Становление детской практической психологии в России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(95)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(95)
Становление детской практической психологии в России
Аннотация. В начале двадцатого столетия в России стало стремительно развиваться направление практической психологии, вобрав в себя основы отечественной психологии, философии, а также педагогики. Опираясь на педагогику, она стала весьма популярной в среде преподавателей и воспитателей.
Ключевые слова: практическая психология, психология детства, педагогика, интеллект, развитие детской психики, труды психологов, психолог, педагог, исследования психики, практический психолог, педиатрия, воспитание.
Практическая психология в процессе своего развития приобрела отличительные черты от западного направления этой области. Именно в России врачи стали первыми применять практическую психологию при развитии ребенка, этому предшествовали такие науки как физиология, психиатрия и педиатрия. При этом огромное значения имели научные труды Сеченова И.М., Ушинского К.Д., Тарханова И.В. и других соотечественников. Мнение этих ученых объединяла одна основополагающая идея о том, что воспитание личности относится к задачам не только педагогики, но и во многом зависит от других наук.
Рассматривая труды ученого Г.И. Россолимо и В.П. Кащенко можно проследить, какие задачи перед собой ставила практическая психология на этапе ее становления в России. Так при участии этих ученых в нашей стране была создана первая педологическая лаборатория, в ней исследовались в большей степени тяжело-отсталые дети и разрабатывались программы для их обучения. [1, c. 45-47]
Труды Россолимо в большей части посвящены разработке методов и тестов, позволяющих диагностировать детей. В Институте детской психологии и неврологии при МГУ проводились исследования детей под личным руководством этого знаменитого ученого. Его тесты по одаренности были весьма популярны в школах несколько десятилетий подряд. Также следует отметить метод изучения интеллектуального уровня и отклонений, названных «профиль Россолимо».
В основе метода лежит оценка двенадцати параметров, таких как память, внимание, воля, мышление и т.п.
Окончательно укрепилась в своих основах практическая психология при Нечаеве А.П., Румянцеве Н.П., Бехтереве В.М. В своих трудах Румянцев писал о духовной и физической природе детей, систематизировал этапы развития детской психики, душевных особенностей ребенка, рассматривал вопросы воспитания и многое другое.
Впервые педологические курсы в России были открыты в городе Петербурге в 1904 году, их возглавлял Нечаев А.П. Курсы были созданы с целью распространения знаний об особенностях физиологии и психики детского возраста, на курсах были теоритические и практические занятия.
Следующий один из важнейших этапов становления практической психологии связан со знаменитым ученым В.М. Бехтеревым. Именно им были заложены основы научной педологии в России. Именно им был создан ряд учреждений лабораторной и исследовательской направленности. Так в 1907 году Бехтеревым при Петербургском психоневрологическом институте было создано педологическое отделение, которое долгое время являлось центром исследований в этой области.
К сожалению, в то время специалистов в области психологии в России не хватало, сбор материалов только осуществлялся, методики еще были «сырыми». Российские ученые черпали знания как у западных психологов, так и в работах Павлова И.П. и Бехтерева В.М.
Ученые Лазуровский А.Ф. и Нечаев А.П. в начале века создали первую психологическую лабораторию. Они выступали за эксперименты естественного характера, при которых вмешательство в жизнь совмещается с естественной обстановкой ненавязчиво. В лаборатории изучались как общие процессы детской психологии, так и индивидуальные особенности становления личности.
Исследования психологических особенностей детского периода привели ученных к выводу о важности семейных отношений и атмосфере в семье. В связи с этим ученые старались не только изучить влияние семейного воспитания, но и включить в этот процесс родителей. Даже были организованы кружки для родителей, печаталась различная литература по семейному воспитанию и т.п. [2, c. 116-117]
Учеными рассматривалось также влияние школы на детей и причины проблем адаптации к ней. В исследованиях принимали участие многие психологи, педагоги и даже педиатры, разрабатывались методики профилактики школьных болезней, утомляемости, развитие и интеллекта, и поведения в школьной среде.
Следует отметить большую роль педагога и психиатра Сикорского И.А., который разработал рекомендации по коррекции многих отклонений и дефектов психических особенностей детей в школьном возрасте. Именно им был предложен ряд программ и занятий, которые помогали детям избежать переутомляемости на уроках. Сикорский первый основал Фребелевский центр в Киеве, где создал экспериментальную школу и открыл консультации психологов. Это помогало начинающим педагогам сразу же применять полученные знания на практике.
В двадцатые годы детская практическая психология переживала переломный этап, переосмысливались ее некоторые дореволюционные основы, адоптировались под новую систему марксизма.
