Статья:

Генезис дзюдо в контексте этнических традиций

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кримчеева Р.Р. Генезис дзюдо в контексте этнических традиций // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 35(86). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/86/60360 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Генезис дзюдо в контексте этнических традиций

Кримчеева Риназа Рамиль кизи
студент, Узбекский Государственный Университет Физической культуры и Спорта, Республика Узбекистан, г. Чирчик

 

JUDO ORIGIN IN THE CONTEXT OF ETHICAL TRADITIONS

 

Аннотация. Статья посвящена истории развития одного из видов борьбы, имеющей название «Дзюдо». История развития дзюдо имеет свою специфику. Дзюдо, сформировалось на основе дзю-дзюцу (искажённое название «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо. Дзю-дзюцу («Искусство мягкости») зародилось в Японии как система ведения борьбы без оружия и являлось привилегией самураев и с 1650 года изучалось в японских самурайских школах.

Abstract. The article is devoted to one of the wrestling, known as «judo». History of Judo has its own specifics. Judo has been formed on the basis of jujitsu, which in its turn originates from ancient national wrestling sumo. Jujitsu emerged in Japan as the system of wrestling without weapon and this privilege was conferred only on samurai and since 1650 it has been studied at Japanese samurai schools.

 

Ключевые слова: дзюдо, путь, традиции.

Keywords: Judo, way, traditions.

 

Борьба дзюдо один из древнейших и любимых народом видов спорта, наряду с обычаями, обрядами и традициями народа составляет значительную часть его культуры и имеет свою многовековую историю. Рост популярности борьбы дзюдо во всем мире за последние годы не случаен: он является прекрасным средством гармоничного физического развития человека и прикладной подготовки. Современное дзюдо возникло на базе боевой средневековой японской системы дзюдзюцу, которая, в свою очередь, имеет китайские корни. В дзю-дзюцу существовало огромное количество школ (рюха, рюги). Под общим понятием школа (рю) можно понимать боевую традицию, отличающуюся от других не только техническим арсеналом и методами стратегии, но, что более важно, философскими концепциями, передаваемыми на основе учений основателя школы и зафиксированными в специальных «каталогах» мокуроку.

По оценки различных исследователей, к концу эпохи Эдо в Японии насчитывалось более 700 официально зарегистрированных школ дзю-дзюцу и сходных традиций. Сотни классических рюха дзю-дзюцу являлись отображением богатой военной культуры Японии, времен расцвета класса самураев, которые несколько столетий определяли общественнополитическую жизнь страны. В процессе эволюции системы дзю-дзюцу, происходившем в Японии в XIX веке, профессор Кано Дзигоро, 1860-1938, создал прообраз современного дзюдо на основе традиционных систем дзю-дзюцу. В феврале 1882 года Кано с несколькими своими учениками открывает собственную школу в храме Эйседзи. Это и был всемирно известный ныне Кодокан, «Институт изучения пути», который тогда разместился в четырех помещениях. В первый год существования школы в ней было лишь девять учеников. У начинающего преподавателя не хватало средств для оборудования даже самого небольшого помещения. Необходимую сумму Кано получил за перевод с английского языка книги «Трактат по этике», сделанный по заказу министерства образования.

Дата открытия Кодокана отождествляется с днем рождения дзюдо – самобытной системы воспитания японской молодежи, созданной Дзигоро Кано на базе древнего дзю-дзюцу. Кано уже давно влюбился в дзю-дзюцу и верил, что его необходимо сохранить как культурную драгоценность Японии; однако он был убежден и в том, что дзю-дзюцу следует приспособить к современным условиям. Он чувствовал, что основополагающие принципы дзю-дзюцу следует систематизировать в форме Кодокан Дзюдо, дисциплины разума и тела, воспитывающей мудрость и добродетельную жизнь. Сравнивая дзю-дзюцу с Хи-наянои, «малой колесницей» с ограниченным размахом, он уподобил Кодокан Дзюдо Махаяне, «великой колеснице», охватывающей как личность, так и общество в целом. «Если труд человеческого существа не приводит к благу общества, – говорил Кано, – жизнь этого человека тщетна». Одновременно с этим, получив прекрасное образование и имея задатки исследователя, подчеркивая большую общественную значимость дзю-дзюцу, он понимал необходимость изменения методологии обучения в традиционных школах через создание научно обоснованной педагогической системы нравственно-этического, физического воспитания и изучения техники борьбы.

В своих исследованиях и в методологии обучения он использовал утилитарные методы, которые максимально повышали эффективность используемых навыков борьбы. Так возникла новая система, сочетающая в себе духовное и физическое начала. Свою новую борьбу Дзигоро Кано назвал дзюдо. «Дзю» означает мягкий, скромный, «до» – путь, манеру держаться, точку зрения или склад ума.

Таким образом, дзюдо – мягкая, скромная манера держаться, отражающая отношение дзюдоиста к сопернику и к жизни. «Дзюдо» – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю», – так писал Дзигоро Кано, выражая главное направление своей системы воспитания. Высшей целью изучения дзюдо является самосовершенствование и принесение пользы обществу. Дзигоро Кано установил, что все поступавшие в «Кодокан», должны были давать торжественную клятву, состоящую из следующих пунктов:

1. Раз я решил посвятить себя борьбе дзюдо, то не откажусь от занятий без серьезных на то оснований.

