Статья:

Значение самоопределения в старшем школьном возрасте

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(88)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Куриленко Е.Е. Значение самоопределения в старшем школьном возрасте // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 37(88). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/88/61481 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Значение самоопределения в старшем школьном возрасте

Куриленко Екатерина Евгеньевна
магистрант, Высшая школа экономики, РФ, Москва

 

THE IMPORTANCE OF SELF-DETERMINATION IN HIGH SCHOOL AGE

 

Ekaterina Kurilenko

Master student, Higher School of Economics, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной работе представлен теоретический анализ понимания самоопределения в разных социальных науках. Объясняется основное значение данного феномена для старшего школьного возраста. Обосновывается важность сопровождения в самоопределении в старших классах школы.

Abstract. This paper presents a theoretical analysis of the understanding of self-determination in different social sciences. The main significance of this phenomenon for high school age is explained. The importance of support in self-determination in school is substantiated.

 

Ключевые слова: самоопределение, сопровождение, старший школьный возраст, развитие, профессиональная идентичность.

Keywords: self-determination, support, high school age, development, professional identity.

 

Старший школьный возраст - критическая фаза жизни, в ходе которой подростки сталкиваются с физическими, психологическими, интеллектуальными и эмоциональными проблемами, ищут самоидентификацию, исследуют новые роли, переходят в старшие классы, а затем из школьной среды в студенческую и взрослую жизнь. Достижение независимости и автономии, установление личных целей и составление планов, приобретение ценностей и моральных установок - это задачи развития, которые должны осознать все учащиеся.

Вопрос самоопределения остаётся актуальным на протяжении долгого времени. Во многих науках можно встретить работы, посвящённые данной тематике, что позволяет комплексно взглянуть на проблему.

В социологии самоопределение рассматривается в трудах М.В. Кораблева, Л.Б Осипова, Л.О. Ромашова,  И.В. Тиунчик, Я.В. Дидковской, Л.А. Энвери и др. Под самоопределением у них понимается вхождение человека в общество, поиск места в нём, при соблюдении правил предъявляемых данным обществом. В социологии можно встретить профессиональное, социальное, жизненное, семейное и национальное самоопределение.

С позиции философии (П. Бергер, В.С. Иванова, О.И. Карпухин, В.И. Красиков) самоопределение находит своё отражение в идентификации личности и вхождение её в социум. По большей части эта область науки рассматривает жизненное самоопределение [1].

Наибольшая разработанность проблемы самоопределения открывается в психолого-педагогических исследованиях. Данный аспект можно встретить в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Е.И. Головахи, P.M. Гинзбурга, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

Вопрос самоопределения возникает в подростковом возрасте, когда перед субъектом ставится задача планирования будущего. Л.И. Божович подмечает, что самоопределение состоит в осознании себя в качестве члена общества, при этом человек приобретает новейшую социально важную  позицию [2].

Согласно С.Л. Рубинштейну индивид представляется действующим типом самоопределения, преднамеренно устанавливая собственный подход к обществу и лично к себе [3].  Тем самым, подчёркивается характерное только человеку детерминирование посредством сознания, то есть преломление мира и своего действия через сознание.

Самоопределение, как психологическая конструкция, относится к волевым действиям людей, основанным на их собственной воле, и самоопределяемое поведение происходит от преднамеренного осознанного выбора и решения [4].  

Самоопределение можно определить, как способность и возможность управлять своей жизнью в направлении, которое способствует личному удовлетворению. И оно может развиваться в следующих направлениях:

Профессиональное самоопределение, согласно Н.С. Пряжникову, это осознание смысла собственной профессиональной деятельности в контексте конкретных социально-экономических и культурно-исторических ситуаций. Ядром профессионального самоопределения является внутренняя готовность планировать и осуществлять перспективы профессионального развития [5]. Учащиеся с высоким уровнем самоопределения имеют высокое качество жизни, которое связано как показатель успешных результатов профессиональной деятельности. Оно содержит в себе всё, что относится к становлению личности в профессии, от шага её выбора до приобретения профессионального становления и самореализации в рабочей деятельности.

Личностное самоопределение схоже с понятием западной психологии «личностная идентичность». Личностная идентичность - суть самосознающего человека, что позволяет ему быть уникальным, что сохраняется с течением времени, несмотря на поверхностные изменения, что делает его человеком в любое время. Самым активным временем для личностного самоопределения считается подростковый возраст, ведь самоопределение, представляется как индивидуальное понимание себя независимым членом общества, представление собственного места и направления в нем.

Социальное самоопределение рассматривается как личностный выбор средств, методов, позиций, условий для жизнедеятельности, самореализации, выбора ценностей, определения своего места в обществе и нахождения роли в профессиональной сфере [6]. 

