Статья:

История развития архитектуры Японии древнейших времен и периода средневековья

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: История и археология

Выходные данные
Селезнева О.В. История развития архитектуры Японии древнейших времен и периода средневековья // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 21.10.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

История развития архитектуры Японии древнейших времен и периода средневековья

Селезнева Ольга Витальевна
студент, Смоленский Государственный Университет, РФ, г. Смоленск
Беляева Ирина Александровна
научный руководитель, доц., Смоленский Государственный Университет, РФ, г. Смоленск

 

Японская архитектура, как и любая составляющая часть культуры, имеет свою длинную и неповторимую историю. Изучение памятников древнеяпонской архитектуры позволяет выявить закономерность развития культуры в других странах Азии. Первоначально, основываясь на китайской архитектуре, было разработано множество собственных отличительных черт, не имеющих аналогов. Далее на развитие архитектуры Японии повлияло появление таких религий как буддизм и синтоизм. Таким образом, в Японии был создан свой самобытный стиль, который почти не менялся в течение тысячелетий, в отличие, как от европейской архитектуры, так и зодчества других восточных стран, например, Египта.

Япония расположена на Японском архипелаге, который включает в себя 6852 острова и занимает территорию от Охотского моря на севере и до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны. Подобная обособленность отразилась на развитии всей культуры в целом. Ни в древности, ни в средневековье Япония не подвергалась вражеским нашествиям, за счет чего страна почти не перенимала культуру других государств и развивала свои самобытные традиции. Поэтому многие архитектурные особенности дошли до нас в первозданном виде и применяются в строительстве по сей день.

Японский архипелаг считается самым сейсмоопасным в мире – каждый год происходит более тысячи землетрясений. Именно эта особенность повлияла на развитие конструкции зданий. Характерными признаками всех построек являются тонкие прочные стены и тяжелые крыши. Известно, что именно Японские пагоды считаются самыми сейсмоустойчивыми сооружениями. Пагода – уникальная постройка буддийской архитектуры, которая строится в гармонии с окружающей природой. Представляет собой образ священной горы и центр мира, а ее ярусы символизируют восхождение на небеса по ступеням. «В архитектуре пагоды запечатлён принцип цикличности, круговращения по спирали, который является универсальным для Дальнего Востока, который можно обнаружить и в храмовой архитектуре, и в классических повестях, и в знаменитых поэтических антологиях, и в структуре отдельного стихотворения, потому что таков принцип видения мира» [1, с.125]. В Японии случалось множество сильнейших землетрясений, но не было зафиксировано ни одного разрушения пагоды. Такая высокая сейсмоустойчивость достигается, во-первых, с помощью материалов – все сооружения построены из древесины. При землетрясении дерево деформируется, но не ломается, когда действие силы прекращается, конструкция возвращается в первоначальную форму. Во-вторых, в пагодах насчитывают несколько тысяч шарниров, которые обеспечивают гибкость и прочность конструкции, что предотвращает передачу сейсмической энергии к вершине пагоды. В-третьих, в случае землетрясения каждый ярус незначительно отклоняется от осевой линии. То есть, при смещении первого яруса вправо, второй смещается влево, третий – вправо и так далее.

Еще одной особенностью Японского архипелага является климат. Лето всегда жаркое, зимой температура редко понижается до нуля градусов, что позволяет использовать дерево при строительстве. «Наиболее характерным для Японии является деревянное строительство. До XIII в. камень употреблялся крайне редко и лишь в XX в. он получил более широкое применение. В значительной мере это было обусловлено сейсмическими условиями страны, а также наличием превосходного строительного леса» [2, с. 258] Важной частью японской архитектуры выступают традиционные дома – «минка», для строительства которых используют дерево, глину, или бамбук. Крыши возводятся двускатные или четырехскатные и покрываются соломой. Такой дом имеет необычную в нашем понимании конструкцию. На каркас из опор и стропил помещают кровлю, стены, среди которых нет несущих, можно легко разобрать и собрать. Подобные раздвижные перегородки или, как их называют ширмы-фусума, дают возможность изменять планировку дома в любой момент: например из трех комнат сделать две. «Все формы легки, воздушны и пронизаны атмосферой. Масса отступает на второй план и не столько имеет самостоятельное значение, сколько служит для оформления пространства» [3, с. 53] Пол устилают татами – матами из тростника. Чтобы жара переносилась легче, дома приподнимают над землей, а помещения делают открытыми.

