Статья:

Вторая волна западного феминизма: 1960-1980-е годы

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Кихтенко А.Е. Вторая волна западного феминизма: 1960-1980-е годы // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(51).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Вторая волна западного феминизма: 1960-1980-е годы

Кихтенко Анастасия Евгеньевна
студент, Армавирский государственный университет, РФ, г. Армавир
Назарова Вероника Вячеславовна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Особенную активность западный феминизм как общественно-политическое движение приобретает в 1960-1980 годы. Этот период характеризуется особенно массовой женской социальной активностью в борьбе за отстаивание своих личных и политических прав. Считается, что женщины произвели культурную и социальную революцию, кардинально повлияв на систему гендерных отношений. Эти два десятилетия являлись временем массовых митингов, противоборств, выступлений в Европе и Америке. [1]

«Женская революция» с самого момента возникновения была различной по своим концепциям, планам, методам борьбы и действиям. Можно выделить два особенно влиятельных и известных течения феминизма того времени: либеральное и радикальное. Сторонники первого направления называли себя «движением за права женщин», а радикальные молодежные группы заявляли о «женском освобождении».

Либеральный феминизм. Он берет свое начало в США, когда в 1963 году в свет выходит книга «Мистика женственности», написанная Бетти Фридан. В своем произведении Фридан берет интервью у женщин, сидящих дома и занимающихся мужем и детьми, которые как выясняется очень несчастны и недовольны своей жизнью. Далее в ходе анализа писательница выясняет что, стремясь следовать образцам «истинной» женственности и исполнять предписываемое обществом «природное предназначение» матери и жены, американки из среднего класса отказывались от профессиональной карьеры и какого-либо участия в общественной жизни, превращаясь в инфантильных, зависимых существ. Таким образом, следуя устоявшимся стереотипам, женщины оказывались, по определению Фридан, в «уютном концлагере» семейной жизни.

В период Второй мировой войны женщины пришли в разные сферы производства, заняв рабочие места ушедших на фронт мужчин. Девушки из средних слоев, увидев для себя новые перспективы, стремились получить высшее образование, пойти на достойную и высокооплачиваемую работу. Но послевоенная ситуация требовала от женской половины населения восстановления прежней системы разделения ролей на «добытчиков» и «хранительниц очага». И так как это была уже устоявшаяся за многие века система, против которой ни каждая смогла бы пойти, большинство девушек снова отказывались от своих мечтаний, возможности раскрытия новых перспектив и возвращались к своим семейным обязанностям. [2]

В 1966 году, в США создается первая Национальная организация женщин, президентом которой стала Бетти Фридан. Своей главной задачей организация считала юридическое принятие запрета на дискриминацию по половому признаку во всех сферах экономической жизни. А вслед за этой организацией возникает и множество других, схожих с ней организаций. Такие организации могли создаваться кем угодно и где угодно. В них девушки могли высказываться по поводу любых несогласий со сложившимися устоями, строить планы на реформирование политической системы государства относительно гендерных отношений.

Впервые в США реформированием гендерной политики стал заниматься президент Джон Кеннеди в 1961 году. Он создал специальную комиссию для разбирательства по вопросу гендерного ущемления прав женщин. Результатом деятельности этой комиссии стал первый Федеральный закон о равной оплате труда, запрещавший дискриминацию при оплате труда по признаку пола. То есть закон вводил обязательность принципа одинакового вознаграждения за равноценный труд мужчин и женщин.

Либерально настроенные феминистки действовали традиционными методами. Они писали судебные иски и пытались внести свои изменения в уже существующие законопроекты. Их интересы защищали женские организации, что в принципе и обусловило их успех. Многие компании выплачивали большие штрафы женщинам, за принесенный им материальный и моральный ущерб, а также принимали их на работу по решению суда.

Помимо запрета дискриминации, феминистки требовали реформирования практически всей сферы жизни общества. А это получение кредитов в банке, получение разрешения на строительство и аренду жилья, открытие собственного бизнеса, доступ в престижные профессиональные университетские школы и факультеты.

