Преступления против правосудия по законодательству Российской Федерации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(88)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(88)
Преступления против правосудия по законодательству Российской Федерации
Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы, которые посвящены сравнительному изучению системы преступлений против правосудия по законодательству Российской Федерации и прибалтийских государств (Литвы, Латвии, Эстонии), а также вопросы уголовной ответственности за данные виды преступлений.
Ключевые слова: классификация преступлений; правосудие; преступления против правосудия; уголовное право, уголовное законодательства зарубежных стран.
В соответствии со статьей 18 Конституции РФ [1] правосудие является гарантом прав и свобод гражданина, что в свою очередь подчеркивает его особую роль в правовом государстве. Однако и правосудию требуется защита, в том числе при помощи уголовно-правовых средств, для предотвращения преступных посягательств и воспрепятствования нарушения нормального процесса его осуществления. Такая защита предусмотрена уголовным законодательством всех правовых государств.
В Уголовном кодексе РФ преступления против правосудия закреплены в главе 31 УК РФ [2] . В настоящей статье будут рассматриваться отдельные положения этой главы, в частности ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование) и 296 (угроза убийством или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования) [2].
В ст. 295 УК РФ объектом преступления являются общественные отношения, которые связанны с жизнью и здоровьем лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование. Под такими лицами законодатель понимает непосредственно судей, присяжных заседателей, иных лиц, участвующих в осуществлении правосудия, а также следователей, прокурора, лиц, производящих дознание, защитников, экспертов, специалистов, судебных приставов, а также их близких. При этом следует обратить внимание на то, что статья содержит цель совершаемого преступления - воспрепятствование законной деятельности перечисленных лиц или же месть за такого рода деятельность. Объективная сторона преступлений против правосудия выражается в противодействии нормальному функционированию системы правосудия вне зависимости от того, как именно это противодействие осуществляется. Указанные деяния могут совершаться только путем действия и только с прямым умыслом [6].
В законодательстве стран Прибалтики аналогичная статья встречается только в Уголовном законе Эстонии [5]. При этом законом предусмотрена ответственность в двух статьях.
Статья 303 закона содержит ответственность за насилие в отношении судьи, народного судьи, следователя, прокурора, защитника, представителя потерпевшего и их близких [5]. Объективная сторона выражается в насильственном принуждении перечисленных лиц действовать не в соответствии с интересами правосудия, либо же насилие осуществляется в качестве мести за выполнение ими своих обязанностей [7]. Вторая статья – статья 304 [5], которая предусматривает ответственность за повреждение или уничтожение имущества судьи, народного судьи, следователя, прокурора, защитника, представителя потерпевшего, а равно их близких. Аналогично статье 303, объективная сторона выражается в уничтожении или повреждении имущества с целью принуждения данных лиц действовать не соответствующим интересам правосудия образом либо же имущество уничтожается в качестве мести за выполнение ими своих обязанностей. Таким образом, отдельно выделено посягательство на имущество указанных лиц, но лишь с определенной целью [7].
Статьей 296 Уголовного кодекса РФ [2] предусмотрена ответственность за угрозу убийством или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования. В данном случае, законодатель говорит не только непосредственно о самой угрозе убийством, но и об угрозе причинения вреда здоровью, уничтожении или повреждении имущества судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в осуществлении правосудия, а также их близких. Отдельно следует отметить, что данное преступление может осуществляться только с мотивом [6]. Аналогичных статей в уголовном законодательстве, за исключением Эстонии, в странах Прибалтики нет[3, 4, 5].
В уголовном законодательстве Литвы [4] и Латвии [3] содержится лишь одна статья, связанная с нарушением порядка отправления правосудия путем оказания влияния на лиц, его осуществляющих, вмешательство в рассмотрение дел в суде, под которым понимается любое воздействие на судью или судебного заседателя с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному разбирательству дела или добиться вынесения и оглашения незаконного приговора или решения (ст. 295 Уголовного закона Латвии [3] и ст. 231 Уголовного закона Литвы [4]), предусматривающая ответственность за воспрепятствование деятельности судьи, прокурора, должностного лица досудебного расследования, адвоката или судебного исполнителя.
Таким образом, анализ законодательства в части уголовной ответственности за преступления против правосудия позволяет сделать вывод о том, что наиболее широко данный вопрос освещен в Уголовном кодексе Российской Федерации, где представлено 25 статей и предусматривается ответственность за посягательство, как на нормальный порядок отправления правосудия, так и на жизнь и здоровье непосредственно лиц, осуществляющих правосудие [8], тогда как в странах Прибалтики уголовный закон содержит в основном нормы о нарушении порядка отправления правосудия.