Статья:

Изучение особенностей межкультурной деловой коммуникации на занятиях в дистанционной форме по иностранному языку в СЗИУ РАНХИГС

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ястребова Е.В., Ильиных Т.В. Изучение особенностей межкультурной деловой коммуникации на занятиях в дистанционной форме по иностранному языку в СЗИУ РАНХИГС // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 41(92). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/63845 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение особенностей межкультурной деловой коммуникации на занятиях в дистанционной форме по иностранному языку в СЗИУ РАНХИГС

Ястребова Екатерина Владимировна
студент, Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, РФ, г. Санкт-Петербург
Ильиных Татьяна Валентиновна
старший преподаватель Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Последние несколько десятилетий вопросы межкультурного обучения являются предметом пристального внимания исследователей, и понятие «межкультурная компетенция» (МК) прочно вошло в понятийный аппарат. Тем не менее, до сих пор не существует единого определения МК в связи с его многоаспектностью и многосторонностью. Одним из наиболее распространенных подходов к МК является определение поведенческих качеств личности при коммуникации с представителями иных культур. Среди таких качеств выделяют: проявление уважения и позитивной оценки другого человека; лишённая предубеждений позитивная реакция на поведение другого индивида; принятие точки зрения собеседника, способность взглянуть на событие с его позиции, толерантность, способность справиться с неопределённой ситуацией [2]. Межкультурная компетенция представляет собой умение взаимодействовать с представителями других культур, избегать и предотвращать конфликты, ориентироваться в разных типах культур, знать их особенности. Чтобы понять смысл поступков представителя другой культуры, надо знать не только язык, но и историю, правила поведения и ценности той культуры. Наличие сформированной МК способствует воспитанию терпимости и уважения, а знание культурных отличий способствует пониманию представителей других культур [6]. Сформированная МК является основой работы государственного служащего, обеспечивая соблюдение принципов профессионализма и компетентности. На сегодняшний день это приобретает особенную актуальность, когда институты публичной власти испытывают все более отчетливые и сильные вызовы со стороны международных мигрантов, средств массовой информации. Государство заинтересовано в формировании социального спокойствия и толерантности [1]. Важную роль в этом играет имидж госслужащего и его профессиональная компетенция, к которой относятся не только образовательный уровень и специальные знания, но и личностные качества, уровень культуры и коммуникативная компетентность. Коммуникационные навыки позволяют государственному служащему организовывать общественную деятельность, устанавливать новые связи и отношения. Однако иногда специалисты госслужбы, отличающиеся высоким уровнем профессиональных знаний и обладающие необходимой эрудицией, терпят неудачу в коммуникационном процессе с людьми иных культур [4]. Для общения необходимо знать особенности поведения и ценности чужой культуры, чтобы понять смысл поступков ее представителя. Нужны навыки гармоничного и эффективного взаимодействия с другими людьми, толерантности, понимания и уважения к представителям других культур и носителям иного набора культурных ценностей [7].

Поэтому государственному служащему необходимо иметь качества, позволяющие гармонично и эффективно взаимодействовать с людьми. К таким навыкам можно отнести вежливое корректное обращение, умение выслушать и понять другую позицию, равное отношение ко всем, однако самыми важными являются навыки эффективной коммуникации, понимание и уважение других культур. Изучая особенности межкультурной коммуникации и развивая межкультурную компетенцию на занятиях по иностранному языку, студенты СЗИУ РАНХИГС формируют указанные качества, что позволит в будущем стать высококлассными специалистами. Навыки межкультурной коммуникации реализуются в разных областях, в том числе, в бизнесе. Поэтому, можно говорить об особом виде МК, деловой межкультурной коммуникации. Межкультурная деловая коммуникация включает в себя деловой этикет. Деловой этикет - важная составляющая, базирующаяся на представлении о ценностях (справедливости, честности, верности слову и т.д.). Установление прочных деловых отношений с зарубежными партнёрами возможно только при условии изучения делового этикета другой страны. Поскольку деловая коммуникация происходит при несовпадении национальных и культурных традиций делового взаимодействия, партнеры должны владеть разными формами и жанрами коммуникаций при межкультурном деловом взаимодействии, от этого зависит эффективность процесса коммуникации. Для успешной межкультурной деловой коммуникации необходимо использовать знания, имеющиеся у носителей языка. Например, англоговорящие участники предпочитают вести вербальную и невербальную коммуникацию на неформальном уровне. Партнеры часто переходят к обращению по имени, что указывают на сотрудничество равных деловых партнеров. Также важно создать атмосферу уважения. Например, для внесения предложений часто используются вопросительные предложения с целью проявления уважения. Эффективность деловых переговоров зависит не только от умения задавать вопросы, но и от получения ответов на них. Вопросительные предложения дают возможность ведущему переговоры управлять процессом переговоров и принять правильное решение. Гипотетические вопросы во время переговоров используются с целью выяснить делового партнера, как он бы отреагировал (ответил), если бы вторая сторона согласилась пойти на уступку. Это своеобразное приглашение партнера пойти на уступку.

