Статья:

Особенности косвенного налогообложения в Таможенном союзе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Мачиев У.А. Особенности косвенного налогообложения в Таможенном союзе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 3(96). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/96/65803 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности косвенного налогообложения в Таможенном союзе

Мачиев Усман Ахьядович
магистрант, Налоговый институт РосНОУ, РФ, г. Москва

 

FEATHERS OF THE INDIRECT TAXATION IN THE CUSTOMS UNION

 

Usman Machiev

master's student of The tax Institute RosNOU, Russia Moscow

 

Аннотация. В данной статье раскрываются законодательные основы действующего механизма обложения косвенными налогами экспортно-импортных операций между контрагентами стран-участниц Таможенного союза. Проводится сравнительный анализ применяемых норм в части обложения НДС и акцизами внешнеторговых сделок российских компаний в зависимости от страновой принадлежности контрагента.

Abstract. In this report we describe the legislative bases of the operating mechanism of taxation by indirect taxes of export-import transactions between contractors of the participating countries of the Customs union. The comparative analysis of applied norms regarding taxation of the VAT and excises of the foreign trade transactions of the Russian companies depending on country accessory of the contractor is carried out.

 

Ключевые слова: НДС, акцизы, Таможенный союз Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, налогообложение экспорта и импорта товаров.

Keywords: VAT, excises, Customs union of the Russian Federation, Republic of Belarus and Republic of Kazakhstan, taxation of export and import of goods.

 

Следствием создания Таможенного союза стала, в частности, беспошлинная торговля между странами, образовавшими союз. Однако, это не отменило обязанностей по уплате косвенных налогов в ходе такой торговли.

Взимание косвенных налогов в Таможенном союзе регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

- Соглашение "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" от 25.08.2008 (далее - Соглашение);

- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).

В соответствии с Соглашением под косвенными налогами понимаются налог на добавленную стоимость и акцизы (акцизный налог или акцизный сбор). Под экспортом и импортом понимается соответственно экспорт и импорт товаров с территории одного государства, участника Таможенного союза на территорию другого государства - участника Таможенного союза. Данное соглашение, как следует из его названия, устанавливает принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров

Принцип взимания косвенных налогов при экспорте товаров заключается в том, что при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

Принцип взимания косвенных налогов при импорте товаров устанавливает, что косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства - импортера.

При этом ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.

В соответствии с Протоколом косвенные налоги при импорте товаров на территорию государства - члена Таможенного союза с территории другого государства - члена Таможенного союза взимаются налоговыми органами государства-импортера по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товара. [8, c.54]

При этом собственником товаров считается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусмотрен договором.

Стоимостью таких товаров будет являться цена сделки, подлежащая уплате поставщику на основании договора или контракта. Данное правило распространятся не только на товары, поставляемые в соответствии с договорами купли-продажи, но и на товары, которые являются результатом выполнения работ по иному виду договора.

При этом, если товары импортируются в государство-член Таможенного союза на основе бартерного договора или по договору товарного кредита (займа в виде вещей), то их стоимость определяется в соответствии со следующими правилами. Стоимостью таких товаров является стоимость, указанная в бартерном договоре, а при ее отсутствии -стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, а при ее отсутствии -стоимость, отраженная в бухгалтерском учете.

Косвенные налоги при импорте товаров на территорию государства-члена Таможенного союза с территории другого государства-члена Таможенного союза, как указывалось выше, взимаются налоговыми органами государства-импортера.

Протокол предусматривает обязанность налогоплательщика не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ввезенных товаров на учет, предоставить а налоговый орган налоговую декларации и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

В случае несвоевременной уплаты косвенных налогов либо иного неисполнения собственником товара его обязанностей как налогоплательщика, пеня и иные меры ответственности определяются законодательством государства, на территорию которого были импортированы товары. [9, c.18]

В случае экспорта товаров с территории одного государства-члена Таможенного союза на территорию другого государства-члена Таможенного союза применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость и освобождение от уплаты акцизов. При этом налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты, зачеты и возмещения в порядке, установленном законодательством государства экспортера для товаров, экспортированных с территории данного государства за пределы Таможенного союза. [5, c.67]

Однако, как и в случае с экспортом товаров за пределы Таможенного союза, налогоплательщик обязан предоставить в налоговый орган ряд документов. Прежде всего это документы, подтверждающие гражданско-правовые основания экспорта товаров, то есть договоры (контракты).

Также экспортер должен предоставить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, о котором уже упоминалось, с отметкой налогового органа государства - члена Таможенной союза, на территорию которого были импортированы товары, об уплате косвенных налогов.

Для налогового органа предусмотрена возможность принять решение о подтверждении нулевой ставки налога на добавленную стоимость, освобождения от уплаты акцизов, применения налоговых вычетов, если в данном налоговом органе имеется подтверждение от налогового органа другого государства-члена Таможенного союза об уплате косвенных налогов в полном объеме. [7, c.65]

Таким образом, можно говорить, что с большой долей вероятности налоговые органы государства-экспортера получат от налоговых органов государства-импортера вышеуказанное подтверждение об уплате косвенных налогов.

В Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 указано, что налоговый орган в случае, если не предоставлены соответствующие документы, вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС, если наличествует соответствующее подтверждение налогового органа другого государства - члена Таможенного союза, но не установлена обязанность налогового органа принять указанное решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость.

В целом, изучив порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров между государствами-членами Таможенного союза, можно сделать вывод, что порядок уплаты косвенных налогов при импорте между странами-участницами Таможенного союза претерпел сильные изменения.

На наш взгляд, главным таким изменением стало то, что в уплате и возмещении косвенных налогов больше не участвуют таможенные органы.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. «Омега-Л», Текст с изм. и доп. на 1 октября 2019
2. Таможенный кодекс Таможенного союза. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики  Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе». 
3. Протокол от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов». 
4. Федеральный закон от 27.11.2010 No 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». 
5. Лозовая А.Н. Какие особенности налогообложения нужно учитывать при ведении торговли в рамках Таможенного союза // Российский налоговый курьер. – 2017. – No 1–2. – С. 64-73. 
6. Мамбеталиев Н., Мамбеталиева А. Гармонизация косвенного налогообложения в Таможенном союзе // Налоговый вестник. – 2016. – No 11. – С. 51-59. 
7. Мамбеталиев Н.Т., Мамбеталиева А.Н. Налоги в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. – М.: Налоговый вестник, 2017. 
8. Свинухов В.Г., Оканова Т.Н. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности: учебник / В.Г. Свинухов, Т.Н. Оканова. – М.: Магистр, 2018. 
9. Экспорт и импорт / Г.Ю. Касьянова (5-е изд., перераб. и доп.). – М.: АБАК, 2017.