Большой вклад в культуру Японии внес Китай. Вместе с появлением такой религии как буддизм, началось активное строительство храмов. Буддизм в Японии положил начало новым архитектурным формам и дополнительным техникам в строительстве. Началось активное применение кронштейнов «доу-гун» и многоярусной кровли, крытой черепицей, с широкими свесами и загнутыми вверх карнизами. Планировка храмов зависит от рельефа местности. Для ансамблей, которые построены на равнине, характерен симметричный план. В горной местности такое расположение невозможно, поэтому архитекторам каждый раз приходилось подстраиваться под рельеф и находить оптимальное решение по расположению зданий. Территорию храмов окружали стены с воротами с каждой стороны. Примером может служить храм Хорюдзи, расположенный в городе Икаруга, префектуры Нара. Он считается самой древней постройкой из дерева, дошедшей до нашего времени. Считается, что храм был построен в 607 году. Для Китайской архитектуры характерен ансамблевый принцип: строились не отдельные здания, а комплексы. На территории храма Хорюдзи находится пятиярусная пагода, жилища монахов, галереи, трапезная, лекционный зал, а так же библиотеки. Так же важно чертой является связь здания с окружающим ландшафтом: водной поверхностью, растительностью, рельефом. Храм находится на гористой местности и окружен лесным массивом, так же рядом находятся два небольших пруда. По периметру идут галереи с легкими, изогнутыми крышами с широкими свесами, что придает всему комплексу грациозность. В основном зале находится статуя Будды Медицины в честь которого храм был возведен. Пятиярусная пагода имеет высоту 32 м, она была построена примерно в 700 году и является одним из старейших деревянных сооружений. В ее основании лежит камень с нишей для реликвий, которые можно достать, только разрушив пагоду.

Кроме Китая, на японскую архитектуру повлияли так же Корея и Монголия. Среди главных признаков корейской архитектуры, которые со временем переняла Япония, можно выделить платформы и фундаменты из природного камня. Так же сходными чертами обладают крыши обоих стран, которые покрывались соломой и выглядели очень массивными. Из Монголии были позаимствованы орнаменты, которые поражают своим разнообразием и пластичностью. Широко представлены природные сюжеты – птицы, животные, люди, драконы.

Но не только буддизм повлиял на развитие архитектуры Японии. В VI веке возник синтоизм, главным принципом которого является обожествление природных явлений и поклонение им. Синтоизм основан на анимистических верованиях, согласно которому существует бесчисленное множество богов обоих полов, они различаются по возложенным на них обязанностям, рангам и способностям. Всего их насчитывают около 8тыс. Традиционно для храмового строительства использовали кипарисы, реже – природный камень. Синтоистский храм представляет собой комплекс из двух или более сооружений. Первый зал предназначается для богов и носит название «хондэн», зал для молитв зовется «хайдэн». Так же могут быть строения для приготовления еды, танцев, свадеб. Все ансамбли имеют приблизительно одну планировку. Важной частью синтоистского храма являются ворота тории, которые символизируют границу между миром живых и мертвых. Они представляют собой арки в виде буквы «П» с двумя перекладинами, при этом верхняя немного длиннее и имеет изгиб. Число ворот в каждом храме зависит не от религиозных канонов и потребностей, а от пожертвований спонсоров, которые хотят увековечить память о каком-либо важном событии. Высота торий может быть от 1,5 метров. Иногда можно увидеть целые коридоры, которые ведут к входу в святилище, а порой тории стоят на возвышении, открытой местности или в воде. Материал используется самый разный: чаще всего древесина и камень, но нет никаких ограничений, все зависит от заявленного желания и масштаба, так что подойдет искусственный камень, металл, бетон, пластмасса и другие строительные материалы. Окрас традиционно используется оранжево-черный или красно-черный.

Япония располагается на 6852 островах и занимает территорию в 377 944 км². На 70% всей земли находятся горы, поэтому города возводятся по побережьям и в долинах рек, что, несомненно, повлияло на развитие архитектуры. Все здания располагаются в зависимости от рельефа местности. В Японии мало полезных ископаемых, поэтому главным материалом для строительства выступает дерево, из которого не только сооружается вся конструкция зданий, но и изготавливаются декоративные элементы.

Таким образом, история развития японской архитектуры имеет свои особенности, за счет которых появился стиль, не имеющий аналогов в мире. Под влиянием таких факторов как обособленное географическое положение, сейсмоопасность, мягкий климат, влияние близлежащих стран и ограниченность территорий зародился неповторимый облик японского зодчества.

 

Список литературы:
1. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция/ Григорьева Т.П. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979 – 368 с.
2. Михайлов Б.П. Всеобщая история архитектуры/ Михайлов Б.П. – Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, Москва, 1958 – 682 с.
3. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Том 1. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2003 – 400 с.