Статья:

Правовое регулирование оказания юридических услуг как вида предпринимательской деятельности

Конференция: XII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Шестаков Е.В., Бекирова Э.Э. Правовое регулирование оказания юридических услуг как вида предпринимательской деятельности // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 94-103.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование оказания юридических услуг как вида предпринимательской деятельности

Шестаков Евгений Владимирович
магистрант юридического факультета Таврической академии (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», РФ, г. Симферополь
Бекирова Эльвина Эскендеровна
канд. юрид. наук, доц. кафедры предпринимательского и экологического права юридического факультета Таврической академии (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», РФ, г. Симферополь

 

Аннотация. Данная статья посвящена определению понятия и видов оказания юридических услуг. В статье приводится разграничение юридической помощи и оказания юридических услуг как вида пред­принимательской деятельности. Анализируются и систематизируются особенности юридического консалтинга, его перспективы и особенности.

 

Ключевые слова: юридические услуги; юридическая помощь; ЕГРН; консалтинговая деятельность; налоговая консультация.

 

Ранее, оказание услуг как вид мелкого предпринимательства был запрещен, поскольку, приравнивался к антисоветской деятельности. Это было связано с существующим политическим режимом и плановой экономикой. Предпринимательская деятельность начинает развиваться только в 80-90 хх годах прошлого века, именно в этот период происходит зарождение рыночных отношений, и как следствие должное развитие получил такой вид предпринимательской деятельности как предоставление услуг.

В науке существует немало доктринальных взглядов и воззрений относительно толкования понятия «услуга», так, по мнению, Н.А. Баринова услуга — это экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительные стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека».

М.Н. Малеина рассматривает услугу в качестве – «...определенное действие, результат которого не имеет вещественного воплощения и неотделим от личности исполнителя. Вместе с тем, услуга имеет результат - удовлетворение имущественных, культурных, эстетических, информационных потребностей, обеспечение состояния здоровья, безопасности, приобретение навыков, опыта, образцов поведения» [1].

По мнению Д.И. Степанова услуга представляет собой «разно­видность объектов гражданских правоотношений, выраженную «в виде определенной правомерной операции, т. е. в виде ряда целесо­образных действий исполнителя либо в деятельности, являющейся объектом обязательства, имеющей нематериальный эффект, неустой­чивый вещественный результат, либо овеществленный результат, связанный с другими договорными отношениями, и характеризующейся свойствами осуществимости, неотделимости от источника, моментальной потребляемости, неформализованности качества» [7].

Важно отметить, что, в современном отечественном законода­тельстве отсутствует унифицированное легальное определение юридических услуг.

Во многих источниках смешиваются понятия юридическая помощь и юридические услуги. Так, многие авторы считают, что юридические услуги более широкое понятие чем юридическая помощь. Юридические услуги – это собирательное понятие, которое включает в себя оказание услуг, возникающих из разнообразных правоотношений, то есть: консультирование по гражданским семейным, административным, земельным и хозяйственным вопросам. Данные отношения возникают вне зависимости от конкретных обстоятельств и положения клиента и не несут четко выраженный результат в конце. В отличии от «оказания юридических услуг», «Оказание юридической помощи» носит более направленный характер. Отношения по оказанию помощи наступают в тот момент, когда лицо уже понесло какие-то материальные или нематериальные убытки. В таком случае, если какие-то права физических или юридических лиц нарушены, они обращаются за квалифицированной юридической помощью. Результатом оказания юридической помощи всегда будет достижение положи­тельного или отрицательного результата для клиента (то есть, либо прекращается нарушение материальных и нематериальных прав лиц, либо же, устанавливается, что никакие права не нарушены.

В соответствии с положениями Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на квалифицированную юридическую помощь, что предусматривает в определенных обстоятельствах возможность граждан обращаться за квалифицированной и своевременной помощью в юридической сфере на безвозмездной основе. В связи с этим, оказание юридической помощи не является видом предпринимательской деятельности, которая носит иной характер [3]. Юридическая помощь направлена на защиту государством интересов граждан. Как правило, такую юридическую помощь оказывает специальный субъект – адвокат и нотариус.

Адвокат, это лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профес­сиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности [8].

Нотариус гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет; достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет, сдавший квалификационный экзамен. Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, для того, чтобы юридическая неосведомлен­ность не могла быть использована им во вред. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам. Нотариус обязан не реже одного раза в четыре года повышать (в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) квалификацию в осуществляющей образовательную деятельность организации, образовательная программа которой аккре­дитована Федеральной нотариальной палатой [5].

В отличии от юридической помощи, оказание юридических услуг носит коммерческий характер. Лицо, обладающее специальными знаниями и навыками в юриспруденции с целью получения прибыли, оказывает другим лицам юридические услуги, имеющие стоимостный характер, что имеет признаки предпринимательской деятельности.

Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направ­ленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [2].

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей (далее – индивидуальные предприниматели, ИП) в соответствии с положениями № 129-Федерального закона "О госу­дарственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) [9].

Государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей осуществляет Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы (Инспекции ФНС России и Межрайонные инспекции ФНС России в городах и районах). Сведения о физических лицах, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, включаются в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).

Рассматривая содержание юридических услуг, следует отметить, что в зависимости от региональных особенностей, доходов населения и специализации юрисконсульта, юридические услуги могут носить чисто правовой и сопряженный характер.

Чисто правовой характер выражается в представительстве интересов клиентов в судах разных уровней по гражданским, арбитражным, семейным и трудовым спорам. Чаще всего этим занимаются юрисконсульты, зарегистрированные в юридических услугах, в качестве индивидуальных предпринимателей или ООО.

Другой вид услуг – это сопровождение бизнеса и представление интересов клиента в разных органах исполнительной власти, чаще всего носят посреднический характер (агентства недвижимости, страховые агентства, консалтинговые и аудиторские фирмы). Оказание юридических услуг входит в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности — ОКВЭД-2 (версия ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст., вступил в силу с 11 июля 2016 года. В указанном классификаторе «Оказание юридических услуг» указана в качестве, «74.11 – Деятельность в области права», и включает в себя:

· представление интересов одной стороны против другой стороны в судах или других судебных органах. Эта деятельность осуществляется или контролируется лицами, являющимися членами коллегии адвокатов: консультирование и представительство в гражданских делах, консультирование и представительство в уголовных делах, консультирование и представительство в суде в связи с трудовыми спорами

· деятельность по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

· предоставление рекомендаций и консультаций по общим вопросам, подготовку юридических документов: свидетельств о регистрации компаний, уставов организаций и аналогичных документов, связанных с созданием компаний, патентов и авторских договоров, подготовку юридических актов, завещаний, доверенностей и т. п. К данной группировке относится деятельность адвокатов, нотариусов, лиц, назначаемых судом для снятия свидетельских показаний, и третейских судей [5].

Относительно новой разновидностью юридических услуг является юридический консалтинг. Юридический консалтинг — это услуги правового характера, которые получает заказчик от квалифицированного специалиста, имеющего специальное образование и фактический опыт.

Данный вид услуг стал массово развиваться из-за большого роста малого предпринимательства (в частности ИП). Многие индивидуальные предприниматели и малый бизнес, в силу специфики своей деятель­ности, не могут позволить держать в своем штате юридический отдел или постоянного юриста. Это приводит к тому, что при возникновении вопросов, связанных с заключением договоров, ведением деловой переписки и судебно-претензионной деятельности, данным субъектам предпринимательской деятельности необходимо обращаться к посторонним юристам, которые не всегда имеют высокий опыт и квалификацию.

В связи с этим, актуальным является объединение нескольких лиц, имеющих высшее юридическое образование и высокий практи­ческий опыт в консалтинговую организацию, которая будет оказывать услуги в большой сфере отраслей права.

Юридический консалтинг очень актуален для сопровождения предпринимательской деятельности, так как услуги могут оказываться в налоговой, предпринимательской, коммерческой, земельной, бюджетной сферах.

В частности, при оказании услуг в налоговой сфере, консультанты могут выступать как налоговые агенты, помочь подобрать необходимую систему налогообложения, рассчитать налоговую ставку, и прокон­сультировать по поводу получения налоговой скидки.

При оказании услуг в земельной сфере, сотрудники юридического консалтинга могут заниматься поставкой недвижимости на кадастровый учет, переводом имущества из жилого фонда в нежилой, и наоборот, приватизации и аренде недвижимого имущества, ведения судебно-претензионной работы по спорам о земле.

Услуги консультанта необходимы при подготовке и проведении правовой экспертизы локальных нормативных актов, при заключении договоров и сделок, а также при составлении необходимой документации для участия в государственных закупках согласно ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ [12] и ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ [10].

Кроме того, при осуществлении предпринимательской деятельности часто возникают споры с конкурентами по поводу интеллектуальных прав, которые также могут решаться сотрудниками данной консалтинговой фирмы.

Наилучшего эффекта от деятельности данной консалтинговой организации можно достичь, если все ее сотрудники будут юристами широкого профиля, способные в экстренной ситуации быть взаимо­заменяемыми, что приведет к более глубокой подготовке к выполнению работы, уменьшит конфликт интересов среди коллег и разграничит нагрузку на всех сотрудников согласно их опыту и навыкам.

Актуальной проблемой для регулирования консалтинговой деятельности, как способа оказания юридических услуг, является тот факт, что данная деятельность до сих пор не урегулирована на законодательном уровне. Нет единого Федерального закона, регули­рующего эту деятельность, в котором были бы прописаны требования к консультантам, к форме деятельности консалтинговых организаций, к правам и гарантиям клиентам и консультантам.

