Николай II в оценках близких к нему и приближенных ко двору людей
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(94)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(94)
Николай II в оценках близких к нему и приближенных ко двору людей
Современники Николая II, которые были лично с ним знакомы, так же как и современные исследователи дают неоднозначные оценки его личности и говорят о тех или иных чертах характера Николая с субъективной их оценкой. Некоторые из его приближенных делали акцент на таких качествах царя как доброта, наблюдательность, проницательность и внешняя сдержанность. Приближенные Николая II упоминали о глубокой привязанности к родной стране и своей семье.
Есть и те, кто напротив, достаточно негативно отзывался о личности царя, они делали акцент на слабых сторонах характера императора, таких как нерешительность, склонность к совершению ошибочных действий. Эти черты, по убеждению современников, привели к крушению монархического режима и гибели императорской семьи. [1]
Супруга императора Александра Федоровна вела дневник и много писала и личности мужа, о своих переживаниях и нем. Она всячески оберегала мужа, давала ему различные советы, старалась поддержать его в трудные минуты. В отрывках дневниковых записей императрицы, адресованных супругу видно, что во время Февральской революции Александра Федоровна очень переживала, но все-таки старалась утешать и подбодрить Николая Александровича : «…я твердо верю – и ничто не поколеблет этой веры – все будет хорошо!...». [2] Императрица считала, что люди плохо знали своего монарха, обвиняли его в слабоволии. Мария Федоровна считала его самым сильным, а не самым слабым. Она рассказывала, что Николай Александрович подавлял вспышки своего гнева огромным напряжением воли. На взгляд императрицы, император преодолел непреодолимое – научился владеть собой. [3]
Отдельно хочется выделить воспоминания о царе как о верующем человеке, преданном христианине. Уже было отмечено, что и воспитание царя и его образ жизни, и устои времени повлияли на то, что в вопросах веры царь был очень последовательным и искренним. Поэтому до нас дошли некоторые воспоминания церковнослужителей и людей, глубоко верующих. Николай II был очень силен в истории церкви. Он хорошо разбирался в различных церковных установлениях и различных церковных обрядах. Государь легко разбирался в серьезных богословских вопросах, в общем верно оценивал современную церковную действительность. [4] Святитель Феофан Полтавский, который являлся духовником царской семьи вспоминает, что каждый будний день Николай Александрович начинал с молитвы в храме. Точно в 8 часов утра он входил во дворцовый храм…Государь, по воспоминаниям священнослужителя, всегда молился очень усердно. После богослужения начинался трудовой день Николая II. [5]
Особый интерес для нас будут представлять воспоминания современников Николая, которые не являлись членами его семьи. Эти люди, как правило не испытывали к императору чувственной симпатии и привязанности и не имели фамильной ответственности перед династией, поэтому их оценки личности Николая можно считать более менее объективными.
Владимир Николаевич Коковцев был во время правления Николая II одним из примечательных государственных деятелей. Как раз в заключительные годы существования Российской монархии он являлся членом государственного совета. Коконцев В.Н. писал в своих воспоминаниях о ом, что Николай II отлично осознавал, то, что происходило в России в период февраля 1917 года. По замечанию Коконцева, император представлял масштабы возможных последствий от потрясений того периода. Автор воспоминаний считал, что под внешним спокойствием императора, обладающего потрясающей выдержкой, скрывались глубокие переживания относительно будущего России и своей семьи. Но император был воспитан в атмосфере стойкого убеждения непоколебимости монархичской власти и верил в то, что монархия сохранит свое существование и иначе просто не может быть. В воспоминаниях В.Н. Коконцева российский император представляется нам как зрелый политик, который обладает волей и в достаточной степени уверенностью в своих силах и священном предназначении монархической власти в России. Коконцев очень тепло отзывался об императоре, во многом даже восхищался им, но признавал, что идея абсолютной власти царя, которая доминировала в то время в придворном окружении, не соответствовала времени и была ошибочной. [6]
Начальник канцелярии Министерства Императорского двора Александр Александрович Мосолов в своих воспоминаниях о личности царя выделял следующие о личности императора. Николай II был отличным семьянином, очень любил свою жену, ревностно относился ко всему тому, что могло отвлечь Марию Федоровну от персоны императора. Семья последних Романовых жила весьма изолировано от других родственников. Также Мосолов А.А. вспоминает, что образ жизни семьи Николая был замкнутым, чрезвычайно религиозным, и даже немного одержимым мистицизмом и страхами. Это автор воспоминаний связывает с болезнью наследника Алексея Николаевича. Мосолов подмечает, что в последние два года царствования становилось все заметнее то, что императору хочется уйти от решения сложных ситуаций и проблем. Император понимал о том, что ему говорили докладчики о ситуации в стране, даже с полуслова мог проанализировать проблемную ситуацию. Но внешне царь выглядел равнодушно, редко стал вступать в спор и высказывать свое видение проблемы и свою точку зрения.
Мосолов А.А. полагает, что Николай отрекся от престола в результате того, что был очень сильно утомлен своими душевными переживаниями, разочарован в собственных способностях и возможностях. В целом из воспоминаний Мосолова перед нами предстает образ царя, который был благородным, очень переживающим о своем народе и его благополучии, но как человеку ему не хватало гражданского мужества и душевных сил, чтобы принимать ответственные решения и доводить их до логического завершения. [7]
Таким образом, анализируя воспоминания о царе близких людей и его приближенных, можно сделать вывод о том, что большая часть высказывалась о Николае II весьма положительно. В их воспоминаниях перед нами снова рисуется образ набожного, соблюдающего все религиозные каноны, образованного человека, который очень трепетно относится к членам своей семьи.