Статья:

Определение правового регулирования транснациональных корпораций

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ананьев И.А. Определение правового регулирования транснациональных корпораций // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 39(90). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/90/62066 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Определение правового регулирования транснациональных корпораций

Ананьев Иван Алексеевич
магистрант Российского университета дружбы народов, РФ, г. Москва

 

DEFINITION OF LEGAL REGULATION OF TRANSNATIONAL CORPORATIONS

 

Ivan Ananyev

Master student of Peoples' Friendship University of Russia, Russia, Moscow

 

Аннотация. Статья раскрывает проблемы в области правового регулирования деятельности транснациональных корпораций. Даны примеры взаимодействия и правового сотрудничества органов государственной власти РФ с корпорациями.

Abstract. The article reveals problems in the field of legal regulation of transnational corporations. Examples of interaction and legal cooperation of government bodies of the Russian Federation with corporations are given.

 

Ключевые слова: транснациональные корпорации (ТНК), правовое регулирование деятельности ТНК, международные экономические отношения.

Keywords: transnational corporations (TNCs), legal regulation of TNCs, international economic relations.

 

В современный период развития экономики в условиях растущей глобализации, несомненно, усиливаются экономические интеграции между странами. В первую очередь, это можно заметить, наблюдая за темпами увеличения количества транснациональных корпораций (далее – ТНК), поскольку они являются ведущим элементом развития международных экономических отношений. В торговых отношениях в системе ТНК имеются как позитивные, так и негативные черты, но тем не менее, по мнению И.И. Лукашук, ТНК являются закономерным явлением, которое возникло в связи с интернационализацией экономики и необходимостью её регулировать [1, с. 177]. По данным Организации Объединённых Наций, в 1970 г. насчитывалось 7 000 ТНК, на момент начала ХХI века уже насчитывалось порядка 64 000 ТНК с 870 000 филиалами по всему миру [6, с. 14]. Что же касается России, то Топ-25 крупнейших российский компаний владеют зарубежными активами стоимость которых превышает 60 миллиардов долларов, имеют оборот более чем в 200 миллиардов долларов, и с общим штатом сотрудников за рубежом около 130 тысяч человек. Лидерами рейтинга отечественных компаний являются «Лукойл» и «Газпром» [3, с. 73].

Основной и актуальной проблемой в правовом регулировании ТНК является то, что внутреннее законодательство государств не способно осуществлять контроль за их деятельностью из-за тесной связи крупных организаций с их международными компонентами. В конечном итоге возникает пробел, позволяющий корпорациям «обходить» нормы национального права.

Несмотря на то, что уже более 30 лет ведутся дискуссии в ООН о создании Кодекса поведения ТНК, он все ещё не принят. Во многом это обусловлено тем, что среди как отечественных, так и зарубежных учёных не достигнуто взаимопонимания о статусе ТНК. Западные учёные Ф. Джессеп, Д. Карро [1,
с. 8] определяют корпорации как субъекты международного права, в свою очередь российские правоведы В.А. Романов, С.В. Черниченко, И.И. Лукашук полагают, что действия ТНК, несомненно, оказывают определённое влияние на торгово-экономическую политику государства, однако их нельзя назвать субъектами международного права, т.к. последними могут быть только такие образования, которые способны участвовать в межгосударственных отношениях.

Для решения поставленной проблемы существуют несколько концепций. Например, предлагается формирование специальной правовой системы, состоящей из договоров и выходящей за рамки национального законодательства посредством подчинения международному праву и общим принципам права. Такое предложение ставится под сомнение по ряду причин, во-первых, сделки, осуществляемые между государством и корпорациями, носят не межгосударственное значение, а статус гражданских сделок. Во-вторых, данные процедуры заключения договоров будут иметь ряд трудностей, связанных с согласительной процедурой и внутренними интересами государства.

Имеет место быть предположение о непосредственной передаче определённых государственных полномочий в сфере экономики корпорациям, однако, это радикальный взгляд на решение вопроса. Следующее возможное решение проблемы – делегирование полномочий государства в области управления рыночной экономики иным акторам – Международному Валютному Фонду, Всемирному банку. Вышеназванные концепции реализуются в практике западных государств. Правительства этих стран формируют коалиции с корпорациями, а также с неправительственными органами и международными учреждениями, такими, как ООН, Всемирный банк и МВФ. Международным корпорациям оказывается административная и дипломатическая поддержка при освоении новых рынков [5, c. 61].

Ранее нами уже была упомянута одна из лидирующих ТНК России – компания «Газпром». Необходимость остановиться именно на данной корпорации обуславливается тем, что более 50% акций компании принадлежат РФ (38,353% Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, 10,97% АО «Роснефтегаз», 0,889% ОАО «Росгазификация»), соответственно можно сказать о том, что в некоторых аспектах данный пакет акций благотворно влияет как на национальную экономику, так и правовое положение ТНК в «стране базирования». Так, например, высокая доля государства в акционерном капитале многих крупных энергетических российских компаний позволяет использовать и заседания их руководящих органов (как правило, это совет директоров) в качестве площадки для обсуждения и решения вопросов с представителями государства [2, с. 61]. Благодаря этому тесному взаимодействию органов государственной власти с различного рода корпорациями, в том числе и с компаниями, представляющими топливно-энергетический комплекс, облегчается выстраивание единой, удобной системы правового регулирования на уровне не только одной страны, но и на уровне формирования межнациональных вопросов, путем выражения интересов ТНК органами государственной власти при взаимодействии с представителями государств, являющихся «принимающими странами».

Мы считаем регулирование деятельности корпораций все же должно оставаться руках национального законодательства государства, поскольку оно осуществляет широкий круг задач в рамках рыночной экономики, с тенденцией к увеличению роли транснационального права, регулирующего правовую сферу деятельности ТНК. Транснациональное право включает в себя не только международно-экономические, но и коллизионные нормы, направленные на постепенно установление общемировых стандартов регулирования ТНК, которые будут способствовать облегчению надзора за их деятельностью. Несмотря на ряд работ подобной тематики, вопрос о правовом регулировании остаётся не решённым и является той проблемой существования глобального рынка, которая требует детального рассмотрения на уровне международного воздействия.

 

Список литературы: 
1. Берандзе М Р. Концепция транснационального права в международном праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2010. – С. 8.
2. Долгов В.В. Модели взаимодействия топливно-энергетических компаний и российской власти на региональном уровне // Власть. – 2011. – № 1. – С. 16. 
3. Зыкова Т.И. Европы мало // Российская газета. – 2007. - № 277. – С. 73
4. Лукашук И.И. Международное право. – М.: Издательство БЕК, 1998. – С. 177.
5. Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. – № 6. – С. 61-62.
6. United Nations Conference on Trade and Develoment, World Investment Report 2003 // United Nations: New York and Geneva. – 2003. – Р. 14.