Статья:

Проблемы аудиторского образования в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(95)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Мухамедгалиев В.И., Тюрин М.Д. Проблемы аудиторского образования в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 2(95). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/96/65224 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы аудиторского образования в России

Мухамедгалиев Вячеслав Илгизович
студент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва
Тюрин Максим Дмитриевич
студент, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

THE PROBLEM OF AUDIT EDUCATION IN RUSSIA

 

Vyacheslav Mukhamedgaliev

Student, Russian University of Economics G.V. Plekhanova, Russia, Moscow

Maxim Tyurin

Student, Russian University of Economics G.V. Plekhanova, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье рассмотрено внедрение международных стандартов аудита в России, дано определение «аудиту» и появление рынка аудита в России. Также рассмотрено нормативное регулирование аудиторской деятельности в России и показатели развития рынка труда аудита в 2018 году, определены проблемы развития аудита, которые препятствуют развитию.

Abstract. This article discusses the implementation of international audit standards in Russia, defines “audit” and the emergence of an audit market in Russia. The regulatory regulation of audit activities in Russia and indicators of the development of the audit labor market in 2018 were also considered, the problems of audit development that impeded development were identified.

 

Ключевые слова: контроль за финансовой деятельностью, аудит, рынок аудита, развитие, проблемы аудита.

Keywords: control over the financial activities, auditing, audit market, problems of audit.

 

В соответствии с принятым в декабре 2008 г. Федеральным законом “Об аудиторской деятельности” аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выработки мнения о достоверности такой отчетности. [2] Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. [1]

В связи с переходом Российской Федерации на Международные стандарты аудита, которые наряду с Международными стандартами образования для профессиональных бухгалтеров и аудиторов разрабатываются и утверждаются при участии Международной федерации бухгалтеров, возникает закономерная необходимость принятия международных образовательных стандартов или создания на их основе национального стандарта “Образование аудитора”. Концепция такого стандарта на основе Международных стандартов образования с учетом специфики России требует разработки. [4]

Согласно данным министерства финансов в 2018 году аттестованных аудиторов в стране насчитывалось 20735 человек, т.е. с начала года их число уменьшилось почти на 800 человек. За 4 предшествующих 2018 года число аудиторов уменьшилось на 5,3 тыс., а получили аттестат 402 человека. При этой динамике численности аудиторов еще более кажутся необоснованными новые критерии СРО аудиторов, узаконенных думой.

Основной причиной, которая привела к уменьшению числа лиц, желающих сдавать квалификационный экзамен, является стагнация на рынке аудиторских услуг и, отсюда, снижение престижа профессии аудитора. [5]

На рынке труда появилось много новых престижных профессий, в том числе и в области учетно-финансовых услуг. На этом фоне аудит стал одной из разных профессий, а многообразие профессий породило конкуренцию между ними. При этом нельзя не отметить, что профессия аудитора требует в соответствии с законодательством РФ аттестации. Таким образом, выпускник вуза, чтобы получить аттестат аудитора, должен отработать установленный срок по учетно-аудиторской специальности, подготовиться и сдать квалификационный экзамен. А это трудная задача, и если престижную работу можно получить более легким путем, профессию аудитора не выберут.

Уполномоченному федеральному органу и саморегулируемым организациям (СРО) аудиторов необходимо целенаправленно создавать дополнительные сегменты на рынке аудиторских услуг. [2]

В настоящее время обязательность наличия квалификационного аттестата аудитора предполагается только при оказании услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.

Резервы роста востребованности услуг аттестованных аудиторов, по нашему мнению, следует искать в выявлении аудиторских услуг, которые по своему характеру, содержанию и значимости должны оказываться исключительно специалистами, имеющими необходимый для квалификационного оказания услуг профессиональный уровень, наличие которого должно быть подтверждено результатами проведения квалификационных экзаменов. [2]

Очевидным является тот факт, что к таким аудиторским услугам относятся услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, а также услуги по ведению налогового учета, исчислению налоговых обязательств и налоговой отчетности. [3]

В настоящее время аудитория претендентов на аттестат аудитора в УМЦ резко помолодела. В основном это вчерашние выпускники вузов. Чтобы они могли осознанно без воздействия извне выбрать профессию аудитора, очень сомнительно. Поэтому рассчитывать на спонтанный спрос, который имел место в 1990-е – 2000-е гг., сегодня нельзя. Необходима работа, направленная на формирование спроса на профессию аудитора. [3]

ЕАК и СРО аудиторов должны организовать грамотную, разностороннюю, регулярно размещаемую в местах наличия потенциальных претендентов в профессию аудитора рекламу профессии и условий получения аттестата. Этап становления аудиторского сообщества, когда профессию аудитора осознанно выбирали лица, уже имеющие родственную специальность, завершен. Сегодня мы имеем дело с лицами, которые выбирают свой профессиональный путь в жизни, и грамотная, разносторонняя реклама должна стать для них ориентиром. [4]

ЕАК надо совершенствовать систему и порядок проведения квалификационного экзамена. Здесь и организация начальной профессиональной подготовки, и совершенствование программы квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора в соответствии с международным стандартом образования МФБ №2 “Содержание профессиональных бухгалтерских программ”, и переход от тестирования знаний к тестированию компетенций, и повышение прозрачности процедуры “входа в профессию”, и внедрение модульной системы сдачи экзаменов. [3]

Таким образом, на сегодняшний день целесообразно Совету и дирекции ЕАК разработать план мероприятий, направленных на увеличение притока лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью и, в частности, на повышение прозрачности процедуры входа в профессию.[5]

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ // СПС Консультант Плюс
2. Аудит : учебник для бакалавриата и специалитета / Н. А. Казакова [и др.]. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 409 с.
3. Штефан, М. А. Аудит : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. А. Штефан, О. А. Замотаева, Н. В. Максимова ; под общей редакцией М. А. Штефан. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 294 с.
4. Аудит в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под редакцией М. А. Штефан. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 404 с.
5. Богров Е. Г. Развитие и совершенствование аудита в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sovman.ru/article/5002/ (дата обращения 23.12.2019)
6. Аудит 3-е изд., пер. и доп. Учебник Казакова Н. А., Ефремова Е. И. + еще 6 авторов 2019 / Гриф УМО ВО