой темой с налоговым администрированием является введение нового налогового режима для самозанятых граждан - налога на профессиональный доход. ФНС России выпустило официальное приложение для налогоплательщиков налога на профессиональный доход, которое называется "Мой налог". Это приложение обеспечивает полное взаимодействие между самозанятыми гражданами и налоговыми органами, не требуя личного визита в налоговую инспекцию. Учет доходов налогоплательщика ведется автоматически в мобильном приложении, нет необходимости покупать онлайн-кассу, так как чек можно сформировать прямо в приложении, где также автоматически и начисляется налог. Таким образом, данное приложение полностью заменяет ККТ и отчетность, а также отличается удобным и понятным интерфейсом, способствующим простоте регистрации и уплаты налогов [3].
Также была проведена масштабная реформа кассовых аппаратов. Теперь они передают информацию о продажах в налоговые органы в режиме реального времени. Почти полтора миллиона налогоплательщиков уже зарегистрировали 3 миллиона онлайн-касс. Заработал специальный сервис "API Проверка чеков", разработанный ФНС, к которому уже подключились свыше 80 миллионов предпринимателей.
Была внедрена система налогового мониторинга, заключающаяся в выстраивание взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками на основе принципов партнерства, открытости и прозрачности с помощью инновационных технологий. Участники данной системы добровольно в режиме онлайн предоставляют доступ к данным бухгалтерского и налогового учета, а также к информации о налоговых рисках и данным внутреннего контроля, что позволит оперативно проверять правильность исчисления и уплаты налогов без проведения выездных и камеральных проверок, сократить затраты на налоговое администрирование, а значит и снизить нагрузку на компании и налоговые органы. Многие крупные компании, например, такие, как "РЖД," уже успели оценить преимущества оперативного взаимодействия с налоговыми органами, они активно развивают свои учетные системы, видят преимущества цифровизации и стремятся к активному диалогу с налоговыми органами.
В России в сфере прослеживаемости товаров вводится электронный документооборот, позволяющий перестроить систему по НДС, исходя из контроля за движением товаров, а именно станет проще подтверждать экспорт, а документы будут заменены реестрами сведений. В основе электронного документооборота лежат принципы технологии, ответственности, полезности и удобства. Российский бизнес на сегодняшний день делает упор на автоматизацию всех веток документооборота и налоговых требований, количество которых только растет. Среди новых инструментов электронного взаимодействия компаний с государством и контрагентами, можно выделить облачную электронную подпись, универсальный передаточный документ и договор в электронной форме.
Однако налоговым органам стоит уделить особое внимание стратегиям и моделям защиты налогоплательщиков, повышению уровня знаний налоговых данных и кибер-безопасности, а налогоплательщикам - снижению налоговых рисков и проверке контрагентов [2, с. 15]. Эффективное функционирование цифровой экономики возможно только при обеспечении информационной и экономической безопасности государства и бизнеса, защите персональных данных и неприкосновенности частной жизни российских граждан в цифровом пространстве.
Помимо существенных преимуществ можно обозначить и ряд юридических проблем, возникающих в связи с цифровизацией налогового администрирования. В их числе можно выделить:
- проблемы, связанные с вопросами открытости цифровых данных из налоговой сферы;
- правовой статус технических посредников, а именно программистов и IT-структур;
- ответственность за нарушение сроков предоставления отчетности в электронном виде в результате технических сбоев, а также за нарушение способов и формата предоставления отчетности.
Для повышения качества налогового администрирования и совершенствования системы налогообложения в условиях цифровой экономики необходимо решить следующие вопросы и внедрить такие изменения, как:
- создание виртуальной транзакционной среды, представляющую собой замкнутую цифровую экосистему, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки, а Федеральная налоговая служба сможет автоматически исчислять и удерживать налоги в момент совершения транзакций;
- необходимо создать мобильное приложение, которое включало бы в себя все налоговые данные, что позволит организациям минимизировать свои риски за счет доступа к подлинной и достоверной информации о контрагентах и к обновляющейся базе законодательства;
- существенное смягчение требований к организациям, участвующим в налоговом мониторинге, через снижения планки по объемам исчисленных налогов;
- разработка единого удобного сервиса со всей необходимой для организаций информацией, дающего полное представление о возможных рисках компании, так как Личный кабинет и сервисы ФНС не могут этого обеспечить;
- возможность использования чат-ботов в практике налоговых консультантов и преимущества самообучающихся систем для налогоплательщиков, например, для получения ответов на простые вопросы;
- разработка кодекса поведения для представителей налоговых служб в ходе проведения проверок налогоплательщиков;
- расширение перечня обязанностей налогового органа и увеличение объема прав налогоплательщиков [5, с. 34].
Существующая практика налогового администрирования предполагает необходимость совершенствования норм налогового законодательства РФ. Создание системы добровольного соблюдения налогового законодательства, значительно увеличит степень взаимного доверия между государством и обществом, обеспечит прозрачность экономики для всех хозяйствующих субъектов, повысит качество бюджетного планирования и гарантирует стабильность налоговых поступлений, а ведь только в этом случае интернет и цифровые технологии смогут полностью заменить стандартные методы налогообложения и налогового контроля.