Новые задачи детской практической психологии в этот период диктовались политикой и государством. В основу вкладывалась идея воспитания нового гражданина, зарождалась современная школа с более эффективными методами обучения. На этом фоне детская психология интенсивно развивалась, углубляясь в изучение личности ребенка.
Именно в этот период было проведено множество исследований, усовершенствованы старые методы и теории детской психологии, разработана методика налаживания взаимосвязей между педагогами и родителями, разработаны различные подходы и методы психологов.
В число новых задач практической психологии в начале века относились исследование поведения детей в коллективах, борьба с беспризорностью и многие другие.
В 1918 году был создан Детский обследовательский институт им. А.С. Грибоедова, для обследования умственно-отсталых и нервнобольных детей. На практике при коррекции поведения таких детей использовались новые методы и приемы, изучались закономерности развития в различном возрасте. Данный институт являлся экспериментальной базой сразу для нескольких вузов страны.
В одно время с обследовательским институтом был организован Ленинградский педологический институт, задачами которого являлось изучение детской психики с самого рождения, формирование у педагогов навыков практической работы с детьми. [3, c. 99-102]
В 1922 году был организован Институт методов школьной работы, где осуществлялась как исследовательская, так и диагностическая деятельность.
В Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской психологические исследования проводились сотрудниками, под руководством Блонского, который имел мнение, что любой педагог должен уметь следующее:
- выполнять простые измерения антропометрического характера;
- изучать тщательным образом карту ребенка;
- проводить обследование социальных и бытовых условий;
- составлять для ребенку простую характеристику;
- давать оценку умственному развитию ребенка и др.
Интенсивная педологическая работа велась не только в Москве и Ленинграде, но и в других городах. Так, в Орле существовала Педологическая лаборатория ГубОНО, основанная в 1923 г., а также Педологический и Психотехнический кабинеты Детской профилактической амбулатории Губздрава, основанные в 1920 г.
Педологическая работа велась также в Симферополе при Кабинете экспериментальной психологии Крымского педагогического института под руководством профессора П.Э. Лейкфельда.
В Ташкенте в Институте психологии и педагогики при Среднеазиатском государственном университете под руководством профессора Н.Д. Виноградова проводилась работа по модификации существующих методов диагностики и адаптации их к местным условиям.
К сожалению, с 1930 года критика в адрес детской практической психологии значительно усилилась, к этому привели ошибки психологов, которые в некоторых случаях были надуманы, в некоторых имели место быть.
В данном случае ярким примеров может служить рефлексологическая дискуссия, из-за которой одно из направлений в психологии утратило свое существование.
Проблема кадрового состава в те годы по-прежнему была. Нехватка квалификационных работников в этой области при вела к малограмотному отсеву детей из школ. Проблема была связана также с тем, психологов готовили медицинские, а не педагогические ВУЗы.
В заключении можно выделить этапы становления детской практической психологии в России:
- Зарождение (1900-1907 гг), появление первых ученых в это области, начало скромных исследований психики детей, организация лабораторий, издание первых литературных изданий этой области.
- Разработка основополагающих идей детской психологии (1908-1917 гг), основание первых центров психологии, которые включали теорию и эксперименты;
- Становление советской детской практической психологии (1918-1924 гг), пересмотр некоторых дореволюционных идей и методик, поиск новых, активное проникновение психологии в школьную среду;
- Этап укрепления различных направлений в детской психологии (1925-11928 гг), разработка единой основополагающей идеи, разработка планов, усиление связи между теорией и практикой, усовершенствование работы психологов в школах и садах.
- Бурное развитие детской психологии (1929-1921 гг), появление новых идей, в тоже время нападки на практикующих психологов, связанные в большей степени с изменением социума.
- Ликвидация интереса к личности ребенка (1932-1936 гг), на фоне стремительно изменяющейся политической ситуации в стране. Так в 1936 году практическая психология была почти запрещена.
В настоящее время отечественная детская психология переживает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Вновь появилась необходимость привлечения психологов к работе в образовательных учреждениях, благодаря усилиям многих ученых, в первую очередь И.В. Дубровиной и ее лаборатории, разрабатываются основы практической психологической службы. [4, c. 234-237]
Низкая квалификация практических психологов снижает отдачу и от развивающих программ обучения, которые сейчас разрабатываются отечественными учеными для различных учебных заведений. Создание таких программ, так же как и программ для одаренных детей и детей с задержкой умственного развития, является одним из приоритетных направлений в отечественной практической психологии. Большое значение имеет и формирование службы психологической коррекции, которая дала бы возможность не только диагностировать причины отклонений в развитии детей, но и корректировать эти отклонения.
Таким образом, перед отечественной детской практической психологией стоят важные задачи, которые она в состоянии разрешить, используя в том числе и значительный материал, который накоплен предыдущими поколениями ученых.