Общение как условие социально-личностного развития учащихся
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)
Общение как условие социально-личностного развития учащихся
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы педагогического общения с учащимися. Проанализированы процессы и формы взаимодействия учителя и учеников. Выявлена и обоснована роль учителя в формировании личностных качеств у учащихся, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством.
Ключевые слова: педагогическое общение, социально-психологические процессы, социально-психологическая культура.
В современном мире дано большое количество определений термина «общение». Определение и его характеристику определяют социологии, философы, обществоведы и т.д. На данную тему написаны сотни работ и исследований. Вероятно, это можно объяснить тем, что общение признаётся необходимым элементом жизни каждого человека. Мы каждый день пребываем в круговороте общения - дома, в школе, на улице, в транспорте и т.д. Мы ежедневно общаемся с большим количеством людей как ближайшего окружения, так и почти не знакомых. Знаменитый отечественный психолог А.А.Леонтьев утверждает: «Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми» [1].
Человек обучается общению с самого раннего возраста и усваивает те формы общения, которые доминируют в его окружении и в его отношениях с другими людьми. Ребёнок учится у находящихся вокруг его людей и, естественно, в первую очередь у родителей и ближайших членов семьи, за тем у педагогов. Родители являются для ребенка тем образцом речевого поведения, который впоследствии станет основой формирования его взаимоотношений с окружающей средой. Взаимодействие со старшим поколением воздействует на становление детей на всех ступенях детского возраста. Нельзя утверждать, что значение общения в формировании детской психики может снижаться, если ребенок становится старше. Напротив, с каждым годом роль общения увеличивается, становится ежедневной потребностью. По мере такого как обогащается его духовная жизнь, расширяются его связи с миром и увеличиваются его потребность в общении.
Б.С. Волков и Н.В. Волкова в работе «Психология общения в детском возрасте»[2] рассуждают о различных моделях взаимодействия взрослого человека с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно направленной. В «учебно-дисциплинарной» модели и модели «невмешательства» лежит самостоятельность ребёнка: все трудности он обязан преодолевать сам. Близкие сосуществуют с ребенком, но совместных действий с ребенком по преодолению трудностей не совершают. Мы полагаем, что самый результативный, действенный способ - это личностно направленный. Во -первых, такое общение основывается на принятии и осознании уникальности личности ребёнка, на умении взрослого разделять позицию ребенка. Необходимо принимать во внимание точку зрения ребёнка, умение разделять его мысли и впечатления. Во – вторых, задача такого общения - становление личности ребёнка; формирование психической адаптации ребёнка к социуму и к миру в целом; овладение умениями и навыками как необходимыми условиями становления личности ребёнка. В - третьих, стратегия общения при этом подразумевает внедрение разнообразных стилей общения с ребенком и их варьирования, а также сотрудничество при взаимодействии. Взрослые при общении обязаны исключить манипулятивный подход к детям.
Педагогическое общение обладает функциями познания личности (аффективная), обмена информацией, организации работы, обмена мыслями, видами, ролями (интерактивная), самоутверждения, сопереживания и сострадания (социально - перцептивная).
Важной чертой профессионально-педагогического общения считается стиль общения. Стиль - это личностные, индивидуальные особенности взаимодействия учителя и учащегося.
Исследования доказывают, что в жизни ребят (особенно младших классов) взаимоотношения с учителем играют большую роль в самоопределении учащихся. Более активны в общении с учителями учащиеся младших классов. Они полностью доверяют старшему, делятся жизненными впечатлениями, с удовольствием рассказывают учителю обо всех событиях, которые происходят дома. Подобное общение может помочь учителю увеличить воспитательную силу педагогического влияния на учащегося, предотвратить срывы в его поведении, установить контакт с родителями. Естественно, учителя по - разному воспринимают учащихся, как и учащиеся - учителей.
На основании анализа восприятия школьников учителями выделяют 4 группы учащихся.
К первой относят детей, хорошо успевающих, активных. Контакт с ними доставляет радость учителю в учебной и иных формах педагогической деятельности. Их родители нередко посещают учебное заведение. Широкие контакты с учащимися обеспечивают знание их индивидуальных особенностей и возможности педагогического воздействия. Они находятся в зоне доброжелательных взаимоотношений. При таких отношениях с учителями инцидентов практически не случается, а в случае если они бывают, то учителя уверены, что их “вовлекли иные учащиеся, а они страдают за весь коллектив”.
