Вторая волна западного феминизма: 1960-1980-е годы
Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Вторая волна западного феминизма: 1960-1980-е годы
Особенную активность западный феминизм как общественно-политическое движение приобретает в 1960-1980 годы. Этот период характеризуется особенно массовой женской социальной активностью в борьбе за отстаивание своих личных и политических прав. Считается, что женщины произвели культурную и социальную революцию, кардинально повлияв на систему гендерных отношений. Эти два десятилетия являлись временем массовых митингов, противоборств, выступлений в Европе и Америке. [1]
«Женская революция» с самого момента возникновения была различной по своим концепциям, планам, методам борьбы и действиям. Можно выделить два особенно влиятельных и известных течения феминизма того времени: либеральное и радикальное. Сторонники первого направления называли себя «движением за права женщин», а радикальные молодежные группы заявляли о «женском освобождении».
Либеральный феминизм. Он берет свое начало в США, когда в 1963 году в свет выходит книга «Мистика женственности», написанная Бетти Фридан. В своем произведении Фридан берет интервью у женщин, сидящих дома и занимающихся мужем и детьми, которые как выясняется очень несчастны и недовольны своей жизнью. Далее в ходе анализа писательница выясняет что, стремясь следовать образцам «истинной» женственности и исполнять предписываемое обществом «природное предназначение» матери и жены, американки из среднего класса отказывались от профессиональной карьеры и какого-либо участия в общественной жизни, превращаясь в инфантильных, зависимых существ. Таким образом, следуя устоявшимся стереотипам, женщины оказывались, по определению Фридан, в «уютном концлагере» семейной жизни.
В период Второй мировой войны женщины пришли в разные сферы производства, заняв рабочие места ушедших на фронт мужчин. Девушки из средних слоев, увидев для себя новые перспективы, стремились получить высшее образование, пойти на достойную и высокооплачиваемую работу. Но послевоенная ситуация требовала от женской половины населения восстановления прежней системы разделения ролей на «добытчиков» и «хранительниц очага». И так как это была уже устоявшаяся за многие века система, против которой ни каждая смогла бы пойти, большинство девушек снова отказывались от своих мечтаний, возможности раскрытия новых перспектив и возвращались к своим семейным обязанностям. [2]
В 1966 году, в США создается первая Национальная организация женщин, президентом которой стала Бетти Фридан. Своей главной задачей организация считала юридическое принятие запрета на дискриминацию по половому признаку во всех сферах экономической жизни. А вслед за этой организацией возникает и множество других, схожих с ней организаций. Такие организации могли создаваться кем угодно и где угодно. В них девушки могли высказываться по поводу любых несогласий со сложившимися устоями, строить планы на реформирование политической системы государства относительно гендерных отношений.
Впервые в США реформированием гендерной политики стал заниматься президент Джон Кеннеди в 1961 году. Он создал специальную комиссию для разбирательства по вопросу гендерного ущемления прав женщин. Результатом деятельности этой комиссии стал первый Федеральный закон о равной оплате труда, запрещавший дискриминацию при оплате труда по признаку пола. То есть закон вводил обязательность принципа одинакового вознаграждения за равноценный труд мужчин и женщин.
Либерально настроенные феминистки действовали традиционными методами. Они писали судебные иски и пытались внести свои изменения в уже существующие законопроекты. Их интересы защищали женские организации, что в принципе и обусловило их успех. Многие компании выплачивали большие штрафы женщинам, за принесенный им материальный и моральный ущерб, а также принимали их на работу по решению суда.
Помимо запрета дискриминации, феминистки требовали реформирования практически всей сферы жизни общества. А это получение кредитов в банке, получение разрешения на строительство и аренду жилья, открытие собственного бизнеса, доступ в престижные профессиональные университетские школы и факультеты.
Многие годы политической активности женщин и борьбы с государственными устоями привели к значительному увеличению специалистов в области менеджмента, юриспруденции и врачевании. Однако к концу 1960 годов у женской половины населения начинается период переосмысления и отказа от прежних принципов. Это болезненно воспринимается многими активистками движения. И в 1981 году выходит новая книга Бетти Фридан «Вторая стадия», в которой она высказывала свое возмущение и обвинение в предательстве со стороны ее соратниц. Постепенно либеральный феминистский подход трансформируется в идеологию «социального феминизма», то есть обеспечивается реальное равенство возможностей как законодательством, так и специальной политикой государства. В Америке 1970 -1990-х годов новым направлением феминистской активности становится программа «позитивных действий» или «позитивной дискриминации». В которой по президентским указам Л.Джонсона и Р.Никсона, предусматривалось создание на предприятиях, корпорациях, учреждениях и университетах «режима наибольшего благоприятствования» при приеме на работу и учебу и продвижении женщин по службе при одинаковых с мужчинами профессиональных качествах. [3]
Во многих странах как раз благодаря феминизму и активному женскому движению изменилась проводимая ранее политика. Теперь одинаковые права женщин дополнялись специальными программами по улучшению их статуса и удовлетворению потребностей.
Касаемо радикального феминизма, зародившегося почти в один и тот же период с либеральным, примерно в середине 1960-х годов, можно отметить, что новое течение феминизма создается в контексте сильных молодежных протестов, так называемых. Это движение было первым в истории Европы и США, имевшим настолько широкие массовые выступления против уже давно устоявшихся, но устаревших принципов.
В начале 1960-х годов именно студентки являлись активными участницами университетских выступлений и забастовок. Довольно быстро начинают создаваться специальные группы молодых феминисток, которые не имели ни структуры, ни руководителей, ни четко определенной программы. В этих группах девушки просто говорили о своих проблемах, переживаниях, желаниях и амбициях. Но так зародилась идея «всемирного сестринства», которая впоследствии стала определяющей в новом течении. [4]
В 1970 году радикальную позицию феминизма впервые обосновала Суламифь Файерстоун в своей книге «Диалектика пола: доводы для феминистской революции». Она называла основной причиной ущемления пра женщин, контроль мужчин над репродуктивной функцией женщины, так как именно рождение и воспитание потомства делает женщину зависимой во всем от мужчины. [5] А также именно в тот период поднимался вопрос о разрешении аборта, отстаиваемый ими под лозунгом «Право на выбор».
В 1970 году была опубликована книга Кейт Миллетт «Сексуальная политика», которая прописывает основные задачи движения. В своем произведении она утверждает, что жизнь женщин формируется устоявшимися социальными нормами и потому требует осознания всей важности проблемы с политической точки зрения, а не только социальной и духовной. Большое количество деклараций «освободительного» движения феминизма создавали план действий и предпринимаемых стратегий, совершенно отличающихся от либерального феминизма.
В 1971 году Глория Стайнем выпускает журнал «Ms». В котором употребляется новая форма обращения к женщинам «ms», не затрагивающая их статус и семейное положение, предназначенная для освобождения сознания женщин. А впоследствии огромная популярность этого журнала давала понять об успешности начавшейся «революции».
Таким образом, можно сделать вывод, что феминизм в своем развитии имел много идей и концепций. Многие женщины и девушки отстаивали свои права и расширяли их. Были либеральные и радикальные подходы в системе давления на государственную политику. Проблемы гендерного неравенства не имеют простого объяснения и легкого решения. Этот вид неравенства тесно переплетен со многими другими факторами социального неравенства. Он также связан с индивидуальными особенностями и личными обстоятельствами женщин. Не существует универсальной для всех культур и разных социальных групп феминистской концепции. Но очевидно, что освобождение от всех форм дискриминации требует солидарных действий разных демократических движений.