Налоговый потенциал регионов России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Налоговый потенциал регионов России
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты взаимосвязи налогового потенциала субъектов Российской Федерации и экономического роста. Проводится анализ динамики налогового потенциала на примере Республики Дагестан. Кроме того, представлены мероприятия по улучшению налогового потенциала региона, влияющие на экономическое развитие и рост.
Ключевые слова: налоговый потенциал, экономический рост, реальный ВВП, налоги, проблемы экономического роста, налоговое бремя, налоговая нагрузка, налоговый механизм, бюджет.
На современном этапе большое значение имеет совокупность всех налогов и сборов, уплачиваемых субъектами Российской Федерации. Данная совокупность характеризуется налоговым потенциалом, очень сильно влияющим на экономический рост.
На современном этапе понятие «экономический рост» характеризует численное увеличение объема производимых и выпускаемых товаров и услуг в мире, стране или отдельно взятом регионе. Как считают исследователи, важнейшим показателем экономического роста служит прирост реального ВВП.
Налоговым потенциалом называется совокупность объектов налогообложения, которые функционируют на территории субъекта страны. На наш взгляд, налоговым потенциалом можно назвать отношение поступивших налогов и сборов в бюджетную систему региона к потенциально возможному приросту налогов за счет проведения определенных мероприятий по повышению налогового потенциала.
Экономический рост и налоговый потенциал неразрывно связаны друг с другом. Так, при росте налогового потенциала, пропорционально происходит и экономический рост, так как высвобождающиеся дополнительные налоговые платежи способствуют более быстрому распределению ресурсов и решению поставленных социально-экономических задач. По данным Росстата РФ рейтинг регионов по налоговому потенциалу представляет собой общие налоговые выплаты региона в консолидированный бюджет России (то есть в федеральный и региональный бюджеты) в расчёте на одного жителя региона в сумме за три месяца года (в тысячах рублей на человека).
Лидерами рейтинга стала автономные округа, опережая ближайших конкурентов в 10 и более раз. Псковская область заняла в рейтинге 58-е место: за три месяца регион заплатил 3 млрд 051,3 млн рублей налогов, из них 29,9% в федеральный бюджет, 70,1% - в региональный.
Таблица 1.
Рейтинг регионов России по налоговому потенциалу на первый квартал 2019 года
№ |
Регион |
Выплаченные налоги, тыс. рублей, на человека |
1 |
Ямало-Ненецкий АО |
484,57 |
2 |
Ненецкий АО |
392,21 |
3 |
Ханты-Мансийский АО |
296,76 |
4 |
Сахалинская область |
38,05 |
5 |
Коми |
36,52 |
6 |
Москва |
35,12 |
7 |
Томская область |
31,09 |
8 |
Якутия |
30,44 |
9 |
Санкт-Петербург |
29,93 |
10 |
Оренбургская область |
29,28 |
83 |
Алтайский край |
0,49 |
84 |
Магаданская область |
-3,01 |
85 |
Амурская область |
-8,10 |
Источник: отчетные данные Росстата
На наш взгляд, налоговый потенциал регионов является качественной характеристикой экономики
Анализ динамики налогового потенциала рассмотрим на примере Республики Дагестан. Для этого, необходимо рассмотреть 2 составляющие: уровень налогового бремени на предприятия и динамику их выручки. Увеличение налоговой нагрузки на предприятия привело к тому, что увеличилась нагрузка на малый бизнес, вследствие чего многие из предприятий либо закрылись, либо перешли на теневую сферу уплаты налогов.
Что касается Республики Дагестан, то для изучения зависимости размера налоговых доходов от ВРП применяют эмпирический коэффициент эластичности, показывающий, насколько процентов возрастет (или снизится) величина налоговых доходов при росте ВРП на 1%. Почти во всех годах изучаемого периода, рост налоговых доходов опережал рост ВРП или был равен росту ВРП. Об этом свидетельствуют показатели эластичности, которые всегда были больше единицы в исследуемом периоде.
Таблица 2.
Динамика показателей уровня налогового бремени в Республике Дагестан в 2015-2018 гг.
|
Коэффициент эластичности, % |
Налог/ВРП, % |
Среднедушевая квота налогов, (тыс.руб. на 1 занятого |
Среднедушевая квота ВРП, (тыс.руб.) на душу населения |
Коэффициент уровня налогообложения, % |
Удельный вес чистых налогов на продукты и импорт в ВРП, % |
2015 |
1.0 |
20.6 |
766.0 |
1322.9 |
0.58 |
11.5 |
2016 |
2.0 |
22.0 |
878.2 |
1415.0 |
0.62 |
11.1 |
2017 |
1.0 |
22.0 |
959.3 |
1502.7 |
0.64 |
11.3 |
2018 |
0.9 |
21.2 |
962.9 |
1678.2 |
0.57 |
10.6 |
Источник: отчетные данные ФНС по РД www.nalog.ru
С помощью двух последних коэффициентов оценивается уровень налогообложения, что равно соотношению налоговых доходов приходящихся на одного занятого и ВРП на душу населения, как видим в 2018 году 57% ВРП было охвачено налогообложением. Проводя факторный анализ приращения потенциала на сумму более чем 3,3 млрд руб., можно отметить, что соответствующее увеличение налоговой базы, то есть добавленной стоимости, на 30% обусловлено повышением в 2018 году по сравнению с 2017 годом размера валовой выручки в целом по республике на 34 %, материальных затрат на 42 %, трудовых затрат на 27 % и амортизации на 39 % (см. табл. 3).
Таблица 3.
Анализ налогового потенциала на примере Республики Дагестан за 2017-2018гг.
Показатели: |
2017 |
2018 |
Изменение |
Темпы роста |
Выручка |
43517342 |
58335500 |
14818158 |
1,34 |
Материальные затраты |
15278307 |
21700319 |
6422012 |
1,42 |
Добавленная стоимость |
28239035 |
36635181 |
8396146 |
1,30 |
Доля добавленной стоимости в выручке |
0,649 |
0,628 |
-0,021 |
0,97 |
Доля трудовых затрат в добавленной стоимости |
0,210 |
0,206 |
-0,004 |
0,98 |
Доля амортизации в добавленной стоимости |
0,059 |
0,063 |
0,004 |
1,07 |
Налоговый потенциал |
11325743,6 |
14700900 |
3375157 |
1,30 |
Источник: отчетные данные ФНС по РД www.nalog.ru
Считаем, что развитию налогового потенциала регионов Российской Федерации должна способствовать проработка таких вопросов как:
1. Улучшение налогового администрирования, которое обеспечит надежное поступление всех доходных источников в бюджеты различных уровней. Также большую роль в данном мероприятии играет доначисление различных налогов, а также уплата налогоплательщиками своих налоговых задолженностей.
2. Пристальное внимание для развития налогового потенциала регионов Российской Федерации необходимо обратить на инвентаризацию недвижимого имущества.
3. Развитие мероприятий, направленных на легализацию и выходу из тени малого и среднего бизнеса.
4. Увеличение налогового потенциала за счет стимулирования деловой активности, а также привлечения иностранных и внутренних инвестиций. Важное значение должна приобретать реализация высокоэффективных инвестиционных проектов в различных субъектах Российской Федерации.
Представленные мероприятия будут способствовать активизации налогового потенциала субъектов Российской Федерации, а также экономическому росту региона.