Статья:

Славянские обрядовые танцы, существующие в народной художественной культуре в настоящее время

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Борзова Л.А. Славянские обрядовые танцы, существующие в народной художественной культуре в настоящее время // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 41(92). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/63609 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Славянские обрядовые танцы, существующие в народной художественной культуре в настоящее время

Борзова Людмила Алексеевна
магистрант Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов

 

С древнейших времен танец - это искусство, в котором человек пытался проявить себя, свои чувства и эмоции. Славянские танцы и выступления музыкальных коллективов, хороводы и веселые игры являются неотъемлемой частью праздничных программ и в настоящее время.

Славянские  танцы имеют свою давнюю историю. Поэтическая красота родной земли передавалась нашими предками с помощью танцев. Каждая фигура танца символизировала определенное действие, несла в себе некий смысл. Рисунок танцев славяне черпали из окружающей природы. Праздники славян не обходились без танцев, пения, обрядов и всевозможных ритуалов. На таких праздниках танцы славян символизировали очищение, передавали красоту и гармонию движений. Большое значение придавалось мистическому содержанию каждого движения, заложенном в танце славян с давних времен.

Танец был создан первобытными людьми как часть сложного ритуала, который имел цель интенсифицировать человеческую энергию для полного воздействия на явления природы и жизни.

В давние времена танец был абсолютным выражением жизни людей. Первые танцы были простыми, но учась контролировать окружающую среду, люди меняли условия своей жизни, и танцы становились сложнее.

Первые танцы не имели музыкального сопровождения, но древние не могли не осознать эффекта звуков своих ног, топали по земле. Так танцоры сами создали музыкальный ударный аккомпанемент - и это были не только топот ног, но также хлопки в ладоши, щелчок пальцев, биение по коже животного, натянутой на раму. Позже мелодия - имитация пения птиц или протяженное отображения человеческой речи - украсила ритмичные удары.

В танце важно двигаться синхронно, и мелодия не только заполняла промежутки между ритмическими ударами, но и помогала запомнить танец. Последовательные  удары - это интегральная часть общественного танца, они предоставляют мониторный сигнал и контролируют ритмическое движение и темп танца, который может нарастать или замедляться в зависимости от ведущего.

С развитием цивилизаций условия жизни людей изменились.

Облегчение производства продовольствия, возникновения фабрикантов и купцов обусловило возникновение класса шляхтичей, которые, имея свободное время и деньги, хотели развлечений.

Новые танцы начали создаваться, но их движения уже не были важны, потому что не имели значения. Заимствованные у древних движения были адаптированы, чтобы удовлетворить рафинированные вкусы придворных.

Прыжок превратился в поклон, стремительный бег - на полонез.

Сегодня люди все больше отрываются от природной среды, разрушаются связи, которые налаживались веками и определяли бытие. Но сознание человека с древних времен не изменилась.

Под прессом информационной революции она скрылась в глубины подсознания и приобрела другие формы выражения - и это приводит к внутренним и человеческих конфликтов. Внутреннее Я человека продолжает жить по законам природы, Солнечные и Лунные циклы определяют его бытия. Поэтому современному человеку так присуща тяга к «древнему, священному». Тяга людей к танцам подтверждает это: на любом праздновании во время массовых танцев люди интуитивно становятся в круг, но в большинстве случаев ограничиваются круговым движением и с ходом в центр и обратно. Если же на празднике присутствует человек, который знает традиционные массовые танцы - все с большим энтузиазмом присоединяются, лица людей светятся радостью. Это объясняется тем, что традиционные обряды имеют в себе «концентрат» культурно-информационных кодов, вызывающих определенное состояние, эмоции, переживания - прежде всего ощущение покоя и душевного удовлетворения, поскольку человек присоединился к ритмам космоса и, в соответствии с глубинной сознания, выживет.

Праздничная обрядность, как воплощение сконцентрированного народного опыта может послужить средством психического (а в результате и физического) исцеления, поскольку обряды имеют не только аграрную, но и медицинскую цель.

Жизнь по годовому кругу психологически и психо-физиологически повышает устойчивость организма человека к внешним и внутренним стрессов - а выполнение обрядовых танцев выступает средством присоединения к жизни Вселенной.

Славянские народные танцы, как и все другие, берут свое начало в хороводах. В древних народных танцах все движутся по кругу, формируя единое целое.

Основные движения в обрядовых танцах - простые ходы и бега и т.п., которые дают возможность прийти к определенной согласованности движений большого количества исполнителей.

