Статья:

Литературное образование детей дошкольного возраста в обновлённом образовании

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(94)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Архипова В.С., Санькова А.А. Литературное образование детей дошкольного возраста в обновлённом образовании // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 1(94). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/94/64477 (дата обращения: 22.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Литературное образование детей дошкольного возраста в обновлённом образовании

Архипова Валентина Сергеевна
студент, Ставропольский Государственный Педагогический Институт, РФ, г. Ставрополь
Санькова Алена Александровна
канд. филол. наук, доцент Ставропольского Государственного Педагогического Института, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема литературного развития детей школьного возраста. Проанализирован исторический аспект вопроса.

 

Ключевые слова: литературное развитие, читательское развитие, читательский интерес, восприятие художественной литературы, чтение, проектная деятельность.

 

Литература занимает особое место в формировании человека, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг - это путь, по которому опытный, умный, думающий учитель находит путь к сердцу ребенка» [1]. Дошкольный возраст является наиболее важным этапом развития ребенка, а книга - это мощное образование, формирование личности ребенка, способность отличаться от ребенка, а не только отличаться от него,

Проблема литературного развития детей неоднократно была предметом исследования ученых и исследователей области гуманитарных наук. Вопрос о «дошкольной книге» появился в 80-х годах XIX века. Слово «читатель» многие интерпретируют только как того, «кто умеет читать», подразумевая под этим навык чтения.

В настоящее время в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования - чтение художественной литературы впервые выделено как самостоятельное образовательная область, содержание которой «должно быть направлено на достижение главной цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии).

Наибольшее внимание было уделено ребёнку как читателю во время социальных потрясений. И не потому, что общество видело его как будущего активного участник социальных событий. Суть заключается в том, что была замечена роль психотерапевтической литературы, её компенсаторные функцию. Действительно, развитие детей осуществляется в организации различных мероприятий, в том числе во время изучения литературы. При ознакомлении дошкольников с художественной литературой происходит развитие умственных способностей детей, формирование элементов художественного словесного творчества ребенка. В свою очередь, словесное творчество понимается как наиболее сложный вид творчества человека, возникающий под влиянием произведений искусства, рассказов, сказки, стихов и впечатлений жизни вокруг них. Детская литература представляет собой явление универсальное.

В двадцатом веке эта проблема подвергается более глубокому её осмыслению. В частности, в центре внимания ряда ученых были вопросы восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста, изучался интерес детей к книгам и к чтению (Е.И.Тихеева, Е. А. Флорина, Р.И. Жуковская).

Необходимость раннего ознакомления ребенка с миром  художественной литературы  подчеркивается в трудах И. Божович, Л. С. Выготского, Н. А. Ветлугиной, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьева, Б. М. Тепловой, Д. Б. Элконина и других исследователей. Многие из них используют в своих исследованиях то, что затрагивает человеческие ценности. Открывая ребенку мир словесного искусства, мы закладываем фундамент общего литературного образования и  интерес к художественной литературе. Реализация этой задачи требует, прежде всего, формирования у ребёнка первоначальных умений читателя.

Вопрос о литературном развитии детей находится во внимании и  современных ученых, как Н. Д. Молдавская, А. Г. Ковалев, О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, А. Г. Гогоберидзе, Л. А. Левин. Сегодня в дошкольном образовании происходят значительные изменения: новые требования к организации работы педагога, условие образовательной программы и т.д. На современном этапе, планируя работу с ребенком, необходимо, с одной стороны, принимать во внимание все изменения, связанные с процессом реформирования образования, с другой, все больше внимания уделять формированию внутреннего мира ребенка. Через книги ребенок узнает прошлое, настоящее и будущее мира, учиться анализировать события, происходящие в нем, приобщается к нравственным и культурным ценностям.

Литературное развитие дошкольника происходит в процессе восприятия текста, чтения взрослым. Воспринимаемые на слух разнообразные тексты постепенно должны становится более сложными по структуре, содержанию, жанровым особенностям. Первоначально мотивированные взрослыми, а затем самостоятельно, дети уже могут предвидеть события и их последствия, исходя из накопленного ими опыта.

Если социализация читателя - процесс и результат обучения и игрового опыта, накопленного человечеством в чтении, то развитие чтения – это количественные и качественные изменения в личности читателя. Эти изменения происходят в трех областях развития читателя (сознания, деятельности и общении), которые тесно связаны друг с другом.

В этой связи нас интересует понятие «читательское развитие», которое тесно связано с понятием «литературное развитие». Чтение - вид речевой деятельности, являющийся одним из способов получения информации. Это сложный, структурированный процесс восприятия, понимания текста и его воздействия на читателя.

