Статья:

Семейно – брачные отношения в Китае как залог процветающего государства

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: История и археология

Выходные данные
Кислова Е.В. Семейно – брачные отношения в Китае как залог процветающего государства // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 25.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 46 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Семейно – брачные отношения в Китае как залог процветающего государства

Кислова Елизавета Владимировна
студент, Благовещенский государственный педагогический университет, РФ, г. Благовещенск
Буяров Дмитрий Владимирович
научный руководитель, канд. филос. наук, Благовещенский государственный педагогический университет, РФ, г. Благовещенск

 

Процесс модернизации в КНР принято связывать с экономическими успехами и обширными изменениями в сфере экономики. Однако данный подход, осложняет оценку и масштаб изменений такой социальной категории как семейно-брачные отношения. Социально-экономические процессы по реформированию китайской экономики затронули и значительно изменили социальную структуру китайского общества, что привело к переоценке традиционных ценностей, изменению ценностных ориентаций и мотиваций, и как следствие, изменению отношения к институту брака в КНР [2].

Функционирование института семьи в Китае является одной из приоритетных задач государственного управления, что обусловлено философским наследием Конфуция. Согласно идеям этого китайского мыслителя, семья и государство – это основные, взаимосвязанные и взаимозависимые опоры общества. Экономическая мощь государства и его стабильное развитие произрастают из стабильности каждой семьи. Именно поэтому для Китая так характерно всесторонне регулирование структуры семейной организации и внутрисемейных отношений её членов.

Вышеозначенные причины обусловили уделить особое внимание государства к проблемам в семейно-брачных отношениях, в период реформирования 1950-х гг. Одним из первых законов КНР стал закон о браке, регулирующий брак и семейные отношения, затрагивающий права и интересы каждого гражданина, он позволил на законодательном уровне уйти от традиционного конфуцианского взгляда на семью, с его патриархальностью и полным бесправием женщин. Согласно положениям Закона о браке 1950 года, впервые в истории Китая мужчина и женщина были наделены равными правами, насильственно заключенные браки были признаны недействительными, а внебрачные дети и дети, рожденные в браке, были наделены равными правами. Именно этот шаг китайских властей послужил фундаментом для начавшейся в конце 1970-х годов кампания строительства семьи «пяти хорошо». Главными лозунгами кампании стали любовь к Родине, соблюдение законов, повышение эффективности труда, планирование деторождения и уважением к старшим в семье. Мероприятия, направленные на формирование равноправных отношений в семье и окончательные отказ от конфуцианского наследия в данном вопросе, привели к неожиданному результату [6]. С одной стороны, цели реформы, несомненно, были достигнуты, на смену традиционной расширенной семье пришла нуклеарная семья. Однако последствия такого изменения оказались значительно глубже, чем предполагалось.

С одной стороны, уменьшение количественного состава семьи привело к трансформации модели семейных отношений, изменило представления об обязанностях родственников по отношению друг к другу. С другой стороны, изменилась сама мотивация создания семьи. Принадлежность к семейно-родственной группе, являвшаяся условием выживания в социуме, стала психологической потребностью, теперь семья в КНР создается для удовлетворения потребности в психологической близости и повседневном общении.

Экономическая трансформация и переход к рыночным отношениям, политика открытости, глобализация, общемировые тенденции развития института семьи ощутимо сказываются на трансформации семейно-брачных отношений в Китае, что нашло свое отражение, в первую очередь, в увеличении количества разводов и утрате взаимосвязей между разными поколениями одной семьи. Только за первые 10 лет активного проведения кампании «пяти хорошо» доля разводов в Китае увеличилась более чем вдвое, с 3,7% в 1981 году до 8,7% в 1991 году; следующие два десятилетия ситуацию не изменили, в 1995 году она уже составляла 23,8%, а в 1996 году – 25%. В третье тысячелетие КНР вступила со следующими показателями: в 2000 году брак заключили 8,48 млн китайских пар, из них 1,21 млн. расторгли супружеские отношения; в 2006 году были зарегистрированы 9,45 млн. пар, из них разведены около 2 млн. 3,104 млн. китайских семейных пар подали на развод в 2012 году, что на 8% превысило соответствующий показатель 2011 года, когда решение о расторжении брака приняли 2,874 млн. супружеских пар [5]. Такой рост привел к тому, что после десятилетия роста числа браков, аналогичный показатель числа разводов впервые стал выше. Ожидается, что в ближайшие годы число разводов будет по-прежнему расти.

Наиболее сложная ситуация складывается в крупных городах, где женщины не только эмансипированнее, но и гораздо требовательнее к выбору супруга. Политика «одна семья – один ребенок», существовавшая в КНР в течение 35 лет, привела к дефициту женского населения, что вместе с расширением прав и экономических свобод дает возможность женщине самой выбирать супруга, а в случае его несоответствия ее желаниям принимать решение о разводе. Данные обстоятельства привели к тому, что в ряде возрастных групп в крупных городах распадается до половины молодых семей [1, с. 256]. Согласно статистике, в Пекине, Харбине, в провинциях Шаньси, Цзянси, Хэйлунцзян более 70% разводов были инициированы женщинами. Эти цифры свидетельствуют о повышении социально-экономического положения женщин, фактическом признании их равноправия с мужчинами и независимости, а также об изменении взглядов общества на институт брака.