Первые танцы создались под влиянием древних верований, которые почитали деревья и озера, камни и животных дикой природы. Слово танец происходит от древнего и общего для всех Европейских народов «dan / дан» или «tan / ва», что означало «двигаться, тянуться». Возможно Дана, богиня воды у славян и кельтская богиня Dana получили свои имена именно потому, что реки находятся в постоянном движении (вода - водить, двигать). Древнее кельтское название танца - rinnce означает ток, то есть река в широком смысле пролив, продвижение, движение вперед. В Европейской культуре одной из самых первых записей о танцах осуществлено Гомером в «Илиаде» под названием «Chorea».

И сегодня сохранившиеся колядные танцы имеют схожие названия: Cor - в Ирландии, Horo - в Болгарии, Oro - в Македонии, Hora - в Румынии, Kolo - в Сербии, Horon - в районе Черного моря, Хоровод - в Украине, Белоруссии и России. Слово «хор» означает «круг», «солнце», от него происходит «hour / heur»-«час», то есть «оборот».

Среди древних танцев Европейских народов является открытый круг - например, «Кривой танец» у славян, «An dro» и «Farandol» у бретонцев. Волнистая линия без начала и конца - безконечник - мотив, который встречаем часто в других отраслях народного искусства.

Слово круг объясняется лингвистами как круг, но более подходящим кажется значение колебания / потрясая - отсюда галльские ceol (музыка, в широком смысле пролив, продвижение, движение) и   сeilidh,   и славянские колокол, колыбель, колея. В танцах значение колебания более точно объясняет его суть, ведь не все древние танцы выполнялись по кругу - славянский Кривой танец (от галльского craobh / дерево - соседние племена называли славян кривичи, от галльского craobh (крыл) / дерево, который бретонцы называют An Dro (извивання дерева), англичане Reel (пашня), а ирландцы Rinnce Fada (длинная река) танцуют в линии, которая извивается, колышется.

Слово «хоровод» буквально означает «движение по кругу». Хоровод имеет еще одно название - обряд, которая также означает движение по кругу («ob» - Гальский  «вокруг», «ряд» - старогерманский «линия»).

В средневековые времена хороводы были импровизированным действом, которое устраивалось по случаю праздников, торжественных событий, веселых народных гуляний. Тогда еще не было каких-то правил танцевального искусства. Хотя, например, в Европе в эпоху позднего Средневековья уже проявились четкие различия между придворным и народным танцем. Основное отличие - следование придворному этикету, более строгая форма, манерность. Народные же средневековые хороводы, по-прежнему оставались импровизацией.

Мировоззрение славян формировался в соответствии с общеевропейскими тенденциями развития представлений о мире. Все древние солнечные праздники обозначены игрой Солнца. Как в других индоевропейских племен, так и у славян солнце не только сравнивалось с колесом, но и представлялось им. Солнце играет, то есть вращается, катается по небу. «Играть, выигрывать» означает танцевать, кружиться, ярко светить. Грация - поклон, грациозно - с поклонами, выкрутасами и телодвижениями. Солнце крутится колесом именно при сходе. Восходящее солнце, играет на небе: оно то вынырнет, то скроется, то получится вверх, то опустится вниз, то заблестит разными цветами, голубым, розовым и другими, то засияет ясно. Этим объясняется происхождение поверье, что солнце танцует, то есть вращается подобно колесу или жернова. Древние люди проводили параллель между способом добывания огня и восходом солнца. Огонь для костра добывался в результате трения, способом кручения, а не простое трение одного куска дерева во второй - этот способ изображал, как зажигается небесное колесо, солнце. Объясняя отдаленное близким, неизвестно известным, люди считали солнце горящим колесом, воспаленное тем же способом, каким зажигается на земле.

О представлении наших предков женской сущности Солнца свидетельствуют сравнения его с девушкой. Славяне ее называли красной девицей, Красной Госпожой.

В давние времена танец, пение и игра на музыкальных инструментах не носили развлекательный характер, они были наполнены определенным содержанием, и каждая фигура имела свое значение. Форма круга представляет собой структуру общества, которая функционирует только, когда каждый на своем месте. Отдельный человек одновременно самый маленький и самый важный элемент.

Религиозные танцы чествуют Солнце, Луну, Огонь, Воду, Деревья и тотемных животных - медведя, змею, оленя или льва, которые предоставляют людям племени необходимые силы. Анималистические олицетворение стихийных явлений в живых образах в народных играх, обрядах сводились к желанию облегчить труд, подчинить явления природы и обеспечить себе благосостояние.

Почитание деревьев имеет очень древние корни, оно основывается на представлении о реинкарнации в дерево человеческой души после смерти.