Многие годы политической активности женщин и борьбы с государственными устоями привели к значительному увеличению специалистов в области менеджмента, юриспруденции и врачевании. Однако к концу 1960 годов у женской половины населения начинается период переосмысления и отказа от прежних принципов. Это болезненно воспринимается многими активистками движения. И в 1981 году выходит новая книга Бетти Фридан «Вторая стадия», в которой она высказывала свое возмущение и обвинение в предательстве со стороны ее соратниц. Постепенно либеральный феминистский подход трансформируется в идеологию «социального феминизма», то есть обеспечивается реальное равенство возможностей как законодательством, так и специальной политикой государства. В Америке 1970 -1990-х годов новым направлением феминистской активности становится программа «позитивных действий» или «позитивной дискриминации». В которой по президентским указам Л.Джонсона и Р.Никсона, предусматривалось создание на предприятиях, корпорациях, учреждениях и университетах «режима наибольшего благоприятствования» при приеме на работу и учебу и продвижении женщин по службе при одинаковых с мужчинами профессиональных качествах. [3]

Во многих странах как раз благодаря феминизму и активному женскому движению изменилась проводимая ранее политика. Теперь одинаковые права женщин дополнялись специальными программами по улучшению их статуса и удовлетворению потребностей.

Касаемо радикального феминизма, зародившегося почти в один и тот же период с либеральным, примерно в середине 1960-х годов, можно отметить, что новое течение феминизма создается в контексте сильных молодежных протестов, так называемых. Это движение было первым в истории Европы и США, имевшим настолько широкие массовые выступления против уже давно устоявшихся, но устаревших принципов.

В начале 1960-х годов именно студентки являлись активными участницами университетских выступлений и забастовок. Довольно быстро начинают создаваться специальные группы молодых феминисток, которые не имели ни структуры, ни руководителей, ни четко определенной программы. В этих группах девушки просто говорили о своих проблемах, переживаниях, желаниях и амбициях. Но так зародилась идея «всемирного сестринства», которая впоследствии стала определяющей в новом течении. [4]

В 1970 году радикальную позицию феминизма впервые обосновала Суламифь Файерстоун в своей книге «Диалектика пола: доводы для феминистской революции». Она называла основной причиной ущемления пра женщин, контроль мужчин над репродуктивной функцией женщины, так как именно рождение и воспитание потомства делает женщину зависимой во всем от мужчины. [5] А также именно в тот период поднимался вопрос о разрешении аборта, отстаиваемый ими под лозунгом «Право на выбор».

В 1970 году была опубликована книга Кейт Миллетт «Сексуальная политика», которая прописывает основные задачи движения. В своем произведении она утверждает, что жизнь женщин формируется устоявшимися социальными нормами и потому требует осознания всей важности проблемы с политической точки зрения, а не только социальной и духовной. Большое количество деклараций «освободительного» движения феминизма создавали план действий и предпринимаемых стратегий, совершенно отличающихся от либерального феминизма.

В 1971 году Глория Стайнем выпускает журнал «Ms». В котором употребляется новая форма обращения к женщинам «ms», не затрагивающая их статус и семейное положение, предназначенная для освобождения сознания женщин. А впоследствии огромная популярность этого журнала давала понять об успешности начавшейся «революции».

Таким образом, можно сделать вывод, что феминизм в своем развитии имел много идей и концепций. Многие женщины и девушки отстаивали свои права и расширяли их. Были либеральные и радикальные подходы в системе давления на государственную политику. Проблемы гендерного неравенства не имеют простого объяснения и легкого решения. Этот вид неравенства тесно переплетен со многими другими факторами социального неравенства. Он также связан с индивидуальными особенностями и личными обстоятельствами женщин. Не существует универсальной для всех культур и разных социальных групп феминистской концепции. Но очевидно, что освобождение от всех форм дискриминации требует солидарных действий разных демократических движений.

 

Список литературы:
1. Симона де Бовуар. Второй пол. под ред. Сабашниковой А.А., М.: Азбука, 2018
2. Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение. М.: Идея-пресс, 2001
3. Колесникова А.Л. Женское освободительное движение в Великобритании конца 1960-х - начала 1970-х гг. и гендерная политика // Женщина в российском обществе. 2013. N 2. - С.93-100
4. Костикова И.В. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студ. вузов/ Моск. гос. ун-т им.М.В.Ломоносова; под общ. ред. И.В.Костиковой. М.: Аспект Пресс, 2015. 252 с.
5. Кристин Бар. Политическая история брюк. М.: Новое литературное обозрение, 2013. – С. 23-67