Анализ процесса трансформации общественных институтов в Китае позволяет сделать вывод о прямой зависимости между проводимыми реформами в экономической сфере и изменением взглядов в обществе на семейно-брачные отношения. Кроме того, особо следует отметить, что данная связь является обоюдной, т.е. семейно-брачные отношения также оказывают всестороннее влияние на процесс экономического роста и увеличение благосостояния КНР.

Прогнозы китайских экономистов неутешительны: увеличение числа разводов, ослабление вертикальных связей внутри семьи негативно скажется на темпах экономического роста в ближайшие десятилетия. Так, утрата традиционных жизненных ориентиров, в первую очередь, ударит по старшему поколению, индивидуализм молодежи, отсутствие стабильных брачных отношений и эгоцентризм, по мнению китайских социологов, приведет к частичному отказу детей от ухода за престарелыми родственниками. Подобное развитие ситуации, несомненно, скажется на увеличении бюджетных расходов на социальную сферу и здравоохранение, что станет серьезным ударом по экономике стремительно «стареющего» Китая [4]. Кроме того, статистические данные, согласно которым свыше 80% опрошенных жителей крупных китайских городов уже не желают иметь большую семью и не считают необходимостью заводить ребенка, указывают на возможное снижение эффективности государственных программ, направленных на увеличение качества населения. Уже сегодня темпы увеличения рождаемости в городах падают, а молодежь из сельских районов, как правило, не имеет доступа к образовательным и культурным ресурсам, что негативно сказывается на общем уровне образования и темпах развития науки. В свою очередь, высокообразованная китайская молодежь все чаще покидает страну, не заботясь о целостности вертикальных отношений в семье не имея потребности в заключении брака. Китайские социологи подсчитали примерные масштабы «утечки мозгов» из КНР. По их данным, пределы Поднебесной навсегда покинули порядка четырех миллионов высококлассных специалистов. В 2013 году газета «Жэньминь жибао» с сожалением констатировала, что Китай вышел на первое место в мире по масштабам «утечки мозгов». По данным газеты, 87% высококлассных специалистов из КНР не возвращаются домой после учебы или работы за рубежом.

Таким образом, к началу второй декады XXI века политика китайского государства столкнулась с чередой новых экономических вызовов, решение которых требует непосредственного участия как со стороны законодательной, так и исполнительной власти. Одним из первых шагов предпринятых властями КНР стало обновление Закона КНР о браке. Согласно социологическому исследованию, проведенному Всекитайской федерацией женщин, более 90% опрошенных высказались за необходимость обновления действующего закона о браке. Осознавая, что на фоне увеличения количества пожилых людей и укрепления идей эгоцентризма среди молодежи, нагрузка на бюджет в сфере социального страхования может нанести значительный ущерб экономике страны, руководство КНР подняло вопрос о закреплении обязанностей детей по отношению к престарелым родителям.

В январе 2001 года поправки в Закон КНР о браке были внесены на всенародное обсуждение, а 28 апреля 2001 года 28 сессия ПК ВСНП 9 созыва абсолютным большинством утвердила новую редакцию Закона КНР о браке, которая вступила в силу в тот же день [4].

Новая редакция закона основана на Законе КНР о браке от 1980 года, среди наиболее значительных изменений и нововведений следует выделить:

·     запрет внебрачных связей и двоеженства, а также гарантия денежной компенсации пострадавшей стороне при расторжении брака;

·     непризнание законности т.н. гражданского или фактического брака, вызванное сложностями реализации демографической политики, а также борьбой за повышение качества населения;

·     нормативно-правовое закрепление признаков недействительности браков;

·     закрепление обязанностей бабушек и дедушек и внуков, и внучек, а также старших и младших братьев и сестер по отношению друг к другу;

·     право на компенсацию, в случаях ухода за несовершеннолетними детьми и пожилыми членами семьи;

·     защита интересов членов семьи, оставленных без помощи и средств к существованию, нашла отражение в гл. 5 Закона КНР о браке, согласно которой, граждане имеют право обращаться в различные инстанции за помощью в решении вопросов домашнего насилия, выполнения обязательств по содержанию членов семьи.

Таким образом, китайские власти на современном этапе социально-экономических реформ основной задачей считают обеспечение «социальной стабильности». Столкнувшись с кризисом семейно-брачных отношений, стремительным увеличением доли пожилых людей, усилением оттока молодежи, снижением качества населения, сложностями в реализации демографической политики, государство, путем укрепления традиционных ценностей, пытается подготовить адекватный ответ, законодательно закрепив определенные социальные обязанности близких родственников по содержанию и уходу за стариками и несовершеннолетними детьми.

 

Список литературы:
1. Баженова Е.С. 1300 000 000. Население Китая: стратегия развития и демографической политики. – М.: ИД «ФОРУМ», 2010. – С. 256.
2. В Китае растет показатель разводов // Газета «Жэньминь Жибао». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://russian.people.com. (Дата обращения: 8. 11.2016).
3. Закон КНР о браке // Законодательство Китая. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://chinalawinfo.ru (Дата обращения 10.11.2016). 
4. Население Китая стремительно стареет// Информационно-аналитический портал FundsHud.ru. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.fundshub.ru (Дата обращения: 03. 11.2016).
5. Разводы в Китае: реальные и фиктивные// Интернет – журнал gbtimes. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http//ru. gbtimes.com (Дата обращения: 05. 11.2016).
6. Anqi Xu. Wenzhen Ye. “Marital Stabiliti in Contemporary China” // Paper presented at the meeting of the Population Association of America. Los Angeles, May 17, 2000.