2. Своим поведением я обещаю не уронить достоинство «Додзе» (зала дзюдо).

3. Я никогда не выдам секретов школы непосвященным и только, в крайнем случае, буду брать уроки где-либо в другом месте.

4. Обещаю не давать уроки без разрешения на то моего учителя.

5. Клянусь в течение всей моей жизни уважать правила «Кодокана», сейчас как ученик, а позже как преподаватель, если я им стану.

Обучение дзюдо, по мнению Кано, помогает человеку стать более бдительным, уверенным в себе, решительным и сосредоточенным. Воплощает в жизнь принцип «ДЗИТА КЕЭИ» – «взаимопомощь и сотрудничество». Применительно к общественной жизни принципы Кодокан дзюдо – прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этическое поведение – являются огромным благом для всех. Дзигаро Кано выделял пять принципов дзюдо в повседневной жизни:

1. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.

2. Владей инициативой в любом начинании.

3. Осмысливай ситуацию полностью, действуй решительно.

4. Знай, когда следует остановиться.

5. Придерживайся середины между радостью и подавленностью, истощением и ленью, безрассудной бравадой и трусостью.

Как средство физического воспитания, по замыслу Кано, обучение дзюдо должно быть направлено на развитие закалки тела и здоровья рэнтай-хо, совершенствование своих духовных возможностей сюсинхо и ведению поединка сёбу-хо. Кано с самого начала не одобрял практики свободных состязаний, именно за нарушение этого правила, он исключил из школы своего любимого и многообещающего ученика Сайго – и несколько раз устанавливал запреты, в которых осуждал подобные соревнования как «противоречащие духу Кодокан Дзюдо».

Никогда за все то время, пока Кано возглавлял Кодокан Дзюдо, его целью не была победа в поединке любой ценой. Уже в преклонном возрасте, после посещения одного из состязаний, чрезвычайно разочарованный Кано собрал его участников и отругал их: «Вы сражаетесь, как молодые быки, сталкивающиеся рогами; ни в одном из приемов, которые я сегодня видел, не было ни отточенности, ни изящества. Я никогда не учил никого такому Кодокан Дзюдо. Если все вы будете думать только о победе с помощью грубой силы, наступит конец Кодокан Дзюдо». К сожалению, создатель дзюдо не дожил до того времени, когда его детище превратилось в поистине массовый вид спорта, популярный во всем мире среди детей и взрослых, юношей и девушек, мужчин и женщин. Миллионы людей всех возрастов занимаются дзюдо. Казалось бы, мечта создателя сбылась.

Но Дзигаро Кано в наименьшей степени рассматривал свою систему как вид спорта, хотя, несомненно, понимал, что тяга молодежи к соперничеству будет вызывать желание помериться силам и выявить лучшего. Сегодня спортивная сторона дзюдо выступает в качестве ведущей, более того, едва ли не единственной. То, что мы имеем сегодня под названием «дзюдо», далеко от того, что задумывал и создавал его автор. Теоретические разработки, философские размышления Дзигаро Кано не востребованы.

Мы видим лишь вершину айсберга, причем вершину, которая под влиянием времени изменила свои очертания, приобрела новые контуры и мало напоминает первоначальную форму. Технику дзюдо Кано рассматривал как средство самосовершенствования на пути достижения этического идеала.

Сегодня во главу поставлен, увы, результат, те же пресловутые голы, очки, секунды, которые принесли много бед нашему отечественному спорту. Да и на родине дзюдо, в Японии, вопросы престижа на мировом татами оттеснили на второй план идеи, которыми руководствовался великий просветитель. Основываясь на науке и философии, наставник Кано признал достоинства двух философских доктрин в качестве руководящего принципа, который следует применять в новой системе физического образования и культуры в Японии.

Он систематизировал и разработал весьма убедительные теоретические предпосылки в дзюдо, которые были широко признаны различными группами последователей. Предполагается, что дзюдо не только является цельной программой физического воспитания, но и, что более важно, способствует развитию моральных, культурных и эстетических достоинств у его последователей.

Несомненно, что в современном мире для одних людей дзюдо является скорее традицией, для других путем неустанных поисков технического совершенства, а третьи, объединяя эти два начала, воспринимают дзюдо как Путь служения обществу. В сущности, аспект До Путь должен быть надлежащим образом вписан в систему навыков и умений последователя дзюдо как целостной системы духовного обучения. Таким образом, подчеркивается максимальная практичность технических принципов, заложенных основателем дзюдо Кано Дзигаро, а также важность моральной ответственности в этом виде борьбы.

 

Список литературы:
1. Дзюдо: базовая технико-тактическая подготовка для начинающих / под общ. ред. Ю.А. Шулики, Я.К. Коблева. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Коблев Я.К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: ГЦОЛИФК, 1990.
3. Манолаки В.Г. Оптимизация воздействия силовых и скоростно-силовых нагрузок в процессе многолетней тренировки дзюдоисток: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1993.
4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания). М.: ФиС, 2009.