Проблемы защиты интеллектуальных прав на товарные знаки
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)
Проблемы защиты интеллектуальных прав на товарные знаки
Problems of protection of intellectual rights to trademarks
Saveliy Chikmarev
Undergraduate, Russian State University of Justice, Russia, Moscow
Аннотация. Товарный знак служит для индивидуализации определенной группы товаров конкретных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Однако, современные экономические реалии таковы, что не один предприниматель не застрахован от процедуры банкротства. Ввиду этого, актуальным является вопрос правовой защиты товарного знака при проведении процедуры банкротства. Практика показывает о наличии проблем в данной сфере.
Abstract. A trademark is used to individualize a certain group of products of specific legal entities or individual entrepreneurs. However, modern economic realities are such that not a single entrepreneur is immune from bankruptcy proceedings. Therefore, the issue of the legal protection of a trademark during bankruptcy proceedings is relevant. Practice shows that there are problems in this area.
Ключевые слова: товарный знак, банкротство.
Keywords: trademark, bankruptcy.
В силу п. 1 ст. 1477 ГК РФ [1] товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
По своей юридической природе товарный знак выполняет отличительную функцию, то есть с помощью него можно «отделить» один товар от других схожих товаров.
Кроме того, благодаря использованию товарного знака его правообладатель может быть уверен в правовой охране со стороны государства. Для этого необходимо пройти государственную регистрацию товарного знака и получить свидетельство на товарный знак.
Государственная регистрация товарного знака осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности [3] путем подачи заявки в отношении одной или нескольких групп товаров.
По результатам рассмотрения заявки выдается свидетельство на товарный знак, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России [4].
А сами сведения о зарегистрированных товарных знаках включаются в государственный реестр товарных знаков.
На зарегистрированный товарный знак возникает исключительное право, которое действует в течение десяти лет и может быть продлено неограниченное количество раз.
При этом, исключительное право может возникнуть только у ЮЛ или ИП, простые граждане лишены данной возможности, так как не являются субъектами в предпринимательской сфере.
Исключительное право на товарный знак предоставляет его владельцу право на защиту следующими способами:
- изъятие из оборота и уничтожение контрафактных товаров;
- удаление рекламы, содержащей товарный знак;
- взыскание убытков и т.д.
Вместе с тем актуальным остается вопрос правовой защиты товарного знака при проведении процедуры банкротства юридического лица.
Банкротство – это принудительная форма прекращения юридического лица. Банкротство, как процедура, включает в себя несколько стадий, выполняющие различные задачи.
Наиболее спорные вопросы защиты товарного знака при проведении процедуры банкротства юридического лица возникают на стадии конкурного производства, которая в силу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [2] направлена на реализацию имущества должника и удовлетворение требований кредиторов.
Так, проблемы возникает относительно того, что именно включается в конкурную массу сам товарный знак (имеется в виду свидетельство на товарный знак) или исключительное право на него?
Безусловно, только исключительное право на товарный знак может быть включено в конкурсную массу должника и в последующем реализовано посредствам проведения торгов, по результатам которого конкурсный управляющий должника заключает с победителем торгов договор об отчуждении исключительного права на товарный знак.
Другим актуальным вопросом, порождающим споры в данной сфере, является вопрос прекращения правовой охраны товарного знака в рамках процедуры банкротства.
В ст. 1514 ГК РФ отражено шесть оснований для прекращения правовой защиты товарного знака, однако банкротство не указано в качестве одного из них. Вместе с тем, в данной статье имеется такое основание как «прекращение правовой охраны товарного знака в связи с его не использованием».
В соответствии со ст. 1486 ГК РФ установлен срок такого «не использования» товарного знака - три года.
В ходе банкротства (особенно в рамках конкурсного производства) должник прекращает осуществлять какую-либо предпринимательскую деятельность, в т.ч. не использует товарные знаки.
В результате чего, у любого заинтересованного лица возникает право обратиться в арбитражный суд с заявлением о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака.
Как следствие, это порождает большое количество судебных тяжб.
А с учетом того, что должники в рамках банкротства не проявляют свою активную позицию, то у недобросовестных лиц появляется возможность заполучить товарный знак «бесплатно».
Однако, в последнее время судебная практика в данном вопросе все же встает на сторону должников.
В частности, в п. 3 ст. 1486 ГК РФ указано, что, если товарный знак не использовался по не зависящим от правообладателя обстоятельствам, то его правовая охрана не может быть прекращена.
Этим исключением и пользуются суды.
В одном из Постановлений Президиума Суда по интеллектуальным правам [5] отражено, что включение в конкурсную массу исключительного права на товарный знак лица, признанного банкротом, подтверждает, что товарный знак не использовался по независящим от правообладателя обстоятельствам.
Вместе с тем, для избежания лишних судебных процессов в данной сфере видится правильным расширить содержание п. 3 ст. 1486 ГК РФ указав: «….товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам (например, по причине банкротства правообладателя)».
Так же, это необходимо сделать по причине того, что прекращение правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием является субъективной мерой ответственности за нарушение интеллектуальных прав, а не использование товарного знака по причине банкротства носит сугубо объективный характер и не зависит от воли его правообладателя.
Предложенная идея повысит эффективность защиты товарного знака при проведении процедуры банкротства юридического лица.