Статья:

Международно-правовой статус Луны

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ветлицына А.В. Международно-правовой статус Луны // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 3(96). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/96/65705 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Международно-правовой статус Луны

Ветлицына Алина Вячеславовна
студент Южно-Российского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Непрерывный процесс глобализации и общезначимость научного прогресса прогресса XX и XXI веков, связанного со всей Землей, обусловили потребность участия в координации этих отношений всех стран, в их непосредственных объединениях — путем создания международных организаций, заключения международных договоров и соглашений. Однако, несмотря на стремительный ход различных исследований, зачастую правительства разных стран не могут договориться между собой об общей правовой практике применения и использования регулирующих норм. Так, особенно остро в перспективе стоит неразрешенность отношений, возникающих в связи с освоением космического пространства и космических объектов.

Активное освоение космоса началось ещё в прошлом веке. На момент начала исследования космического пространства, запуска первых космических спутников правительствами космических держав не было разработано нормативных документов, которые регулировали бы границы вмешательства стран в освоение космического пространства. Но многочисленные перспективные космические программы продолжают осуществляться уже много лет; так, одна из ближайших по срокам осуществления программ (с 2022 года) — Лунная орбитальная платформа-шлюз (англ. Lunar Orbital Platform-Gateway сокращенно LOP-G, также известная как Gateway, ранее известна как англ. Deep Space Gateway) — программа по созданию международной обитаемой окололунной станции, предназначенной на первом этапе для изучения Луны и дальнего космоса, а в дальнейшем в качестве станции пересадки для космонавтов, направляющихся на Марс и обратно.

Действительно, на данный момент единственный спутник Земли является объектом многочисленных исследований и притязаний на освоение. Но несмотря на наличие в настоящие время не только проектов и планов осваивания, но физических, искусственных объектов на поверхности Луны, международными договорами им не придан определённый статус. Более того, существуют различия в трактовании правового статуса как объектов, так и участков поверхности Луны в различных странах.

Первой попыткой правого обозначения принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, был Договор о космосе 1967 года [2].

Договор 1967 года по космосу декларировал свободу любых исследований в космосе при запрещении милитаризации космоса. Собственно, в договоре были закреплены эти основные принципы космической деятельности, но не установлены ни методы контроля за их исполнением, ни системы санкций за их нарушение. Хотя договор зафиксировал положение о том, что «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами» (статья II), эта декларация вступает в противоречие со статьей VIII того же договора [4, с. 29]. В ней говорится: «Государство — участник договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле». Это значит, что суверенитет государства-собственника построенной на Луне станции со всеми ее сооружениями  распространяется на всю территорию застройки

В преддверии старта кампаний по освоению космоса за пределами околоземного пространства по инициативе ООН в 1979 году было подготовлено Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах [3], в котором более детально оговариваются принципы научной и хозяйственной деятельности на Луне. Данное соглашение должно было распространить международное право на Луну и все другие небесные тела, кроме Земли, включая орбиты вокруг этих тел, провозгласить принцип исключительно мирного использования Луны и других небесных тел. Однако, предоставление равного доступа всех государств к использованию Луны в перспективе могло привести к обогащению передовых космических держав за счёт ущемления прав других стран, ещё не имевших космических проектов — ведь открывались возможности занятия находящихся в ограниченном количестве по территориальной (ландшафтной) выгодности территорий, установления монополии на добычу в известных месторождениях ресурсах. Кроме того, Соглашение вступило в силу только для нескольких государств, ратифицировавших его, причем среди них нет ни одного члена «большой семёрки», постоянного члена Совета Безопасности ООН или государства, обладающего существенной собственной космической программой [6]. Таким образом, соглашение не имеет на данный момент реальной политической силы.

