Физическая культура и спорт как социальное явление
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)
Физическая культура и спорт как социальное явление
PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS A SOCIAL PHENOMENON
Daria Yakovleva
Student, Derzhavin Tambov State University Russia, Tambov
Аннотация. Статья посвящена физической культуре и спорту, которые рассматриваются как социальное явления. Проанализированы различные определения рассматриваемого социального феномена, его ключевые характеристики.
Abstract. The article is devoted to physical culture and sports, which are considered as social phenomena. Various definitions of the considered social phenomenon, its key characteristics are analyzed.
Ключевые слова: социальное явление, физическая культура, спорт
Keywords: social phenomenon, physical education, sport
Социальное явления, по определению, приведенному в Толковом словаре по социологии (2013) – это «элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков; все то в социальной действительности, что обнаруживает себя, является». Физическая культура и спорт, вне всякого сомнения, являются социальным феноменом, ключевые характеристики которого мы рассмотрим в настоящей работе.
Самым широким, собирательным и многогранным является, конечно, понятие «физическая культура».
Согласно ч. 26 статьи 2 Федерльного закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития» [6]. Данное определение, во-первых, рассматривает физическую культуру как одну из важнейших составляющих человеческой культуры; во-вторых, указывает на аксиологическое и когнитивное значения данного компонента общей культуры; в-третьих, устанавливает взаимосвязь и взаимозависимость между физической культурой как социокультурной сферой деятельности человека и его всесторонним развитием и успешной социализацией. Приведенное выше определение следует считать базовым. Вместе с тем имеет смысл остановиться и на иных толкованиях понятия «физическая культура», так как они выявляют значимость названного феномена для человека и общества.
В.М. Выдрин, например, утверждает: «Физическая культура – вид культуры человека и общества. Это деятельность и социально значимые результаты по созданию физической готовности людей к жизни; это, с одной стороны, специфический процесс, а с другой - результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенства».
В данном определении принципиально значимым является то, что физическая культура рассматривается автором с культурологической позиции, при этом автор видит в ней 1) меру и способ развития человека; 2) качественную характеристику деятельности человека и общества, а также 3) процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей. Указанные характеристики позволяют предположить возможность оптимизации процесса управления деятельностью по совершенствованию и развитию физической культуры.
Л.П. Матвеев считает: «Физическая культура – это один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которой заключается главным образом в том, что этот вид культуры профилирован в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим развитием» [5, 426]. Здесь, как видим, превалирует идея аксиологической значимости физической культуры для всестороннего и гармоничного развития индивида.
Физическая культура имеет собственную структуру. До недавнего времени выделяли семь видов физической культуры: физическое воспитание, профессионально-прикладную физическую культуру, физическую рекреацию, двигательную реабилитацию, фоновую физическую культуру, адаптивную физическую культуру, спорт.
Остановимся подробнее на таком компоненте структуры физической культуры, как спорт. Спорт - это вид физической культуры, представляющий собой соревновательную деятельность и подготовку к ней, основанные на использовании физических упражнений в целях достижения наивысших спортивных результатов. Б.А. Ашмарин, например, определяя сущность понятия «спорт», рассматривает его как «органическую часть физической культуры», «совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную морфофункциональную и психическую подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях» [1, 9-10].
Спорт, действительно, входит в состав физической культуры, и именно в той части, которая включает большинство современных видов спорта, являющихся высокоактивными видами двигательной деятельности, приводящей при определенных условиях к выдающимся показателям физического совершенства индивида.
В узком смысле спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность. В широком смысле понятие «спорт» охватывает собственно-соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности. В таком понимании спорт предстает достаточно сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества. Он - и чрезвычайно действенное средство физического воспитания, позволяющее в максимальной степени выявить функциональные возможности организма и многократно увеличить их, перешагнув за кажущиеся пределы, и по-особому действенный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий к самоопределению и самоутверждению; и средство удовлетворения потребностей в эмоционально насыщенном общении (включая и зрелищные интересы широких слоев населения), и незаурядный фактор международных контактов, и многое другое.
Тенденция к выделению спорта в относительно самостоятельное социально-культурное явление со своей непростой структурой возникла, как видим, не сегодня. Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» было узаконено самостоятельное положение спорта и дано следующее определение: «Спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним» [6].
Итак, физическая культура и спорт представляют собой сложную социальную систему. Взаимодействующими элементами системы физической культуры и спорта являются: 1) люди с их потребностями и физкультурными и спортивными интересами; 2) спортивная наука, включая совокупность принципов, средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки; 3) результаты физического совершенствования; 4) педагогические физкультурные кадры, профессиональные и общественные; 5) материально-технические и финансовые ресурсы физкультурно-спортивного движения;
6) физкультурно-спортивная информация.
Будучи социальным феноменом, содержащим полифункциональную направленность целей, задач и содержательного их наполнения, система физической культуры и спорта выступает объектом изучения различных наук, и прежде всего социологии.