Статья:

В.Г. Перов – как мастер изобразительного искусства

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Бородулина А.Д., Косарева Е.В. В.Г. Перов – как мастер изобразительного искусства // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 41(92). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/63701 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

В.Г. Перов – как мастер изобразительного искусства

Бородулина Алёна Дмитриевна
студент, Новгородский Государственный университет, РФ, г. Великий Новгород
Косарева Екатерина Викторовна
студент, Новгородский Государственный университет, РФ, г. Великий Новгород

 

Василий Григорьевич Перов – выдающийся русский живописец, который входил в состав Товарищества передвижников. Он – известный автор исторических жанровых картин, в которых преобладает сочувствие к народу, а также психологические портреты. В конце 1850-х годов окончил Московское Училище.

Перов являлся руководителем группы художников, открытой в Москве. Инициаторами создания этого Товарищества были 14 художников – выпускников Петербургской Академии художеств, которые в знак протеста против изживших себя традиций в искусстве ушли из академии. Художники, которые принимали участие в передвижных выставках Товарищества, стали называться передвижниками. Среди них были такие известные представители русской живописи как Репин, Суриков, Саврасов, Левитан, Серов и др.

В обществе активно обсуждали работы молодого художника Перова. Некоторые его картины можно назвать очень смелыми, так как они являлись весьма юмористическими. Их можно назвать живописными карикатурами, не только на крестьянскую жизнь, но и на духовенство («Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862). Перов стремился к нравоучительному эффекту, тщательно передавая характеры героев своих картин и обстановку. Однако общество восприняло работы Перова, как некую насмешку. Василий Перов был награжден золотой медалью и стипендией за обучение в Европе за государственный счет, и скандал удалось замять.

Перов тосковал по России и много работал за границей, пишет несколько очень интересных картин, а ещё пишет прошения с просьбой разрешить ему вернуться на Родину. К счастью, его просьбы были удовлетворены.

Когда Перов вернулся в Россию, он очень скоро удивляет публику своими новыми картинами. Ценители живописи с восторгом встречали работы Перова, представленные на публике. «Тройка», «Утопленница», «Деревенские похороны», «Последний кабак у заставы» — эти работы заставляют задуматься о жизни народа.

Но художник пишет не только о тяжелой жизни народа, но и картины достаточно позитивные, с юмором рассказывающие о жизни простых людей. К ним относятся знаменитые «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник», картины, которые просто лучатся радостью и весельем.

Любовь к анекдоту наблюдается у Перова и позже (картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866). Его картины становятся более добродушными и драматичными. Цветовая гамма в картинах Перова обрела новую, тональную выразительность. Особенно это прочитывается в таких известных полотнах как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором представляют собой не просто социальную драму, но сцену об унижении, оскорблении и тяжелой жизни простых крестьян.

Особенно глубоко его талант раскрывается в жанровой живописи и искусстве портрета. По предложению П.М. Третьякова Перов одним из первых стал создавать портретную галерею деятелей русской культуры. Перов создавал портреты с несложной композицией, но все же он писал значительных людей. Портреты Перова были рассчитаны скорее на публичное представление.

В поздний период своего творчества Перов нацелен на создание монументальных, исторических образов. Однако такие его работы как «Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879; «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880-1881 не относятся к числу шедевров. Обусловлено это тем, что художнику не удалось в полной мере достичь монументального обобщения в данных картинах.

Многие картины Перова очень переживательные. Лишь вспоминая картину «Тройка» – историю про бедного мальчика – охватывает тревога и чувство полного сострадания персонажам данного полотна. Как известно, Перов изобразил мальчика на своей картине (в середине) и через какое-то время мальчик умер. У матери этого мальчика не осталось никакой памяти о сыне, поэтому она каждый день приходила в Третьяковскую галерею, чтобы вновь увидеть лицо своего сына.

Живопись этого художника – это жизнь и быт обычных крестьян, купцов. Все картины художника отражают уклад, традиции крестьян того времени. Хоть и прошло с тех пор много лет, благодаря работам Перова мы можем окунуться в те времена и познакомиться с прошлым.

 

Список литературы:
1. Алленова Е. Василий Перов – М.: Белый город, 2001.
2. Зименко В. Василий Григорьевич Перов – М.: Искусство, 1948.
3. Кокшенева К.А. Самые знаменитые живописцы России. – М.: Вече,2002. 
4. Орлова Е. Великие художники России В.Г. Перов. – М.: Рипол классик, 2014.
5. Стасов В.В. Двадцатипятилетие русского искусства. «Вестник Европы». 1882.
6. Щукин А.Н. Самые знаменитые люди России. Том II (Н-Я). – М.: Вече,2001.