Статья:

Способы развития мотивации при обучении грамматике русского языка обучающихся-билингвов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кончина А.Д. Способы развития мотивации при обучении грамматике русского языка обучающихся-билингвов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/71790 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Способы развития мотивации при обучении грамматике русского языка обучающихся-билингвов

Кончина Анастасия Дмитриевна
магистрант, Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ г. Москва

 

WAYS OF MOTIVATION DEVELOPMENT WHEN LEARNING THE GRAMMAR OF THE RUSSIAN LANGUAGE OF TRAINING-BILINGUES

 

Anastasia Konchina

Undergraduate, Moscow State University of Psychology and Education, Russia, Moscow

 

Аннотация В результате миграционных процессов российские школы пополняются учащимися- билингвами, которые слабо владеют русским языком или не владеют им вообще. В связи с чем, многие из учащихся не проявляют заинтересованности к учебному процесс. В статье рассматриваются способы развития мотивации при обучении грамматике русского языка обучающихся - билингвов.

Abstract. As a result of migration processes, Russian schools are replenished with bilingual students who are poorly fluent in Russian or do not speak it at all. Due to this fact, many students do not show the interest in the educational process. The article discusses the ways to develop motivation during learning Russian grammar by bilinguals students.

 

Некоторые современные ученые рассматривают мотивацию как внутреннее поле мотивов, потому что причиной, объективной необходимостью, поводом сделать что-либо выступает мотив.Н.А. Косолапов рассматривает термин мотив, как частный случай мотивации, который ограничен конкретным предметом, временем, состоянием объекта, ситуацией и т.п [5]. Н.В. Губин представляет мотив, как идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. [2]А.Н. Леонтьев предложил следующую трактовку термина мотив- предмет, который отвечает актуальной потребности то есть выступает в качестве средства ее удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение. [6]. Таким образом, мотивом считается то, что побуждает деятельность к реализации определенных потребностей. Мотивы принято классифицировать на внешние (социальные) и внутренние (познавательные). Мотивы с возрастом меняются, в связи с тем, что меняются потребности. Мотивация считается общим названием процесса побуждения обучающихся к результативной познавательной деятельности, активному усвоению содержания обучения. Со стороны педагога, речь идет о мотивации обучения. Со стороны учащихся имеется в виду мотивация учения. В процессе обучения мотивация как побуждение, которое вызывает активность личности и определяет ее направление, в особенности требуется. Ильин И.П. указывает на то, что слово «мотивация» в современной психологии используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (мотивы, потребности, цели, стремления, намерения и пр.) и как характеристика процесса, стимулирующего и поддерживающего на определённом уровне поведенческую активность. [4].

Гордашников В. А., Осин А.Я. отмечают, что мотивация обучения в более широком смысле может быть рассмотрена в качестве общего названия для методов, процессов, средств побуждения учеников.]. Иными словами, можно сказать, что мотивация- это «стержень» личности, в котором содержатся такие свойства, как ценные ориентиры, направленность, эмоции, социальные ожидания, волевые качества, притязание и прочие социально-психологические характеристики. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Грамзина Н.А. рассматривают под учебной мотивацией – системное, сложное образование, которое состоит из социальных и познавательных мотивов учения. [3]. Мотив учебной деятельности в данном случае - все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: цели, потребности, установки, интересы, чувство долга. По мнению Е. П. Ильина основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, считаются:

· содержание учебного материала;

· в организацию учебной деятельности, включены три этапа: мотивационный, операционально-познавательный, рефлективно-оценочный;

· коллективные формы учебной деятельности;

· оценка учебной деятельности;

· стиль педагогической деятельности [4].