В связи с этим, неоднократно предпринимались попытки восполнения законодательного пробела, так, в Государственную думу РФ был внесен проект федерального закона «О налоговом консульти­ровании». Согласно указанному проекту, налоговое консультирование включает в себя, в частности, оказание услуг по:

1) консультированию по вопросам применения положений законодательства о налогах и сборах, иного законодательства, регулирующего правоотношения, участником которых являются налоговые органы Российской Федерации (далее - законодательство), подготовке заключений по их применению;

2) стратегическому налоговому планированию для консульти­руемых лиц, оценке налоговых рисков, а также подготовке рекомендаций по ведению налогового учета, объектов налогообложения, порядку применения налоговых льгот, налоговых вычетов;

3) составлению налоговой отчетности (в том числе в электронной форме);

4) подготовке документов, подлежащих представлению консуль­тируемыми лицами в налоговые органы (в том числе в электронной форме);

5) представлению налоговой отчетности и других документов (в том числе в электронной форме) консультируемых лиц в налоговые органы (в том числе через оператора электронного документооборота);

6) представлению интересов консультируемых лиц в налоговых органах, органах государственной власти и местного самоуправления, по вопросам, регулируемым законодательством;

7) информированию консультируемых лиц об изменениях в законодательстве.

Согласно данному проекту, статус налогового консультанта приобретает физическое лицо, имеющее действующий квалифика­ционный аттестат налогового консультанта, являющееся членом саморегулируемой организации налоговых консультантов и соответствующее иным требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Статус налоговой консультации приобретает юридическое лицо, созданное в форме коммерческой организации для осуществления деятельности по налоговому консультированию, являющееся членом саморегулируемой организации налоговых консуль­тантов, имеющее численность налоговых консультантов, являющихся работниками налоговой консультации на основании трудовых договоров, не менее трех, и соответствующее иным требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом [6].

На данный момент указанный законопроект не принят. В случае возможного его принятия, существенно может измениться облик предпринимательской деятельности в виде оказания юридических услуг, что будет обусловлено дополнительным контролем со стороны государства. Необходимо будет создать единый регламент деятель­ности юридических консультантов консалтинговых организаций, единые стандарты работы и средняя денежная стоимость оказанных услуг. Также, со стороны общества существенно улучшится ситуация в связи с созданием саморегулируемых организаций консалтинга. Членство в СРО увеличивает ответственность его участников, способствует актуализации данного вида деятельности на рынке услуг, и поможет уменьшить конкуренцию в юридической сфере. Большим плюсом в случае создания закона «О консалтинге» будет выведение рынка юридических услуг на более высокий, квалифицированный уровень. Было бы рационально присвоить консультантам особый статус по аналогии с аудиторами и нотариусами, для получения которого необходимо будет соответствовать предполагаемым квали­фикационным требованиям по возрасту, образованию и опыту работы.

При оказании юридических услуг физическим лицам, на эти отношения распространяется действие нормы закона, регулирующего отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Так, установлены права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. А также, право на судебную защиту нарушенных прав [12]. При обращении клиентов в данные организации, с ними заключаются гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что благодаря развитию деятельности по оказанию юридических услуг происходит взаимо­развитие и взаимодействие с одной стороны специалиста-юрисконсульта, который выбрал профессиональную деятельность по оказанию юридических услуг, в качестве основного вида своей деятельности и получения дохода, а также субъектов, которые испытывают потребность населения в квалифицированной юридической помощи. Также, важно заметить и разграничивать понятия «юридическая услуга» и «юридическая помощь». В силу их специфики и целей деятельности, их нельзя назвать синонимами, они отличаются по основаниям возникновения и конечной цели. С интенсивным развитием общественных отношений, довольно большим бюрократизмом и нехваткой времени многим людям повседневно необходимо совершать определенные правовые действия (покупка и регистрация квартиры, заключение договора поставки, раздел имущества). Это приводит к востребованности юридических консультантов, которые входят в консалтинговые организации, которые осуществляют деятельность по оказанию возмездных правовых услуг, что в свою очередь является основанием повышения юридической грамотности у населения, востребованности юристов, конкуренции и высокому классу специа­листов, которые должны развиваться и улучшать свои навыки и опыт ежедневно и ежечасно.

 

Список литературы:
1. Вестник Саратовской государственной юридической академии № 3(98) 2014 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://сгюа.рф/documents/vestnik/files/03-2014.pdf (Дата обращения: 08.10.2017). 
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 (ред. от 31.01.2016) № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – С.22-25.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. – 1993. – № 237.
4. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14 ст) (ред. oт 07.10.2016) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320 (Дата обращения: 09.10.2017).
5. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/c5c2d712dac5b8b43c5677f1b997e99a6bdb1647 (Дата обращения: 08.10.2017).
6. Проект федерального закона «О налоговом консультировании» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://static.consultant.ru/obj/file/doc/fz_270514-2.pdf (Дата обращения: 09.10.2017).
7. Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук: 12.00.03 // Библиотека юриста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lawbook.org.ua/aa/12.00.03/2016/02/01/031002004.doc.html (Дата обращения: 08.10.2017).
8. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36945/0c312832dba108270ca97b189aa65480e15a93f9 (Дата обращения: 08.10.2017).
9. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881 (Дата обращения: 09.10.2017).
10. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223 ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964 (Дата обращения: 09.10.2017).
11. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305 (Дата обращения: 09.10.2017).
12. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624 (Дата обращения: 09.10.2017).