Статья:

Проблемы разграничения террористического акта от диверсии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Цаллагов Т.В. Проблемы разграничения террористического акта от диверсии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 4(97). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/97/66061 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы разграничения террористического акта от диверсии

Цаллагов Тимур Витальевич
магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, РФ, г. Санкт-Петербург

 

THE PROBLEM OF DELIMITATION OF THE TERRORIST ACT OF SABOTAGE

 

Timur Tsallagov

Master’s degree student of St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос проблемы разграничения террористического акта от диверсии.

Abstract. The article considers the problem of distinguishing between a terrorist act and sabotage.

 

Ключевые слова: Объект посягательства, умысел, цель, уголовная ответственность,  диверсия, террористический акт.

Keywords: Object of assault, intent, purpose, criminal liability, sabotage, terrorist act.

 

С точки зрения объективной стороны террористический акт имеет ряд сходств с таким составом как диверсия. Согласно ст. 281 УК РФ диверсией признается совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации. В этой связи возникает необходимость в детальном отграничении террористического акта от диверсии. Основные различия данных составов, как отмечает Емельянов, заключается в следующем:

- диверсия может быть совершена путем взрыва, поджога, иных действий, содержащих признак общественной опасности и нацеленных на разрушение объектов инфраструктуры, тогда как террористический акт не исчерпывается подобными способами совершения преступления, предусмотрена возможность совершения теракта путем угрозы общественно опасными действиями, также список самих действий значительно шире;

- диверсия направлена непосредственно на причинение вреда, в то время при совершении террористического акта направленностью умысла охватывается устрашение население, то есть создание обстановки страха;

- действия диверсантов обычно скрытны, террористы же действуют напротив, весьма демонстративно, предъявляют свои требования конкретным адресатам посредством информирования широкого круга лиц. [1]

Итак, очевидна разница в объектах посягательства: при диверсии – отношения, обеспечивающие безопасность государства, при террористическом акте – отношения, обеспечивающие общественную безопасность. Целью террористов является воздействие на принятие решений органами власти либо их дестабилизация, целью диверсантов – подрыв экономической безопасности и обороноспособности страны. [2] Предметами диверсии могут быть предприятия, сооружения, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, средства связи, объектов жизнеобеспечения, при совершении террористического акта список возможных предметов посягательства является открытым. [3] Кроме того, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за совершение диверсии по достижению 16 лет, в то время как за террористический акт, уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Так, согласно приговору кировского областного суда от 20.11.2014 по делу № 2/18-14, подсудимый в составе организованной группы совершил 6 покушений на важные объекты жизнеобеспечения — объектов газификация и электрификации, среди которых 2 электроподстанции, автотрансформатор электроподстанции, линии электропередач, ветка высокого давления магистрального газопровода, газораспределительный пункт. Два из указанных покушений не были доведены до конца по независящим от террористов причинам — не сработало самодельное взрывное устройство ввиду технических недостатков, остальные же привели к взрывам, повлекшим значительный имущественный ущерб для потерпевших. Хотя суд и отмечает, что преступники имели своей целью подрыв экономической безопасности Российской Федерации и рассчитывали, что осуществление взрыва повлечет причинение значительною имущественного ущерба, прекращение подачи электроэнергии потребителям в осенне—зимний период, устрашение населения и наступление иных общественно опасных последствий. Однако в качестве первостепенной цели выделяют иную: террористы посредством осуществления террористического акта в местах проживания мусульманского населения намеревались оказать воздействие на принятие решений органами власти, а именно: спровоцировать проведение правоохранительными органами следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий в отношении данных слоев с целью вызова недовольства и ответной реакции агрессивно настроенной части указанной социальной группы и дестабилизировать социально-политическую обстановку в стране. [4] Последняя цель и явилась решающей для правильной квалификации данных преступлений.

 

Список литературы:
1. Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 
2. Шевченко И.В. Уголовная ответственность за террористическую деятельность: монография, М.: Юрлитинформ, 2011, С. 56.; Косарев М.Н., Гришин Д.А. Терроризм: уголовно-правовая и криминологическая характеристика: монография. Екатеринбург: Уральский гаманитарный институт, 2010. С. 49. И др.
3. Комментарий к Уголовному КодексуРоссийской Федерации / отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт, 2014. С. 509.
4. Приговор Кировского областного суда от 20.11.2014 по делу № 2-18/14. - [Электронный ресурс], - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», url: http://www/consultant/ru// (Дата обращения: 10.11.2019).