Статья:

Обучение практическим навыкам аудирования в ходе дистанционного курса иностранного языка в СЗИУ РАНХИГС

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(88)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ястребова Е.В., Ильиных Т.В. Обучение практическим навыкам аудирования в ходе дистанционного курса иностранного языка в СЗИУ РАНХИГС // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 37(88). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/88/61328 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обучение практическим навыкам аудирования в ходе дистанционного курса иностранного языка в СЗИУ РАНХИГС

Ястребова Екатерина Владимировна
студент, Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, РФ, г. Санкт-Петербург
Ильиных Татьяна Валентиновна
старший преподаватель Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Полвека тому назад английский был просто одним из международных языков, принятых в мире. Со временем роль английского языка в обществе значительно возросла. Почти каждый взрослый человек в мире мечтает научиться основам разговорного и письменного английского языка. На сегодняшний день крайне сложно отыскать человека, который бы полагал, что изучение английского языка это что-то необычное. Мы уже не придаем значение тому, надо ли вообще изучать английский язык. Данный иностранный язык, желаем мы этого или нет, все больше фигурирует в нашей обыденной жизни, понимание его даже на самом примитивном уровне становится неприметным, само собой разумеющимся феноменом [6]. О значимости и роли английского языка в обществе можно говорить всегда. Бесспорным считается то обстоятельство, что данный язык выступает значимым элементом в жизни нынешнего человека, и любой сумеет отыскать для себя не одну причину для его изучения. Огромное количество людей по всему миру обучаются английскому языку, так как они осознают, что только со знаниями языка можно стать успешным, если использовать его в совокупности со своими умениями. На английском языке строится вся коммуникация между людьми. Английский язык – это язык, программирования, язык контрактов и переговоров, язык радио, телевидения, Интернета, образования и высоких технологий.

В настоящее время значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество включилось в процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого человека к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. Поэтому в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно–образовательное пространство. Этот процесс связан с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению студента в информационное общество [9].

В учебных заведениях студентам создаются благоприятные условия для использования всех возможностей персональных компьютеров и средств связи, чтобы искать и получать информацию, развивать познавательные и коммуникативные способности, уметь оперативно принимать решения в сложных ситуациях и т.д. Преподаватели могут выбирать формы взаимодействия с учащимися. Подходы к изучению предмета выбираются, учитывая индивидуальные возможности и потребности студентов. В таком случае традиционные формы работы имеют новое содержание, так как благодаря применению информационно-коммуникационных технологий экономится время, которое может быть использовано для личного общения педагогов и учащихся [10].

На примере Северо-Западного института РАНХиГС можно рассмотреть применение информационных технологий в процессе обучения. Вуз энергично внедряет эффективные современные и опережающие образовательные технологии. СЗИУ РАНХИГС занимает ведущее положение в сфере образования, реализуя принцип применения инновационных образовательных технологий, и студенты не только непосредственно получают конкретные навыки предмета, но и опосредованно привыкают к неизбежности информационных технологий в жизни, и в частности, в образовании. Таким образом, вуз готовит высококвалифицированных специалистов, способных конкурировать на мировом рынке, обладающих высокими профессиональными компетенциями [1].

Учитывая специфику обучения в СЗИУ РАНХИГС и подготовку выпускников как будущих государственных служащих и управленцев, необходимо фокусировать внимание не только на мотивацию быть успешным управленцем, но и нести ответственность за принимаемые решения. Поэтому крайне важно на протяжении всего времени обучения развивать у студентов такие качества, как самостоятельность и ответственность. Решению этой задачи способствует внедрение компьютерных технологий в процесс обучения иностранным языкам [3].

Дистанционное образование остается на сегодняшний день инновационной формой, которая поддерживается в СЗИУ РАНХиГС. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных цифровых форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков. Поэтому, уже с 1 года обучения в ВУЗе, дистанционное обучение включено в курс иностранного языка [4].