З.А. Гриценко предлагает под читательским развитием ребенка раннего возраста и дошкольника понимать длительный, непрерывный процесс всестороннего формирования личности, проходящей под влиянием книги. Этот процесс не может быть однородным и качественно одинаков для всех, так как определяется не только общими психофизиологическими этапами развития личности. Но в то же время чтение, общение с книгой - это смысловое пространство, которое  способствует не только приобретению некоторых навыков (аудирование, анализ текста и т.д ...), но и развитие интеллектуальных, творческих способностей, эмоций и чувств, когнитивная процессы (мышление, воображение, память, восприятие мира и так далее. д.), а также нравственные основы личности. [4]

Т. А. Новикова под читательским развитием в дошкольном детстве понимает процесс первоначального приобщения детей к книге с ее неисчерпаемыми возможностями для становления личности, воспитания элементарных навыков культуры чтения у детей, межличностного общения [5]

Е.Л. Гончарова, в свою очередь, свидетельствует о том, что развитие читателя основывается на системе понятий культурно-исторической психологии. Отправная точка для этого анализа является идея искусства, в данном случае, литературная, работе в качестве инструмента трансляции смыслов и, соответственно, представление о чтении как деятельности, направленной на превращение закодированного в тексте авторского опыта в личный опыт [6].

А. Г. Ковалев, А. Маслоу - как воплощение в жизнь литературных способностей, таких как чувствительность, наблюдательность, творческое воображение, подразумевающее отчетливое и яркое представление, как непосредственно наблюдаемых впечатлений, так и образов, создаваемых словесно, проявляющееся «в легкости образования ассоциаций между словом и образами».

«Книга, - писал В. А. Сухомлинский, - ... это колыбель, в которой лелеется отношение к мысли, науке, учению как величайшему благу»[1]. Он считал, что книга является незаменимым источником знаний, неиссякаемым источником духовного богатства.  Чтением книг по В. А. Сухомлинскому - является не только источником знаний для ученика, но и важнейшим средством формирования его личности, которое, по мнению учителя, должно стать потребностью и привычкой. В работе с книгой он увидел богатство духовной жизни, радость познания и был убежден, что, читая, человек познает себя и познает мир.   Одной из причин духовной пустоты видел в отсутствии подлинного чтения, которое захватывало бы разум и сердце, вызывало мысли о мире и о себе. 

Цель литературного развития в дошкольном возрасте - сформировать человека с определенным опытом чтения, развитым интересом к чтению, способным не только воспринимать и понимать произведение художественной литературы в соответствии с возрастными возможностями, но и способным к самообучению.

Элементы художественной и речевой деятельности обнаруживаются у ребенка уже с младенчества, когда он эмоционально реагирует на художественные образы детских стишков, песен, физической активности, ходьбы или болтовни, выражающие его отношение. Маленький ребенок может одним словом или звуковым сочетанием передать содержание, может следить за развитием действия в коротких стихах, сказках с визуальным сопровождением, отвечает на простые вопросы о содержании произведения, с помощью взрослого.

К концу дошкольного возраста у большинства детей могут появиться основы правильной читательской деятельности (ребенок-слушатель осознанно относится к выбору книг, у него есть личные предпочтения по темам, авторам, жанрам, он способен воспринимать и понимать по содержанию произведения и жаждет встречи с книгой), он накопил богатый опыт художественной и речевой деятельности. 

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что литературное развитие - это процесс, который включает в себя прямое чтение художественного произведения, восприятие ее ребенком, получение эмоциональной реакции, реализация моральных переживания, которые были заложены в тексте, что направлено на развитие интереса к литературному труду, творчеству писателя, определенный жанр. Заключительным компонентом является отражение литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности юного читателя.

Литературное развитие затрагивает практически все сферы жизни ребенка дошкольного возраста. Входя в мир книги, ребенок учится общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учиться разрешать  конфликтные ситуации. В процессе литературного развития ребенок осваивает систему общих читательских умений, без которой невозможно сформировать читателя и развитие способности исследовать мир и выражать свои жизненный опыт и впечатления в художественном выражении.

Проблема актуальна в современном мире.  На сегодняшний день литературным развитием пренебрегают в повседневной жизни ребенка, и  задача взрослого в том, чтобы помочь ему войти в потрясающий мир литературы.

 

Список литературы:
1. Бородина В. А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2007. 436 с.
2. В.А. Сухомлинский. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1990. – 28, 288 с.
3. Гончарова Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса // Дефектология. 2007. № 1. С. 4-11
4. Гриценко З. А. Формирование читателя особенность // Дошкольное образование. Номер 2. 2008. С. 15-20.
5. Гриценко З. А. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2010. № 8. С. 19-27.
6. Новикова Т. А. Детская библиотека как центр читательского развития детей дошкольного возраста. URL: http://www.dslib.net/dokument-informacia/detskaja-biblioteka-kak-centr-chitatelskogo-razvitija-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 18.06.13).