Статья:

Стратегии развития предприятий строительной отрасли

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Пигунов Р.В. Стратегии развития предприятий строительной отрасли // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 35(86). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/86/60015 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Стратегии развития предприятий строительной отрасли

Пигунов Роман Владимирович
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. Строительная отрасль является одной из наиболее важных отраслей экономики. По объему производимой продукции и количеству занятых людских ресурсов на строительную отрасль приходится примерно десятая часть экономики страны. Коренное изменение строительных организаций и их менеджмента является одной из особо сложных проблем настоящего времени в инвестиционно-строительной деятельности.

Abstract. The construction industry is one of the most important sectors of the economy. In terms of output and the number of human resources employed the construction industry accounts for about a tenth of the country's economy. Radical change of construction organizations and their management is one of the most difficult problems of the present time in investment and construction activities.

 

Ключевые слова: стратегия развития, строительная отрасль, производственное предприятие, разработка стратегии.

Keywords: development strategy, construction industry, production enterprise, strategy development.

 

Строительство является исторически одной из ведущих отраслей экономики России, на долю которого приходится до 3% ВВП. В различные периоды, в зависимости от общего состояния экономики страны, строительная отрасль испытывала подъемы и спады, оставаясь при этом одним из наиболее привлекательных направлений инвестирования.

 

Рисунок 1. Доля строительного сектора от ВВП в странах мира на 2018 год., в %

 

По итогам 2018 г., по предварительным оценкам, объем работ, отнесенных к строительству, по сравнению с аналогичным показателем за 9 мес. 2017 г. снизился в сопоставимых ценах на 2,5%, до 311 870 млн. руб. А на 2019 год уровень почти не изменился в сопоставлении с предыдущим годом и составил 332 514 млн. руб. Во всём многообразии видов коммерческой деятельности строительство было и остаётся одной из ведущих отраслей. Оно оказывает решающее влияние на развитие огромного количества смежных отраслей материального производства. И своевременные действия для дальнейшего развития данной отрасли являются необходимыми для успешного функционирования не только этой сферы, но и экономики в целом.

Из всего многообразия стратегий развития производственных предприятий строительной отрасли можно выделить следующие основные методы:

  • Комплексная механизация и автоматизация производства (полная или частичная замена человеческого труда в процессе производства)
  • Химизация производства (внедрение инноваций путем использования химических технологий, применения базы сырья, изделий, материалов и т.д.)
  • Электрификация производства (глобальное использование механизмов и машин, нуждающихся в электрификации производства)

Также перед предприятием стоит выбор вида инновационной стратегии в зависимости от поставленных целей.

  • Стратегия наступления (концентрация усилий на узком направлении создания, изготовления и выпуска одного, наиболее эффективного товара)
  • Оборонительная стратегия (такую стратегию обычно выбирают предприятия, прочно стоящие на ногах и стабильно функционирующие на рынке)
  • Стратегия промежуточного внедрения (организации, отдавшие предпочтение такой стратегии, постепенно осваивают свободные рыночные сегменты)
  • Стратегия поглощений (в основе данной стратегии лежат такие методы ведения бизнеса, при которых предприятие применяет и свои научно-технические разработки, и выкупает права на инновационные разработки иных компаний)
  • Стратегия имитации (если у предприятия есть возможность сэкономить на производственных издержках, а ее положение на рынке вполне стабильно, то можно выбрать стратегию имитации)
  • Пиратская стратегия (достаточно необычная стратегия, способная достигать максимального эффекта на этапе становления предприятия)

И существует еще масса различных методов анализа предприятия, и далее рассмотрены более распространенные методы анализа, применяемые на практике:

  1. SWOT-анализ - подразумевает анализ внешней и внутренней среды;

 

Рисунок 2. Структура SWOT-анализа

 

  1. Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации;
  2. Матрица БКГ (Бостонской консультативной группы). Схожий подход. Определяются позиции предприятия на рынке по сравнению с ведущей фирмой в данном сегменте рынка, все направления деятельности разбиваются на четыре группы. В их отношении вырабатываются   соответствующие   стратегии, которые сводятся к поддержке перспективных, ликвидации безнадёжных направлений деятельности.

 

Рисунок 3. Матрица БКГ

 

В итоге, после проведения анализа или последовательно всех анализов, приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы.

 

Список литературы:
1. Алексейчева, Елена Юрьевна. Экономика организации (предприятия) учебник: Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов. — Москва: Дашков и К, 2016. — 292 с.
2. Галлямова, Т.Р. Стандартизация и методические аспекты управленческого аудита в сельскохозяйственных организациях [Текст]: монография / Т. Р. Галлямова. – Башкир. гос. аграр. ун-т. Уфа, 2014. – 43 с.
3. Комаров А.В., Скрипникова М.В. Основные тенденции и ориентиры экономического развития России на современном этапе. Научные открытия в эпоху глобализации. / Сб. ст.: Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Сукиасян А.А. – Уфа, 2016. С. 87–92.
4. Мнеян М.Г. Динамический образ инноваций. Алгоритмы инновационного развития. ―М.: Витус-К, 2006. ―240.
5. Новиков Д.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы / Д.А. Новиков, А.А. Иващенко. ―М.: Ленанд, 2006. ―336.