Аудит рассчетов по оплате труда
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)
Аудит рассчетов по оплате труда
AUDIT OF PAYMENT FOR LABOR
Scheglov Sergey Sergeevich
Student, Russian University of Economics G.V. Plekhanov, Russia, Moscow
Kriklivets Sevastyan Danilovich
Student, Russian University of Economics G.V. Plekhanov, Russia, Moscow
Dudin Alexander Maksimovich
Student, Russian University of Economics G.V. Plekhanov, Russia, Moscow
Аннотация. В статье представлено описание проведения аудита расчетов по оплате труда. Рассмотрены аудиторские процедуры по выявлению ошибок в расчетах по оплате труда. Предложены рекомендации по совершенствованию эффективности аудиторской проверки.
Abstract. The article describes the audit of payroll calculations. Audit procedures for identifying errors in payroll calculations are considered. Recommendations on improving the effectiveness of the audit.
Ключевые слова: аудит, аудиторская проверка, оплата труда, персонал, организация.
Keywords: audit, audit, remuneration, personnel, organization.
Актуальность темы заключается в том, что расчеты по оплате труда являются сложным и трудоемким участком работы. Целью аудита является проверка соответствия принятой на предприятии методики учета по оплате труда в РФ за определенный период деятельности предприятия. Аудитору необходимо руководствоваться множеством нормативно-правовых актов при проверке расчетов с персоналом по оплате труда.
Аудиторская проверка расчетов по оплате труда и исчисления НДФЛ – это проверка аудиторской группой точности, полноты и корректности финансовой отчетности относительно расчетов по оплате труда и исчисления НДФЛ с последующим формированием аудиторского мнения
Оплата труда сотрудников в бухгалтерском учете представляет собой систему вознаграждений, выраженная в натуральных или денежных показателях, за фактически выполненными сотрудниками работу. С понятием «оплата труда» тесно связано и понятие налога на доходы физических лиц или НДФЛ [7].
Аудиторская проверка расчетов по заработной плате и НДФЛ экономического субъекта проводится в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности и ФЗ №119 «Об аудиторской деятельности» [3]. При выполнении такой проверки аудиторы изучают учет расчетов по заработной плате и НДФЛ на предмет соответствия их нормативным и законодательным актам, которые регламентируют порядок учета расходов, таких как:
1) Налоговый кодекс Российской Федерации [1];
2) Трудовой кодекс Российской Федерации [2];
3) ПБУ 10/99 «Расходы организации» [4].
Для реализации аудиторской проверки расчетов по заработной плате и НДФЛ экономического субъекта проводят следующие аудиторские процедуры [5]:
1. Изучение учетной политики предприятия относительно расчетов по заработной плате и НДФЛ экономического субъекта, ознакомление с рабочим планом счетов предприятия;
2. Проверка наличия системной документации: штатного расписания, табеля учета рабочего времени, регламентирующих документов и т.д.;
3. Анализ наличия трудовых договоров и соглашений, а также их соответствия требованиям действующего законодательства (в т. ч. в отношении иностранных лиц);
4. Анализ корректности исчисления удержаний из заработной платы работников (а также их законность), исчисления и учета НДФЛ, а также расчета и учета прочих выплат персоналу организации;
5. Анализ корректности удержания НДФЛ;
6. Проверка актов фальсификации подписей работников; Анализ отчета кассира в журнале регистрации расходных ордеров на соответствие расчетных ведомостей;
7. Анализ своевременности исчислений выплат заработной платы.
Первоисточниками информации при выполнении такой аудиторской проверки являются: трудовые соглашения и договоры с сотрудниками, внутренние нормативные акты, регулирующие начисление оплаты труда и премирования работников, оборотно-сальдовая ведомость счета 70, штатное расписание, табели учета рабочего времени, платежные поручения по заработной плате.
Аудиторская проверка соблюдения норм трудового законодательства осуществляется в три основных этапа [6].
На 1 этапе аудитор знакомится с документами предприятия, где отражены условия труда работников предприятия. Как правило, данная информация отражена в учетной политике предприятия. Данные о размерах окладов, отражены в штатном расписании организации.
На 2 этапе аудитор начинает проверку с оформления работников на работу в организацию. При этом, аудитор проверяет наличие и правильность оформления таких документов, как: трудовые договора, личные карты работников; приказы о приеме, переводе или увольнении; трудовые книжки сотрудников. Далее, аудитор проверяет наличие и правильность оформления таких документов как: табель учета рабочего времени, по каждому сотруднику; расчетно-платежная ведомость, где отражено начисление заработной платы и удержания из нее; расчеты отпускных, больничных, премий и т.д.; платежные ведомости на выплату заработной платы при ее выплате наличными денежными средствами из кассы предприятия; выписки банка при выплате заработной платы на банковские карты работников; наличие документов, на основании которых применяются различные льготы;
После проверки наличия всех необходимых документов для учета расчетов с персоналом труда, аудитор производит проверку записей по оплате труда в учетных регистрах и их отражение в отчетности организации. Для этого аудитор производит проверку оборотов по счетам 70, 68, 69, 50, 51, сверка остатков и оборотов по указанным счетам с оборотно-сальдовой ведомостью и главной книгой; сверка данных в главной книге и отчетности организации [7].
На 3 этапе аудитор формирует аудиторское заключение, в котором документирует результаты аудиторской проверки и отражает все обнаруженные неточности, искажения и нарушения. По результатам аудиторской проверки, аудитор может предложить руководству аудируемой организации мероприятия по устранению выявленных нарушений и оптимизации учета расчетов с персоналом по оплате труда в будущем.
В качестве повышения эффективности работы аудитора необходимо применять информационные технологии. Даже при условии выделения в штате аудиторской организации сотрудника, который будет заниматься только данными вопросами, решить проблему обработки большого объема данных и заполнения огромного числа документов при проведении аудита, невозможно. Поэтому возникают вопросы автоматизации процедур аудита.
Автоматизация аудита основана на применении двух типов программного обеспечения — это целевые и пакетные программы.
Целевые программы предназначаются для выполнения некоторых аудиторских заданий в конкретных ситуациях. Эти программы обычно составляются аудиторами, либо по согласованию с аудиторской фирмой самой организацией-клиентом [7].
Пакетные программы представляют собой целый комплекс программного обеспечения общего назначения. Эти программы обеспечивают выполнение полноценных функций обработки данных, их последующего анализа, а также формирование и печать отчетной документации.
Программное обеспечение финансового анализа применяется в аудите для оценивания текущего финансового состояния проверяемого предприятия и тенденций на перспективу.
Данный тип программ позволяет разрабатывать прогнозы перспектив бизнеса клиента, что позволяет ему предпринять наиболее рациональные управленческие решения и оценить инвестиционную привлекательность того или иного проекта. Представителями данного типа программ являются «ФинЭкАнализ», «Audit Expert», «Ваш финансовый аналитик».
Таким образом, применение возможностей информационных программных продуктов в проведении аудита значительно упростит работу аудитора, а также позволит сформировать различные варианты задач устранения выявленных ошибок, что позволит также результативно проводить внутренний контроль организации.