Ко второй группе относят спокойных учащихся, но иногда равнодушных к событиям школьной жизни, действиям сверстников - они чаще наблюдают со стороны за происходящими событиями, но не являются их активными участниками. Отношения с учителями у этих учащихся ограничиваются участием в учебной работе, а хорошая успеваемость создаёт образ благополучия в личностном плане. Общение с ними в школе имеет деловой, оценочную сторону, и это устраивает обе взаимодействующие стороны – и учителя, и учащегося.
В третью группу включают учащихся, которые просто поддаются воздействию других, они действуют под контролем лидеров. Они готовы извиниться перед учителем за проступок, выполнить каждое задание, отношения с такими учащимися всегда ровные, бесконфликтные.
В четвертую группу входят бунтари, самостоятельные дети, имеющие собственную точку зрения на события в школе, чувствительные к отношениям между людьми. Кроме этого, в данную группу входят и учащиеся из неблагополучных семей, “трудные” дети. Они вызывают недовольство учителей собственным поведением. Временами учитель, желая “сломать” их противодействие, напоминает об их неблагополучии, оскорбляет учащихся, а в ответ получает обиду и непонимание. Подобный стиль общения приводит к затяжным конфликтам.
Необходимо сказать о важнейшей составляющей общения – речи. Л.С. Выготский высказал мысль, что речь появляется в общении со взрослым и основная функция речи - коммуникативная. Эта точка зрения легла в основу ряда исследований, в которых изучались условия речевого развития ребенка, воздействие общения со взрослыми на особенности появления активной детской речи. Эти исследования показали, что обстоятельства появления речи у детей обусловлены:
- психологической связью со взрослыми на первом году жизни;
- общей деятельностью ребенка и взрослого;
- восприятием речи и «голосовым» взаимодействием ребенка со взрослым.
Речь учителя как конфигурация общения при помощи языка играет ключевую роль в межличностном взаимодействии с учениками, установление контактов и обретении взаимопонимания. Она реализуется в ежедневных актах речевой деятельности и речевого поведения. Учителю приходится считаться с тем, что взаимодействие сознания и языка лежит в основе его профессиональной деятельности, где речь выполняет особую функцию, является связующим звеном не только между педагогом и учащимся, учащимся и другими учащимися, но и средством обучения и общественной средой. В следствие этого на современном этапе становления педагогической науки и практики оживился интерес к устному и письменному общению. В работе учителя оно рассматривается не только как метод общения, восприятия и отражения находящегося вокруг мира, но и средство убеждения, познания, изучения и воспитания. Педагог, кроме слова, не имеет других средств трансформировать мир и иных способов воздействия на учащихся. Текст - это его работа, его королевство. Известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский считал, что слово учителя не должно быть грубым, оскорбляющим, в нем не должно быть фальши, предубежденности. Уровень педагогической культуры учителя, по мнению В. А. Сухомлинского, определяется уровнем его словесного воспитания.
Какими бы умениями общения не владел учитель, он не может достичь речевого партнерства, в случае если учащиеся не будут обучены простым правилам общения на уроке. Нельзя просто рассчитывать на то, что ученики увидят, поймут, привыкнут. Необходимо специально показывать приемы общения, объяснять их назначение, учить владению ими.
Развитие речи ребёнка – один из основных показателей развития его личности. Хорошо развитая речь для каждого школьника – важнейшее средство коммуникации, познания, развития, самовоспитания. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно общаться, усваивать различные школьные предметы. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.
По разным данным дети 7 лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами. Более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка – чтения, грамматики. Следовательно, для обогащения словаря школьников на каждый урок молодому учителю следует планировать работу над 3-4 новыми словами и их значением.
Подведу итоги. Общение ребёнка со взрослыми — один из важнейших инструментов его социализации, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, главный канал взаимодействия с людьми. Общение для ребёнка является средством решения учебно-воспитательных задач, средством, позволяющим вступать в контакт и разрешать конфликты, строить взаимоотношения друг с другом, способом развития коммуникативности, умения общаться со взрослыми и сверстниками, необходимым условием его социально-личностного развития.