Статья:

Отношения в семье как фактор влияющий на социальную адаптацию ребенка с нарушением интеллекта

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Гусайниева З.М. Отношения в семье как фактор влияющий на социальную адаптацию ребенка с нарушением интеллекта // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 39(90). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/90/62496 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Отношения в семье как фактор влияющий на социальную адаптацию ребенка с нарушением интеллекта

Гусайниева Зарема Магомедовна
магистрант Дагестанского Государственного Педагогического Университета, РA, г. Махачкала

 

RELATIONS IN THE FAMILY AS A FACTOR INFLUENCING THE SOCIAL ADAPTATION OF A CHILD WITH INFRINGEMENT OF INTELLIGENCE

 

Zarema Gusaynieva

graduate student of Dagestan state Pedagogical University, Russia, Makhachkala

 

Аннотация. Предмет: Нарушение интеллекта как стойкое врожденное органического повреждения коры головного мозга, распространяющееся на различные его участки, сочетающееся с отдельными локальными нарушениями, обуславливающее возникновением у ребенка выраженных отклонений с разной отчетливостью. Как показывает социально-психологическое исследование эмоционального отношения членов семьи к рождению ребенка с нарушением интеллекта: 90% среди матерей и 75% среди отцов начинают негативно оценивать себя как родителей, лишь 20 процентов из них готовы принять рожденного ими ребенка с особенностями, при этом 30,5% из них эмоционально не готовы к принятию такого ребенка. Это приводит к тому, что семья как первичная ступень социализации ребенка с нарушением интеллекта порой оказывает негативное влияние на его развитие.  Еще Выготский Л.С. в своих работах говорил о значении адекватной стратегии семейного воспитания детей с нарушением интеллекта как фактора, определяющего уровень успешности социальной адаптации таких детей [1].

Цель исследования: выявить основные изменения, происходящие во внутрисемейных отношениях при рождении ребенка с нарушением интеллекта.

Теоретические задачи исследования:

1. Рассмотрение особенностей изменения внутрисемейных отношений при рождении ребенка с нарушением интеллекта;

2. Изучение влияния отношений в семье на развития ребенка с нарушением интеллекта;

3. Проанализировать необходимость оказания содействия родителям в воспитании детей с нарушением интеллекта.

Эмпирические задачи исследования:

1. Изучение специфики  родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей с нарушением интеллекта;

2. Выявить проблемы оказания комплексной психолого-педагогической помощи родителям, имеющих детей с нарушением интеллекта.

Вывод: В современном мире психологические проблемы с которыми сталкиваются родители, имеющие ребенка с нарушением интеллекта остается неизученной. Актуальность обосновывается немногочисленными исследованиями особенностей отношений в семьях, имеющих детей с нарушением интеллекта. Изложены наиболее распространенные стили семейного воспитания детей с нарушением интеллекта. Подчеркивается важность роли семьи в социальной адаптации ребенка с нарушением интеллекта.

Abstract. Subject: Intellectual impairment as persistent congenital organic damage to the cerebral cortex, spreading to various parts of it, combined with individual local disturbances, causing the child to develop pronounced deviations with different distinctness. As a socio-psychological study of the emotional attitude of family members to the birth of a child with an intellectual impairment shows: 90% among mothers and 75% among fathers begin to negatively assess themselves as parents, only 20% of them are ready to accept their child with special needs, while 30, 5% of them are not emotionally ready to adopt such a child. This leads to the fact that the family as the primary stage of socialization of a child with intellectual impairment sometimes has a negative impact on its development. More Vygotsky L.S. in his works he spoke of the importance of an adequate strategy for family education of children with intellectual disabilities as a factor determining the level of success of social adaptation of such children [1].

The purpose of the study: to identify the main changes that occur in intra-family relationships at the birth of a child with impaired intelligence.

Theoretical objectives of the study:

1. Consideration of the features of changes in family and extra-family relationships at the birth of a child with impaired intelligence;

2. The study of the influence of family relations on the development of a child with intellectual impairment;

3. To analyze the need to assist parents in raising children with intellectual disabilities.

Empirical objectives of the study:

1. The study of the specifics of parent-child relationships in families with children with intellectual disabilities;

2. To identify the problems of providing comprehensive psychological and pedagogical assistance to parents with children with intellectual disabilities.

Conclusion: In the modern world, the psychological problems faced by parents who have a child with intellectual disability remain unexplored. The relevance is justified by a few studies of the characteristics of relationships in families with children with intellectual disabilities. The most common styles of family education of children with intellectual disabilities are outlined. The importance of the role of the family in the social adaptation of a child with intellectual impairment is emphasized.

