Процессуальное положение специалиста
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(53)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(53)
Процессуальное положение специалиста
Согласно части 1 статьи 58 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, специалист – это лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию[1,21].
Исходя, из вышеуказанного определения можно выделить следующие формы привлечения (использования) специалиста в рамках расследования и раскрытия уголовного дела:
- Участие специалиста в следственных действиях в рамках уголовного дела;
- Привлечение специалиста для участия в следственных действиях;
- Участие специалиста с целью применения им технических средств, при изучении материалов уголовного дела;
- Привлечение специалиста для постановки вопросов эксперту;
5.Разъяснение вопросов входящих в профессиональную сферу специалиста сторонам уголовного процесса и суду[3,158].
Возникают определенные сложности в правоприменительной деятельности привлечение специалиста на суде, так как законодателем не определен механизм реализации привлечения специалиста защитником, однако защитник наделен данным правом.
Специалист — это лицо, которое обладающее специальными знаниями. Термин «специальные знания» не раскрывается в Уголовно-процессуальном кодексе, однако наука дает следующее определение. Под специальными знаниями следует понимать знания, которые приобретаются специалистом в результате профессионального опыта либо специальной подготовки, а также умения пользоваться научно-техническими приемами и средствами, используемые в порядке и целях, установленных уголовно-процессуальным законодательством[2,40].
Законодатель наделил специалиста двумя основными признаками:
- Наличие специальных знаний у специалиста;
- Незаинтересованность в исходе уголовного дела.
Частью 4 статьи 58 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определены следующие обязанности специалиста: не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд. Однако законодателем не определена ответственность специалиста за неявку. Спорным моментом также является применения к специалисту привода. В этом случае аналогия уголовно - процессуальной нормы, предусматривающей привод при неявке свидетеля и потерпевшего[1,45], не отвечает общим условиям применения аналогии в уголовном судопроизводстве, так как в этом случае принуждение в отношении специалиста прямо законом не предусмотрено.
Специалист несет уголовную ответственность за разглашение данных предварительного расследования, если он об этом предупрежден [6,125].
В законе непосредственно употреблен термин «специалист». В некоторых статьях УПК указывается профессия лица, специальные познания которого могут быть использованы в ходе проведения следственного действия.
Сам термин «специалист» свидетельствует о том, что им является лицо, обладающее специальными познаниями. Последние, как уже указывалось, должны отвечать определенным требованиям: не быть общеизвестными и не относится к области права[4,85].
Законом не предусмотрено особой процессуальной формы привлечение специалиста в уголовный процесс. Он может быть вызван повесткой, приглашен по телефону. Специалист проводит исследование, однако эти исследования носят предварительный, а также не требуют длительного времени и соответствуют эмпирическому уровню познания[2,58].
Указание в законе на право следователя при необходимости привлечь специалистов к производству следственных действий свидетельствует о том, что вопрос об этом решается самим следователем по каждому конкретному делу. Исключения должны составлять указанные в законе случаи обязательного привлечения специалиста для наружного осмотра трупа.
Специалисту, участвующему в производстве следственного действия, не запрещено законом давать заключение, он может произвести специальное исследование изучаемых им объектов. При этом результат такого исследования будет носить ориентирующий, предварительный характер. Деятельность специалиста носит в определенной мере исследовательский характер.
УПК РФ предусматривает для специалиста возможность формировать самостоятельный источник доказательств — заключение специалиста. Деятельность специалиста отражается во всех случаях в протоколе следственного действия.
Уголовно-процессуальный закон недостаточно полно регламентирует деятельность специалиста. Следовательно, существует необходимость в установлении для него права знакомства с обстоятельствами дела не только с помощью вопросов участникам процесса и изучения протокола следственного действия, в котором он принимает участие, но и путем исследования иных материалов дела, имеющих отношение к предмету его задания[5, 77].
В условиях научно-технического прогресса практика идет по пути повышения эффективности использования специалиста при расследовании преступлений, наделяя его дополнительными правами и обязанностями: он может просить следователя о более полном разъяснении задания, обращать внимание следователя на обстоятельства, которые с его точки зрения могут иметь значение для дела, с разрешения следователя задавать вопросы участвующим в деле лицам по предмету его задания, ознакомиться с протоколом следственного действия и при необходимости ходатайствовать о внесении изменений и дополнений в части, относящейся к предмету его деятельности, отказаться от выполнения действий, противоречащих закону, приносит жалобы на действия следователя при нарушении его прав[4,96].
Законом не предусмотрено специальной формы и порядка закрепления результатов деятельности специалиста. Оформление его участия происходит таким же образом, как и любого другого лица при производстве следственного действия, то есть указанием на содержание его деятельности и полученных с его помощью данных в протоколе следственного действия[6,98].
По мнению ряда авторов, следует на законодательном уровне решить вопрос об оформлении результатов справочно-консультационной деятельности специалиста. Некоторые специалисты считают, что результаты справочно-консультационной деятельности специалиста должны оформляться справкой специалиста, которая может получить статус иного документа как источника доказательств. Результаты этой деятельности можно закрепить с помощью допроса, и тогда сведения, сообщенные специалистом, получат статус показаний свидетеля.
С введением такого вида доказательств, как заключение специалиста, можно говорить о том, что таким образом могут быть оформлены: консультации специалиста, полученные в виде сообщения суммы готовых знаний; результаты исследования, проведенного самим специалистом по заданию участников процесса, не имеющих право назначить экспертизу; результаты исследования специалистов эмпирического характера, полученные по заданию следователя, дознавателя, суда и иных участников процесса[5,63].
Определение порядка деятельности специалиста отнесено к компетенции следователя. Поскольку специалист работает под его руководством, еще одним обстоятельством, характеризующим специалиста как процессуальную фигуру, является то, что для признания лица специалистом в процессуальном смысле этого слова необходимо его непосредственное участие в следственном действии.
В УПК отсутствует регламентация порядка получения заключения специалиста как судом, так и сторонами. Полагаем, что этот вопрос необходимо урегулировать. В законе отсутствует также процессуальный порядок допроса специалиста. Полагаем, что допрос специалиста и пал учение от него заключения — это две равнозначные формы такой функции специалиста как разъяснение сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.