Статья:

Взаимосвязь образов старика и мальчика в повести Э. Хемингуэя «Старик и море»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Трошина А.Е. Взаимосвязь образов старика и мальчика в повести Э. Хемингуэя «Старик и море» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 40(91). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/91/63158 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимосвязь образов старика и мальчика в повести Э. Хемингуэя «Старик и море»

Трошина Арина Евгеньевна
студент, Алтайского государственного педагогического университета, РФ, г. Барнаул

 

THE RELATIONSHIP OF THE IMAGES OF AN OLD MAN AND A BOY IN THE STORY OF E. HEMINGWAY "THE OLD MAN AND THE SEA"

 

Arina Troshina

Student of Altai State Pedagogical University, Russia, Barnaul

 

Аннотация. В данной статье затрагивается тема неразрывной связи поколений, связь мужества и борьбы. В результате можно убедительно сказать, что несмотря на разницы в возрасте и вправду может существовать взаимная крепкая дружба.

Аabstract. This article touches on the inextricable link of generations, the link of courage and struggle. As a result, we can convincingly say that despite the differences in age, there can indeed be mutual strong friendships.

 

Ключевые слова: взаимоотношения, символ, поколение, образ, человек, мир, жизнь.

Keywords: relationships, symbol, generation, image, person, world, life.

 

Наиболее распространенной темой в литературе является взаимоотношения между поколениями. Год за годом эта тема становится актуальной. Многие известные писатели включали в своих произведениях данную тему, одним из них является Э.Хемингуэй. Он красочно описал взаимоотношение между Сантьяго и Манолина в повести «Старик и море».

Сантьяго - герой повести Э.Хемингуэя «Старик и море». Реальными прототипами считаются Фернандо МануэльПередос (по прозвищу Гальего), Ансельмо Эрнандо, ГригориоФуэнтес, капитан лодки Хемингуэя. Сам Хемингуэй писал, что отразил «черты характера одного знакомого старого рыбака из Касабланки». Можно сказать, что Сантьяго — собирательный образ рыбака с северного побережья о.Куба, в районе Кохимара. Вместе с тем это образ-символ, в котором сильны романтические и фольклорные мотивы. Сантьяго вобрал в себя лучшие качества человеческой души — доброту, стойкость, мужество. Его простодушный, естественный героизм зиждется на удивительном переплетении смирения и гордости, что позволяет ему переносить тяготы и не признавать поражения. Обладает редкой выносливостью и целеустремленностью.

Сантьяго воплощает тип человека, не стремящегося только взять у природы, он осознает свое естественное положение в природе, в гармонии ее вечного кругооборота. Нерасторжима связь Сантьяго с пойманной им гигантской рыбой, которую он «любит». Борьба с ней и с акулами, отнимающими добычу,— это бесконечный спор человека с природой. Старик не ловит рыбу, а как бы священнодействует, выполняя положенный ритуал.

К.Бейкер рассматривал повесть Хемингуэя как библейскую притчу, соотнося образ Сантьяго с личностью Иисуса Христа. В его образе важен также мотив учительства: мальчик, помощник Сантьяго, уверен, что стприк способен научить «всему на свете» и главному в жизни.

В повести прослеживаются библейские реминисценции. Старика зовут Сантьяго – точно так же, как и святого Иакова, и ветхозаветного Иакова, бросившего вызов самому Богу, и в рассуждениях старика о жизни, человеке, грехах, и в чтении им основных христианских молитв – «Отче наш» и «Богородицы».

Рассуждения Сантьяго о жизни просты и безыскусны. Он и сам внешне такой: старый, измождённый, довольствующийся малым – простой едой, бедной хижиной, постелью, заправленной газетами.

День за днём изматывая в океане большую рыбу, старик не думает о том, как ему больно или тяжело от режущих руки и спину бечевок. Он пытается сохранить свои силы для решающего боя. Он ловит в море тунца и летучих рыб и ест их сырыми, даже несмотря на отсутствие чувства голода. Он заставляет себя спать, чтобы набраться сил. Он использует все подручные средства для сражения с акулами, покушающимися на его рыбу.

У героев различное социальное положение, но объединяет их глубокая вера в неисчерпаемые возможности человека, ценности и восприятие мира. Глубокая духовная общность связывает этих чужих по крови людей. Эти два героя схожи между собой, они очень выносливы, добры и отзывчивы. Взаимоотношения между ними перерастают в более глубокую и значительную дружбу. Отношение между ними раскрывается через их поступки. Слова мальчика «Таких рыбаков, хороших как ты на белом свете нигде нет», показывает насколько он сильно ценит, уважает его. Сантьяго и мальчик являются символами уходящего и приходящего, старого и юного поколения. Старик должен оставить после себя свой след, должен поделиться своим опытом к «приходящему» поколению. Для него Манолин его будущее.

Любовь мальчика к «старшему» поколению раскрывается через его поступки и его отношение к старику. Он любит проводить свое время с ним и с большой любовью, уважением относится к нему, восхищается его мастерством и выдержкой, хочет быть для него опорой, хочет стать таким же, как он.

Действительно, когда Манолин отправляясь на море, уверенно считает рыбалка – это его призвание, страсть, наслаждение. Даже когда старик вновь встречает одни неудачи, Манолин не уходит от него, наоборот подбадривает изо всех сил. Первое их знакомство совершился неудачным, когда маленький мальчик пошел вместе с Сантьяго и чуть не погиб, его чуть не потопила рыба.

Несмотря на первый неудачный день знакомства, мальчик все равно остался с ним, он предан ему и не утратил желания осваивать это искусство. Чтобы быть рядом со своим другом, он не обратил внимание на запреты родителей. Забота для него превыше всего. Это показывает, что он всегда готов помогать и заботится о нем, он верит, что у него все получится и надеется еще многому научиться пока он жив.

Когда старик вышел на море совсем один, он не один раз повторяет слова было бы лучше, если рядом с ним был мальчик. Ему одиноко и грустно из-за того, что его рядом нет. Они между собой стали неделимы, у них есть особое взаимосвязь, которая никогда не исчезнет. Манолин всегда верит и надеется, что Сантьяго добьется до своей цели. В трудные моменты, когда старик поймал свой долгожданный улов, но был уничтожен акулами, мальчик понимает, что достать такую огромную рыбу было очень сложно, и он воспринимает не как проигрыш, наоборот считает старика побежденны.

Таким образом, следует отметить что тема взаимоотношение поколений никогда не исчезнет. Никогда не потеряет свою актуальность. Важно понять, что «старшое поколение» должен обучать, воспитывать «младшее поколение» тем самым передают свое наследие в будущем. Сантьяго и Манолин красочно могли доказать, что крепкая дружба между разными поколениями может существовать. Мастерство старика не должно так просто исчезнуть и оставил он свой след Манолину.

 

Список литературы:
1. Грибанов Б. Э.Хемингуэй- жизнь и творчество. Послесловие // Хемингуэй. Избранное. Просвещение, 1984.
2. Маянц З. «Человек один не может...» Жизнь и творчество Э.Хемингуэя . М. Просвещение, 1966.
3. Хеминугэй Э. – «Старик и море» 1982.