«Правовой вакуум», создавшийся вокруг Луны, привёл к специфическим правовым ситуациям в мире. Так, в 1980 году житель Калифорнии (США) Дэннис Хоуп трактовал запрет на владение звёздами и планетами в существующих международных соглашений как обязательный лишь для государств и корпораций, но не для частных лиц. Используя данную трактовку, Дэннис Хоуп объявил себя владельцем всех космических объектов Солнечной системы, кроме Земли и Солнца и создал организацию «Lunar embassy» или «Лунное посольство» [7], которое занимается продажей «сертификатов владения» лунными участками. Хотя согласно Резолюции 2222 (XXI) генеральной ассамблеи Управления по вопросам космического пространства ООН (UNOOSA) 1966 года [1], космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путём провозглашения на них суверенитета, ни путём использования или оккупации, ни любыми другими средствами, данные сертификаты не имеют юридической силы, одно лишь наличие частной компании (даже нескольких — существуют такие площадки как «Lunar Registry» SeleneCity.com) по продаже лунных участков свидетельствуют об отсутствии правового регулирования права собственности в отношении Луны у частных лиц.

Таким образом, закономерно было бы сделать вывод об отсутствии должного правового регулирования общественных отношений, связанных с исследованиями и освоением Луны, причём как с точки зрения частного права, как то право собственности, так и со стороны международно-правовой статуса поверхности Луны и лунных ресурсов, хотя, казалось бы, это является достаточно актуальным вопросом в отношении того же проекта «Лунная орбитальная платформа-шлюз», так как в связи с участием в нём различных стран мира могут возникнуть коллизии в правовой природе эксплуатации данного сооружения. Особенно остро данная проблема проявится на этапе планируемого строительства лунной базы непосредственно на поверхности спутника. Невозможно будет регулирование отношений, складывающихся между космонавтами, пребывающими на лунной базе.

Конечно, существуют сложности создания определённой нормативно-правовой базы, связанной с освоением космоса. Вероятно, нельзя полностью отрывать правовое регулирование космического пространства от принципов, положенных в основу земных законов, и придавать ему «доминирующий», отличный от земного правовой статус; иначе правовая и даже социальная связь с «субъектами» в космосе, на поверхности Луны (например, космонавтами, а в будущем, с развитием технологий, возможно, «космическими туристами») может быть потеряна, возможность контроля статуса людей за пределами Земли с нашей планеты также может быть утрачена. Но, безусловно, необходимо учитывать и специфику космического пространства, особенности Луны — например, отсутствие характерных для Земли процессов, как то отсутствие природных механизмов деградации отходов человеческой жизнедеятельности, должны подразумевать особые правовые условия добычи ресурсов на Луне. Правовой статус должен быть составлен по международным правилам, с привлечением специалистов из различных стран, так как в освоении космоса заинтересовано всё человечество. Возможна сложность с «перспективизацией» определенных правовых условий — ведь в настоящий момент мы не располагаем возможностью реальной активной эксплуатации, например, лунных недр, создания «недвижимости» на поверхностях лунных участков, а можем говорить о регулировании таких отношений лишь с союзами «если», «когда», подразумевая будущий характер данных мероприятий.

Луну необходимо избавить от «правового вакуума», так как он затрудняет освоение человеком естественного спутника Земли. На мой взгляд, разработка правовой базы для регулирования общественных отношений в космосе должна проводиться в надлежащие, емкие сроки, вместе с освоением этой области, чтобы исключить возможные злоупотребления.

 

Список литературы:
1. Резолюция 2222 (XXI) генеральной ассамблеи Управления по вопросам космического пространства ООН (UNOOSA) 1966 года.
2. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года.
3. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года.
4. А.В. Багров, «Как поделить Луну?» // Воздушно-космическая сфера. — 2019. — С. 28-35.
5. Т.В. Бойчук, А.С. Кропов, «Продажа участков на Луне» // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2010. — С. 353-354.
6. https://ru.wikipedia.org/Договор_о_космосе (дата обращения: 17.01.2020).
7. https://ru.wikipedia.org/Лунное_посольство (дата обращения: 17.01.2020).