Выполняя различные дистанционные задания, студенты обучаются практическим навыкам. Во-первых, отработка навыков, полученных на очных занятиях. Это включает восприятие иностранной речи на слух, потому как многие с трудом понимают устную речь в реальных ситуациях общения. Также дистанционный курс дает возможность «окунуться» в языковую среду, не беспокоясь о времени. То есть каждый студент может выполнять задания в собственном ритме, т.к. всегда есть возможность прослушать или выполнить задание еще раз. Таким образом, улучшаются разговорные навыки и расширяется словарный запас. Также аудирование как обратная связь у каждого говорящего позволяет осуществлять самоконтроль за речью и знать, насколько верно реализуется в звуковой форме речевые намерения [8]. Задания оснащены фото и видео материалами, сделанными в разных уголках англоговорящего мира, что позволяет погрузиться в культуру носителей языка. Такие упражнения особенно полезным, если студенты планируют говорить по-английски в мультикультурной рабочей обстановке, где неминуемо столкнутся с различными акцентами. Чтобы воспользоваться всеми преимуществами аудирования, достаточно зайти на сайт и прослушать одну запись несколько раз: во время первого прослушивания следует слушать, не отвлекаясь и не ставя воспроизведение на паузу, чтобы проверить понимание сюжета. На данном этапе надо обращать внимание на ключевые слова. При вторичном прослушивании следует записывать детали, например, описательные прилагательные, синонимы и антонимы, слова по теме -  это прекрасный способ самостоятельной работы над лексикой.

Успешность аудирования зависит от самого слушающего (от степени развитости речевого слуха, памяти, от наличия у него внимания, интереса), от условий восприятия и от лингвистических особенностей - языковых и структурно-композиционных особенностей речевых сообщений, их соответствия речевому опыту и знаниям студентов. Также, успешность аудирования зависит от умения студента пользоваться прогнозированием, переносить выработанные в родном языке умения и навыки на иностранный язык. Большое значение имеют индивидуальные особенности учащегося, например, находчивость и сообразительность, умение слушать и быстро реагировать на всевозможные сигналы устной коммуникации (паузы, логические ударения, риторические вопросы), умение переключаться с одной мыслительной операции на другую, быстро входить в тему сообщения [7].

Использование современных информационных технологий в учебном процессе, с одной стороны, позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает преподавателям дополнительные возможности для индивидуального, дифференцированного подхода к студентам с разным уровнем знания иностранного языка [5]. Таким образом, дистанционное обучение важно при обучении навыкам аудирования. Обучение аудированию является очень актуальным на сегодняшний день, так как без аудирования невозможно речевое общение. Сегодня дистанционные технологии занимают видное место в практике учебных заведений и будут играть основополагающую роль в дальнейшем. Наука и технологии не стоят на месте, а это значит, что совершенствование дистанционного образования не заставит нас ждать [2].

 

Список литературы:
1. Шамахов В.А. Образование и наука - ресурсы модернизации // Научные труды Северо-Западного института управления. 2011. Т. 2. № 1 (2). С. 9-10. 
2. Шамахов В.А., Суслов Ю.Е., Золотухин В.А. Современное дистанционное образование государственных служащих, 2013, ЦНИТ «Астерион» Санкт-Петербург. 91 с. 
3. Ильиных Т.В., Проскурякова Д.А., Макаров Е.А. Опыт применения дистанционного обучения на занятиях иностранного языка СЗИУ РАНХИГС // Студенческий вестник: научный журнал. № 16(66). – М., Изд. «Интернаука», 2019. С.39-42
4. Ильиных Т.В., Ястребова Е.В. Цифровизация в обучении иностранным языкам в СЗИУ РАНХИГС // Студенческий вестник: научный журнал. № 18(68). – М., Изд. «Интернаука», 2019. С.48-51
5. Биричевская Ю.Г., Ильиных Т.В. О роли личности преподавателя в дистанционном обучении иностранному языку // Научный взгляд в будущее. 2019. Т. 2. № 14. С. 40-42.
6. Федоришина Н.Д., Кузьмина Е.А. Значение английского языка в современном мире // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(35). 
7. Колкер Я.М. Обучение восприятию на слух английской речи: практикум: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 169 с.
8. Голованова Н.И. Обучение аудированию иноязычной речи как одна из проблем изучения языка в техническом вузе // Стратегий устойчивого развития. Актуальные вопросы и тенденции. Сборник статей 1 Международно-практической конференции. Ставрополь, «АРГУС», 2013. С. 144-146
9. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 80-81
10. Лебедева А.П. Использование информационных технологий в образовательном процессе // Научный альманах  2016 № 5-3(19)