Правовой режим памятников природы
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(88)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(88)
Правовой режим памятников природы
Нынешнюю экологическую ситуацию в РФ можно охарактеризовать как кризисную. В ситуации постоянного ухудшения состояния окружающей среды и углубление экологического кризиса значение природоохранных территорий и, в частности, территорий и объектов особо охраняемых природных территорий как их составляющей, повышается.
Актуальность темы правового режима памятников природы заключается в том, что вопросы охраны земель природно-заповедного фонда РФ как часть особо ценных земель требует более детального разработки в юридической науке.
Вопросы, связанные с правовым регулирования охраны и использования памятников природы являются очень актуальными для России. В частности, в последнее время значительную остроту приобрела проблема правых коллизий в соотношении между действующим экологическим законодательством, определяет режим объектов памятников природы, и законодательством, регулирующим разделение земель России на категории по целевому назначению. Учитывая это, чрезвычайно важным является анализ регулирования правоотношений, связанных с регулированием правового режима природоохранных территорий.
Памятники природы - это отдельные уникальные природные объекты, имеющие научное, познавательное, историческое, культурно-эстетическое значение. Понятие введено А. Гумбольдтом в 1819 г. Среди них водопады, пещеры, гейзеры, ущелья, вековые деревья, скалы и др.
Памятники природы делятся на геологические, гидрологические, ботанические, комплексного типа, а также включают памятники садово-паркового искусства, старые усадьбы, комплексы городских парков и садов. Это также природоохранная территория, на которой расположен отдельный уникальный природный объект, который охраняется государством и является ценным своим научнвм, учебно-просветительским, историко-мемориальным или культурно-эстетическим значением.
К памятникам природы относятся, например, уникальные пещеры, водопады, озера, метеоритные кратеры и др. Памятником природы может быть, например, одно редкое дерево или территории внушительных размеров - леса, горные хребты, участки побережья и долин. В таком случае они часто именуются урочищами или природоохранными ландшафтами. Согласно классификации Международного Союза Охраны Природы, памятник природы имеет природоохранную категорию III, промежуточную между национальными парками и заказниками, хотя подробный правовой статус зависит от конкретной страны.
Чебанько И.А. отмечает, что охранительный режим памятников природы является одним из самых строгих после природных заповедников и заповедных урочищ. На территории памятников природы РФ «запрещается любая деятельность, угрожающая сохранению или приводящая к деградации или изменения первоначального их состояния» [5].
Запрещается проводить на территории расположения памятников природы и их охранных зон, а также в отношении памятников хозяйственную и иную деятельность, угрожающую состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов. Режим охраны природных объектов и комплексов обеспечивается специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, которым эти земельные участки передаются в бессрочное пользование.
Захарова А.Э., Абдуллина Р.Р., Николаева А.А. считают, в действующем законодательстве четко не определен гражданско-правовой режим обособленных природных объектов. Такое положение не способствует правовой определенности судьбы соответствующего имущества в гражданском обороте. Представляется, что право собственности на памятник природы, как и на иные обособленные природные объекты, должно быть ограничено его целевым назначением, а также предъявляемыми к собственнику экологическими и природоресурсными требованиями. Важно отметить, что в гражданском законодательстве отсутствуют правила, касающиеся ограничений права собственности на обособленные природные объекты в публичных интересах и в интересах правообладателей смежных объектов. Кроме того, в гражданском законодательстве не корректно реализована модель единого объекта недвижимости, который возникает при совпадении в одном лице собственника земельного участка и находящегося на нем памятника природы [2].
По мнению Цыганова А.А. В настоящее время в ЗК РФ и иных нормативных актах содержатся гражданско-правовые нормы, регламентирующие право собственности на обособленные природные объекты. Представляется целесообразным исследование возможности переработки данных норм и включения их в ГК РФ [4].
Реализация данных предложений будет способствовать гармонизации экологического, земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о недрах и законодательства об особо охраняемых природных территориях с гражданским законодательством.
Регулирование памятников природы отношений также осуществляется нормами других отраслей законодательства, например, гражданского, уголовного, административного, трудового, определяющие основания и особенности привлечения виновных лиц к имущественной, уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства об охране территорий и объектов памятников природы.
Сохранение природного наследия страны - одна из приоритетных задач любого государства. Одной из стратегических целей государственной экологической политики является формирование экологической сети, как единой территориальной системы с природными ландшафтами и комплексами, и определения природно-заповедного фонда в ней [2].
Правовая охрана памятников природы реализуется сейчас в нескольких направлениях. Важнейшим из них является установление режима памятников природы, который предусматривает запрет на землях данной категории любой деятельности, которая может повредить природным ресурсам, а также полное или частичное изъятие этих земель из хозяйственного использования. Использование природных ресурсов на территории памятников природы осуществляется преимущественно в специальном режиме в пределах соответствующих лимитов, определяемых уполномоченными органами власти. Лишь в исключительных случаях на территории памятников природы может быть разрешено проведение геолого-разведочных работ. Доступ граждан на территорию памятников природы, в том числе с рекреационной и оздоровительной целью, ограничивается. Законодательство предусматривает определенную градацию земель природно-заповедного фонда. Наиболее строгой охране подлежат территории памятников природы, в то же время для большинства других видов земель природно-заповедного фонда устанавливается дифференцированный режим. Правовая охрана памятников природы осуществляется также в направлении ограничения права собственности граждан на эту категорию земель [4].
В регионе Кавказских Минеральных Вод большое количество памятников природы. Местные горы такие как : Машук у Пятигорска, Бештау и Железная у Железноводска.Уникальным памятником природы краевого значения является карстовая пещера «Большой Провал», который по праву считается визитной карточкой курортного Пятигорска.
Таким образом, природные объекты объявляются памятниками природы федерального значения Правительством РФ по представлениям специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, согласованным с исполнительными органами власти субъектов. Создание особо охраняемых природных территорий - наиболее эффективный метод сохранения природной среды обитания и природных памятников КМВ. А также, организация на Северном Кавказе особо охраняемой эколого-курортной территории позволило не только сохранить уникальную природу, но и создать успешный туристический комплекс, что способствовало общему развитию региона, как в экономическом, так и экологическом плане.