Формирование межкультурной компетенции является одной из ведущих целей обучения иностранному языку, что получило отражение в нормативных документах, определяющих уровень владения иностранным языком. Обучение иностранному языку предусматривает глубокое развитие коммуникативной межкультурной компетенции студентов. Именно поэтому в стандарты обучения вошли знания о мировой культуре, умение находить сходства и различия между родной и изучаемой культурами, воспитание толерантности и интереса к другим культурам [3]. Межкультурная деловая коммуникация имеет разные формы: устную и письменную; диалогическую и монологическую; межличностную и публичную; контактную и дистанционную. К жанрам деловой коммуникации можно отнести конференции, выставки, семинары, презентации, брифинги, интервью, круглые столы, переговоры и ведение корреспонденции. На занятиях по иностранному языку в дистанционной форме в СЗИУ РАНХИГС изучают такие формы деловой МК, как письменная и монологическая, и такие жанры как деловая корреспонденция или презентации. Один из курсов дистанционного обучения полностью посвящен  межкультурной деловой коммуникации. Предлагаемая система заданий помогает студентам  искать информацию в сфере МК, определять ее с точки зрения достоверности, применять для решения проблем межкультурного взаимопонимания.  В дистанционном курсе приведены аутентичные тексты с такой тематикой, как национальный характер, особенности делового поведения различных культур и пр. На конкретных примерах студенты изучают манеры делового взаимодействия между людьми. Имеется ряд упражнений на отработку навыков делового общения, анализ схожести и отличия представлений о правильном и культурном деловом поведении, это позволяет лучше узнать страну изучаемого языка. Для проверки даются задания по интерпретации различных фактов и событий, выявление сходства и различия между представителями различных культур, по критической оценке стереотипов [5]. Предпринятый анализ показал, что языковые барьеры связаны с культурными различиями собеседников. Бизнес-ситуация всегда подразумевает определенные правила поведения. Именно через иностранный язык как средство межкультурной коммуникации происходит приобщение к ценностям иноязычной культуры. В безусловном выигрыше оказывается бизнесмен, который знает язык своего делового партнера. Обучение МК на занятиях иностранным языком очень важно, так как это способствует формированию толерантности и непредвзятости к представителям других стран и культур. Актуальность изучения особенностей МК на занятиях по иностранному языку способствует конкурентоспособности студентов СЗИУ РАНХИГС на общеевропейском и мировом рынках [8].

 

Список литературы:
1. Китин Е.А., Санина А.Г. Высшее образование как инструмент развития государственной идентичности государственных гражданских служащих//Управленческое консультирование. № 4 (52), 2013, с. 007-012. 
2. Синицина Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетенция: требования к уровню владения и некоторые пути ее формирования // Иностранные языки в школе. № 6, 2002, с. 14
3. Кавнатская Е.В. К проблеме описания профессионально ориентированной компетенции // Культуроведческие аспекты языкового образования. - М.: Еврошкола, 1998, 101 с.
4. Бирюкова М.Б., Лебединова Ю.К. Профессионально-коммуникативная компетентность как имиджевый фактор российских госслужащих // Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 12(70) 2010, с.15-10
5. Ильиных Т.В. Развитие межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку при подготовке студентов таможенной специальности в СЗИУ РАНХИГС // Вопросы педагогики, № 11-1, 2019. М., Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований", с. 117-120
6. Ильиных Т.В. Изучение вариантов английского языка как важный элемент формирования межкультурной компетенции у студентов факультета таможенного администрирования и безопасности СЗИУ РАНХИГС // Научный электронный журнал «Меридиан» ИП Осенина Ирина Леонтьевна (Якутск), № 11(29), 2019, с. 69-71
7. Ильиных Т.В. Дистанционная форма занятий по иностранному языку как средство формирования межкультурной компетенции студентов СЗИУ РАНХИГС // Электронное периодическое издание «E-Scio.ru», Информационная Мордовия (Саранск), №12 (39), 2019. http://e-scio.ru/?p=9036   
8. Ястребова Е.В., Ильиных Т.В. Реализация концепции изучения межкультурной коммуникации на занятиях по иностранному языку в СЗИУ РАНХИГС // Студенческий вестник: научный журнал. М., Издательство «Интернаука», № 16(66) Часть 1, 2019, с. 45-48.