Жизненное самоопределение – это установление себя относительно смысла жизни, как общечеловеческого критерия, и осуществление себя на основе данного самоопределения. Главным аспектом является организация индивидуальной готовности к экзистенциальному выбору -  к изменениям в жизни личности, его обширном мире, к смене индивидуальной иерархии ценностей и смыслов, также к изменению деятельности и поступков, к формированию новых жизненных событий.

Все выше названные принципы и условия позволят личности самоопределиться, стать самостоятельными, саморегулируемыми и волевыми. Согласно теории самоопределения, предложенной Э. Деси и Р. Райаном [7], потребности в компетентности и самостоятельности являются врождёнными и универсальными. Следовательно, выполнение этих потребностей способствует оптимальному функционированию всех людей в разных культурах и обществах.

Главной целью в самоопределении является предоставление свободы иметь ценность жизни, в возможности взять на себя ответственность за постановку целей и планов их достижения и в возможности самоутверждения и активной роли в принятии решений.

Теория самоопределения [7] основана на предположении, что люди являются активными и ориентированными на рост агентами, склонными к организации и инициированию своих действий со ссылкой на их ценности и интересы, с тенденцией к интеграции социальных норм и практики, по существу мотивированных для достижения личных целей и стремясь освоить среду. Развитие этих тенденций и качеств зависит от той поддержки, которую они получают от социализирующих сред, что может способствовать или нарушать их внутреннюю мотивацию и интернализацию.

Существенные элементы, способствующие самоопределению, включают в себя самосознание своих мотивов, эмоций и внешних требований, активное участие для самонаправления и выбора. Удовлетворение потребности в самоопределении дома и в школьной среде будет способствовать развитию внутренней мотивации и интернализации. Кроме того, как потребность в компетентности, так и самоопределение, необходимы для поддержания внутренней мотивации. 

Из анализа вышеприведённой литературы можно выделить основные характеристики самоопределившихся подростков:

  • Осведомлённость о личных предпочтениях, интересах, сильных сторонах и ограничениях;
  • Умение различать желания и потребности и способность делать выборы на их основе;
  • Возможность рассмотреть несколько вариантов и предвидеть последствия решения проблемы;
  • Способность инициировать и принимать меры, когда это необходимо;
  • Возможность найти решения с помощью рефлексивной оценки совершившихся событий;
  • Умение ставить цели и действовать по направлению к ним;
  • Стремление к независимости и к способности саморегуляции;
  • Адекватная самооценка и уверенность;
  • Умение использовать коммуникативные навыки;
  • Способность взять на себя ответственность за действия и решения;
  • Способность к творчеству.

По словам Д. Халперн, одним из основных компонентов переходного процесса должно стать «возникающее чувство расширения прав и возможностей учащихся, которое в конечном итоге усилит самоопределение учащихся в рамках переходного процесса...» [8]. Поскольку потребности и интересы учеников являются основой для планирования перехода, выбор учащимися будущих целей имеет решающее значение в этом процессе.

Таким образом, процесс самоопределения занимает центральное место в жизни страших школьников и представляет собой поиск предмета его образа жизни в мире, на основе воспринимаемого, принятого или сформированного им во времени целостного отношения к миру, обществу, к другим людям и самому себе. А также, его личная система жизненных значений и принципов, ценностей и идеалов, возможностей и способностей, ожиданий и устремлений. Процесс самоопределения осуществляется посредством рефлексии и познавательной деятельности. Самоопределяющийся субъект не только ставит цели жизни, открывая свою индивидуальность, но также выбирает и планирует свою карьеру и профессиональный путь, что является главной целью школьного образования и благополучного развития школьника.

 

Список литературы:
1. Иванова В.С. Феномен жизненного самоопределения: содержание и компоненты // Известия Томского политехнического университета. — 2011. Т. 318. №6. — С.92-98.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии» — Воронеж: НПО «МОДЭК». 1997 . —  с.241
3. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2003.  — 512 с.
4. Multivariate Analysis of the Self-Determination of Adolescents / Nota L., Soresi S., Ferrari L., Wehmeyer M. L. // A Published online: 21 February 2010, Springer Science+Business Media B.V. 2010.
5. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.
6. Иванова Н. Л. Самоопределение личности в бизнесе: проблемы и модели исследования // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2011. Т. 8. № 2. С. 28–40.
7. Deci E.L., Ryan R.M. The "what" and "why" of goal pursuits: human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. vol. 11, no. 4 — 2000. —  pp. 227–268
8. Халперн Д. Психология критического мышления — СПб.: Издательство «Питер» —  2000.