Статья:

Правовые основания привлечения к гражданско – правовой ответственности органов местного самоуправления в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Глаголев М.Э. Правовые основания привлечения к гражданско – правовой ответственности органов местного самоуправления в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 3(96). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/96/65492 (дата обращения: 12.05.2021).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые основания привлечения к гражданско – правовой ответственности органов местного самоуправления в Российской Федерации

Глаголев Михаил Эдуардович
магистрант, Астраханский государственный университет, РФ, г. Астрахань

 

Аннотация. Органы местного самоуправления в Российской Федерации, как субъекты публичной власти, обладающие  властно – распорядительными полномочиями, несут не только предусмотренные действующим законодательством права, но и имеют обязанность в случае совершения незаконных действий по возмещению вреда, причиненного юридическим и физическим лицам, в том числе путем привлечения к гражданско – правовой ответственности. Закрепление в законодательстве данного института служит гарантией защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, некоммерческих организаций и населения.    

 

Ключевые слова: органы местного самоуправления, гражданско – правовая ответственность, Российская Федерация.

 

Органы местного самоуправления как орган осуществления власти, наделен обширным перечнем полномочий наряду с несением ответственности за неправомерные действиями (бездействия), нормативные и ненормативные правовые акты, и соответственно, возможности привлечения к гражданско – правовой ответственности.       

Относительно нормативного закрепления правовых оснований применения мер гражданско-правовой ответственности к органам местного самоуправления, в части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) [1] закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Также, в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ [2] указано, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Отметим, что одним из основных нормативно – правовых актов, регулирующих сферу гражданско – правовой ответственности органов местного самоуправления в Российской Федерации является Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [3]. В данном федеральном законе закреплены основополагающие нормы, позволяющие привлечь органы местного самоуправления к гражданско – правовой ответственности, тем самым возместив причиненный незаконными действиями и бездействием, ненормативными и нормативными правовыми актами вред гражданам и юридическим лицам. 

Также, в указанном федеральном законе в главе 10 закреплены  положения об ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, контроля и надзора за их деятельностью.

Кроме того, в целях раскрытия темы данной работы, полагаем необходимым определить понятие гражданско-правовой ответственности органов местного самоуправления, как неблагоприятные последствия, претерпеваемые государством, в виде установленных санкций, предусмотренных гражданско-правовыми нормами, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации и иных законах, а также в соглашениях сторон, осуществляемые в рамках государственного принуждения и направленные на восстановление имущественного положения лица по договорным и внедоговорным обязательствам [4].

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 16.01.2018 г. N 7-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коновальчикова Ярослава Андреевича на нарушение его конституционных прав статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации" [5], в соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, государство, по смыслу статьи 53 Конституции Российской Федерации, несет обязанность возмещения вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (Постановление от 1 декабря 1997 года N 18-П; определения от 4 июня 2009 года N 1005-О-О и от 25 мая 2017 года N 1117-О).

Реализуя требования статьи 53 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 46 (часть 1), федеральный законодатель закрепил в статье 1069 ГК Российской Федерации основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.

Обязательства, возникающие в силу применения норм гражданско-правового института возмещения вреда, причиненного актами органов власти или их должностных лиц, по своей юридической природе представляют собой правовую форму реализации гражданско-правовой ответственности, к которой привлекается в соответствии с предписанием закона причинитель вреда (статья 1064 ГК Российской Федерации). В частности, статья 1069 ГК Российской Федерации содержит норму об ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Применение данной нормы предполагает наличие как общих условий деликтной (т.е. внедоговорной) ответственности (наличие вреда, противоправность действий его причинителя, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя), так и специальных условий такой ответственности, связанных с особенностями субъекта ответственности и характера его действий (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2009 года N 1005-О-О).

Следует обобщить вышеизложенное следующим выводом: с одной стороны, данный институт направлен как на защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и населения, так и гарантии обеспечения законности при осуществлении предусмотренных действующим законодательством полномочий органами местного самоуправления.  

Таким образом, правовые основания привлечения к гражданско – правовой ответственности органов местного самоуправления имеют приоритетное значение среди современных правовых институтов защиты прав юридических и физических лиц при осуществлении полномочий субъектами, наделенными властно – распорядительными полномочиями, а также способом обеспечения механизмов правового государства, гарантированных Конституцией Российской Федерации.  

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. – N 31. – ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996. – N 5. – ст. 410. 
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003. – N 40. – ст. 3822.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 16.01.2018 N 7-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коновальчикова Ярослава Андреевича на нарушение его конституционных прав статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС «Консультант Плюс», – 17.01.2020.
5. Юридическая ответственность органов и должностных лиц публичной власти: Монография.,  под ред. И.А. Алексеева, М.И. Цапко // "Проспект", - 2017. – с. 86 - 87.