Первыми хореографами были колдуны, шаманы. Поскольку члены племени были все верующие, танец был абсолютным выражением жизни людей. К религиозным танцам относятся танцы-мольбы, благодарности и календарно-обрядовые. В танцах-молитвах люди отражали свои просьбы к богам: нужен дождь - моли Небо об этом соответствующими движениями, надо высушить зерно - обращайся в танцем к Солнцу, заболел соплеменник - моли богов о его выздоровлении.

В календарно-обрядовых танцах и песнях в определенной последовательности движений закодирована картина мира - его стихий и человека в нем. Движение по кругу в хороводе символизирует вращения Круги - молодого солнца, вечно перерождается и обновляет все живое. Распад большого круга на группы по 12, 8, 4, 2 танцора символизирует звездное небо; зодиакальные созвездия медленно меняются. Проход под аркадой соединенных рук отображает морские волны (чествования водной стихии) или густой лес (честь деревьев), соединенные в звездочку правые или левые руки четырех танцоров воспроизводят «крест» - разделение на времена года.

Ритуальные танцы - все движения, магические обращения, заклинания которых были органически связаны с определенным временем года и земледелием. В ритуальных танцах в определенной последовательности движений закодирована картина мира - его стихий и человека в нем. Волшебными действиями люди стремились привлечь окружающую природу на свою сторону, облегчить свой труд. Реальные обстоятельства жизни, настоятельные потребности людей в конкретный момент времени хозяйственного года вызвали магическую функциональность древних обрядов.

Большая часть календарной обрядности всех европейских народов мало чем отличается. Это объясняется тем, что она индоевропейская по происхождению, поэтому национальные традиции, которые формировались в более поздние времена, не слишком влияли на нее. Сюда принадлежат все обряды и верования, связанные с солнечным культом. Общий узор танца воспроизводил жизнь вокруг - силуэты цветов, деревьев, звезд, порывы ветра, движения животных. До сегодняшних времен дошли до нас такие танцы, как славянские «Ручей» и «Метелица».

Народно-сценический танец - это художественное произведение, которое разработал балетмейстер. Это танец, построенный по сценическим и драматургическим законам.

В постановке народно-сценического танца нужно выполнить необходимую мелодию и деликатно сохранить характерные особенности народного танца.

Народный танец должен иметь четкую сюжетную линию.  Пантомима здесь уступает развернутой лексике, а элементы актерской игры имеют глубокий подтекст, потому что иногда содержание танца необходимо раскрыть без текста. Сюжетные танцы обогатились благодаря бытовым - гопак, польки, гуцулка и др.

Также большое значение в танце имеют сценические костюмы. Сценический костюм создается на основе народного, но облегчается настолько, чтобы танцору было удобно двигаться. Народная одежда яркая по краскам, богатая украшениями и вышивкой. В создании одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в создании песен и плясок.

Национальные костюмы очень разнообразны. Каждая область и район отличаются по сочетанию красок, покрою сарафана, формой головного убора, своеобразными узорами. В старину девушки долгие годы готовили себе праздничную одежду, украшали узорами сарафан, кокошник, вышивали рубашки и кофты. Богатый костюм, в который было вложено много труда, переходил по наследству от матери к дочери.

Парни одевались в вышитые разноцветные рубахи, красивые тканые пояса. Для мужского костюма характерен особый покрой рубашки – косоворотки, разрез воротника не на середине груди, а сбоку. Косоворотка не имела пошивного ворота-стойки: ворот и разрез просто обшивались узкой полоской кумача. Штаны шили из холста, украшали узорами или полосками. Позже стали шить гладкие штаны темного цвета.

Для девичьего костюма типичен сарафан. Его носили и на Севере, и в средне-русских и южных областях. Девичьи прически и головные уборы заметно отличались от женских. Девушки заплетали волосы в одну косу, носили на голове ленты и различные повязки.

В настоящее время танец,  как и другие виды искусства, отражает действительность, что нас окружает, раскрывает окружающую жизнь во всех ее проявлениях. Специфика танца как вида искусства, заключается в том, что выразителем средств танца является пластический движение тела человека, позы, жесты и т. д.

И в наши дни еще на некоторых фестивалях можно увидеть, как танцует средневековая знать - лорды, графы и графини, а также увидеть красивые средневековые костюмы, послушать аутентичную музыку и стать участником всех событий.

 

Список литературы:
1. Агапкина Т.А. символика и обрядовые функции танца и хоровода в традиционной культуре славян. Славяноведение. 2017. № 2. С. 56-70.
2. Лукина А.Г. Ритуальный танец битии в контексте обрядового действа. Наука и образование. 2015. № 3. С. 80-84.
3. Фомин А.С. Мотивация творческой деятельности в обрядовых типах танцев. 2016. С. 76-98.