Процесс обучения может стать достаточно тяжелым для многих учащихся, с психологической точки зрения из-за достаточно большого объема учебного материала по русском языку, который обычно вводится в полном объеме. В связи с этим ученики могут начать «плавать» в материале, испытывать трудности и вовсе утратить мотивацию к изучению русского языка. Кроме того, время урока ограниченно и для того, чтобы изучить материал в основном используются пассивные виды речевой деятельности – чтение и письмо. На все другое не остается времени. Таким образом, обучение иноязычных детей грамматике в «обычных», не специализированных классах, создает трудности, в первую очередь, для педагогов, а также русскоязычных обучающихся, вынужденных недополучать часть материала. Для того чтобы развивать учебную мотивацию при обучении грамматике русского языка у обучающихся-билингвов, нами были подобраны и разработаны определенные способы, которые представлены ниже. Хотелось бы отметить, что учителю, при подготовке и проведении занятий следует применять творческий подход, так как такой подход стимулирует и повышает мотивацию интереса к учению. Более того, преподаватель должен тщательно подбирать материал для своих занятий, для того чтобы вовлечь всех учащихся в учебный процесс и погрузить их в изучение предмета. При подготовке к урокам русского языка преподавателю следует использовать песни, рассказы, примеры из литературных сборников, чтобы проиллюстрировать использование грамматики наглядно. Многие педагоги активно используют различные песни, отрывки из мультипликационных фильмов, диалоги любимых героев и.т.д. Работая в классе с билингвами преподаватель  должен стремиться подходить с творчеством к подготовке каждого занятия. Такие примеры могут способствовать повышению интереса к изучению грамматического материала и русского языка в целом. Перед преподавателем стоит целый ряд задач, для успешного обучения и билингвов. Основной из задач является формирование устойчивой мотивации учеников к изучаемому предмету. При обучении грамматике учащихся-билингвов педагогу следует учитывать разный уровень знаний учащихся и подстраивать учебный материал под всех учеников. Кроме того, преподаватели могут применять креативность и разрабатывать игры для учеников с использованием грамматических конструкций, тогда обучение грамматике русского языка станет более эффективным и интересным. Следует добавить, что не стоит забывать об исправлении ошибок, которые допускают ученики в ходе изучения грамматики русского языка. Как отмечалось выше, перед преподавателями стоит не простая задача при обучении билингвов. Педагогам следует обратить внимание на исправление ошибок у учащихся. Для повышения мотивации предлагается исправлять студентов тактично. Преподавателям рекомендуется исправлять допущенные ошибки корректно, мотивируя учащихся к дальнейшему выполнению предложенных упражнений.

Хотелось бы отметить, что мотивация подразделяется на 3 этапа, где учитель должен правильно подобрать слова, вызвать интерес и настроить, а главное мотивировать учащихся на достижении конкретной цели:

1 этап. Возникновение. Учитель фиксирует мотивы прошлых достижений: «Над предыдущей темой мы хорошо поработали»; далее вызывает мотивы относительной неудовлетворенности - «Но, к сожалению, не усвоили еще в этой теме еще одну важную сторону»; усиливает мотивы ориентации на предстоящую деятельность - «А она очень вам понадобится в таких-то ситуациях».

2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. Этот этап является наиболее важным, поскольку достаточно трудно не потерять возникшую мотивацию у учеников. На этом этапе преподаватель обычно чередует разные виды деятельности, использует на уроке материалы различного уровня сложности , отметки, вызывает положительные и отрицательные эмоции.

3 этап. Мотивация завершения. Необходимо, чтобы каждый учащийся к окончанию урока сформировал положительный личный опыт, чтобы в конце урока возникла положительная установка на обучение в дальнейшем, то есть сформировалась положительная мотивация. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее при этом с развернутой дифференцированной отметкой учителя.

Работая в классе с учащимися-билингвами педагогу необходимо проводить дополнительные занятия в форме консультаций, активно взаимодействовать с родителями и настраивать их на то, чтобы дома с ребенком они старались общаться с использованием русского языка. Более того, преподавателям стоит искать новые способы , подходить к подготовке к урокам творчески и учитывать некоторые особенности при работе с учениками-билингвами.

 

Список литературы:
1. Гордашников В. А., Осин А.Я [Текст] Образование и здоровье студентов - М.: «Академия Естествознания», 2017.- С. 102
2. Губин Н. В. Глоссарий психологических терминов. [Электронный ресурс] https://vocabulary.ru/slovari/glossarii-psihologiches.. (Дата обращения -10.05.2020)
3. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Грамзина Н.А. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - С. 46-50
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2013. – (Мастера психологии). – С.512
5. Косолапов А.Н. Мотивация достижения как основа профессионально-ценностной установки// Историческая и социально-образовательная мысль.- 2014.- №5.- С. 102-104
6. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком// Иностранные языки в школе. - 2015. - №5. - С. 24-29.
7. Подгаевская В. А. Учебник по русскому языку для детей-билингвов: языковая концепция и программа обучения русскому языку как второму родному. – М.: Просвещение, 2015. – С. 147
8. Харенкова А.В. Анализ речевого развития детей-билингвов. Проблемы современного образования №2 М.: Педагогика, 2013 –С. 85-87