 

Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, умственно отсталые дети, дизонтогенез,  внутрисемейные отношения, адаптация.

Keywords: children with intellectual impairment, mentally retarded children, dysontogenesis, intra-family relationships, adaptation.

 

Семья является одним из важнейших факторов способных оказать влияние на процесс социальной адаптации ребенка с нарушением интеллекта, первой социальной средой, в которую попадает ребенок. Основополагающая важность семьи определяется также современными представлениями о психическом развитии ребенка опосредованным общением и взаимодействием с окружающими его людьми, в частности, родителями. Содержание отношений родителей и детей в процессе их взаимодействия имеют свою специфику и динамику развития [2].

Многие семьи выбирают неправильную стратегию в воспитании ребенка с нарушением интеллекта, из-за чего возникают проблемы в родительско-детских отношениях, непонимание со стороны родителей, семейные конфликты - все это приводит к негативным последствиям социальной адаптации ребенка с нарушением интеллекта.

Современные родители погружены в повседневные проблемы, в работу, поглощены многочисленными обязанностями, поэтому у них не остается времени на воспитание и совместную деятельность с ребенком.

Социальный аспект такого явления, выражающийся в причисление людей с нарушением интеллекта к определенной категории, в целом вызывает негативное отношения вследствие того, что это ограничивает возможности для реализации в социуме и общности с другими людьми. «Навешивание ярлыков» порождает критичное отношение, дающее определенную оценку человека, то от чего нельзя освободиться.

При таких обстоятельствах, дефицит общения и взаимодействия приводит к тому, что родители не осведомлены об психофизиологических особенностях ребенка с нарушением интеллекта, его возможностях и способностях. Это выражается в авторитарном стиле воспитания детей с нарушением интеллекта в семье, что связано с эмоциональным отвержением родителями таких детей. Дети с нарушением интеллекта в таких семьях подверженные повышенной тревожности при общении с родителями, в восприятии своего отчужденного положения в семье, что в конечно итоге приводит к агрессивному асоциальному поведению, повышенной конфликтности.

Противоположным стилем воспитания в семье является либеральный, выражающийся в гиперопеки, повышенном контроле в хозяйственно-бытовых потребностях ребенка, в ограничение его внешнего окружения, вседозволенности, акцентировании внимания на «дефекте» ребенка, не замечая его индивидуальных способностей. Такой стиль является также дисгармоничным, приводит к тому что родители находятся в постоянном стрессовом состоянии, эмоционального принятия своего ребенка у них также не происходит.

Что дает сделать вывод о том, что наличие благоприятных условий для развития и положительного эмоционального фона в семье даст перспективу для социальной адаптации и интеграции детей с нарушением интеллекта.

Самым благоприятным стилем воспитания является демократический, выражающийся в безусловном принятии ребенка с нарушением интеллекта, доверии к нему, радости от общения с ним. Безусловно необходимо регулирование взаимодействия ребенка с внешним миром, но при этом важно осознание родителями специфического пути развития ребенка с нарушением интеллекта, что позволит смягчить трудности его социальной адаптации [3].

Родители детей с нарушением интеллекта испытывают колоссальную эмоциональную нагрузку, в семье возрастает напряженность в межличностных отношениях среди родителей, проявляются их личностные особенности, внесемейные отношения также искажаются, круг внешних контактов сужается, родители находятся в эмоциональном «тупике».

Важно оказание психолого-педагогической помощи родителям воспитывающих детей с нарушением интеллекта. Оказывая помощь необходимо акцентирование внимания на положительных особенностях ребенка, необходимости постоянно стимулировать его психическое развитие, создавать благоприятную эмоциональную обстановку в семье, убедить родителей, что их ребенок при их участие способен социально адаптироваться и реализовать себя в обществе [4].

Родительско-детские отношения в семье несомненно оказывают значительное влияние на общее эмоциональное состояния ребенка с нарушением интеллекта. Правильно выбранная стратегия семейного воспитания будет способствовать в дальнейшем успешности обучения в специальном общеобразовательном учреждении.

 

Список литературы:
1. Собр. соч.: в 6-ти т. / Выготский Л.С.// М.: Педагогика - 1983. – С. 110-115;
2. Технология психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии/ Ткачева В.В. // АТС. – 2007. – С. 50-56;
3. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя/ Лидерс А.Г.., Спирева Е.Н.// СПб.: Союз. – 2008, С. 40-42;
4. К каждому проблемному ребенку нужен свой подход / Л. В.  Годовникова // Образование в документах. - 2015. - С. 57 - 69.