Правовое регулирование и практика оказания услуг через МФЦ
Секция: Административное право; административный процесс
XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Правовое регулирование и практика оказания услуг через МФЦ
Аннотация. В настоящей статье проанализировано правовое обеспечение функционирования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг населению России. Приведена характеристика нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность МФЦ, а также освещен процесс создания и деятельности МФЦ на примере г. Екатеринбурга, а также даны некоторые рекомендации по улучшению работы организации.
Ключевые слова: многофункциональный центр; Екатеринбург; государственные и муниципальные услуги; законодательные и нормативные акты; приказы; постановления; коррупция.
Правовое регулирование предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляемое через многофункциональные центры (далее - МФЦ), регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [1, с.45-49]. Принятие данного нормативного акта есть важнейший результат административной реформы, проводимой в период с 2004 по 2010 года.
Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах всех без исключения территориальных образованиях осуществляется в строгом соответствии с указанным выше нормативно-правовым актом. С целью уточнения и разъяснения некоторых его положений был издан целый ряд подзаконных документов разного уровня и юридической значимости.
Кстати говоря, создание многофункциональных центров, предоставляющих населению государственные и муниципальные услуги, замысливалось ещё до принятия закона № 210-ФЗ. Предложение по их организации было включено в «Концепцию административной реформы в России в 2006 - 2010 гг.» и «Концепцию формирования в России электронного правительства до 2010 г.» [2, с. 11] Результатом стало образование пробных многофункциональных центров в ряде субъектов РФ. В целом эксперимент удался, но, несмотря на положительный опыт, был выявлен и ряд недостатков, самый существенный из которых заключался в неопределенности и отсутствии какого-либо статуса вновь испечённого органа. Причиной, на мой взгляд, стал факт самостоятельного принятия решения каждым субъектом при выборе формы такого центра и регламентации его деятельности. Такое положение вещей стало возможным в связи с особенностью каждого конкретного региона, в котором образовались подобные центры предоставления услуг. Поэтому при сравнении полученных результатов стали появляться нестыковки, которые в будущем могли серьезно осложнить порядок работы центром по предоставлению государственных и муниципальных услуг. В первую очередь это сказалось бы именно на гражданах (разный порядок подачи и получения документов, перечень необходимых документов, сумма вносимой государственной пошлины и т.д.). При наличии таких разногласий была бы потеряна сама концепция создания подобных органов.
И всё-таки, несмотря на недочёты, эксперимент оказался удачным. Созданные центры получили своих клиентов, которые давали положительные отзывы. Впервые за долгое время люди начали экономить своё время, ранее тратившееся в бесконечных очередях к очередному чиновнику для получения очередной справки. Кроме того, появление подобных центров резко снизило коррупционную составляющую в работе должностных лиц и организаций, поскольку сам процесс предоставления услуг стал максимально прозрачен и публичен. Соответственно у чиновников исчез соблазн рассчитывать на дополнительное «вознаграждение» за исполнение своих непосредственных обязанностей.
В настоящее время центры предоставления государственных и муниципальных услуг созданы и функционируют во всех субъектах Российской Федерации. Начиная с 2014 года растет число предоставляемых услуг и на данный момент, граждане могут решить свои проблемы в практически во всех сферах. Им предоставляются порядка четырёхсот видов различных государственных услуг, в том числе и информационных. Их перечень практически идентичен, отличия есть лишь регионального масштаба (местные услуги).
Взаимодействие между многофункциональным центром и органами государственной и власти субъекта федерации осуществляется на основании заключенного между ними соглашения. Требования к соглашению изложены в Постановлении Правительства РФ от 27 сентября 2011 №797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления»[3, с. 22-24]. Данный документ регламентирует основные условия, при которых осуществляется взаимодействие между многофункциональными центрами с органами власти. Кроме того, в нём предусмотрен порядок заключения соглашения о взаимодействии, а также утверждается список услуг, которые предоставляет многофункциональный центр. В перечень включены первоочередные слуги, предоставление которых ведется на всей без исключения территории Российской Федерации.
Порядок и механизм передачи функций от государственных и муниципальных органов частным субъектам через многофункциональные центры должен быть максимально понятным и доступным. Не должны искусственно создаваться какие-либо препятствия и утяжеляться механизм передачи этих функций. Указанные вопросы конкретизируются в Примерной форме соглашения, разработанного Министерством экономического развития России [4, с. 76]. Этот документ имеет ряд недостатков, поэтому должен применяться с известной долей осторожности. В частности, в нём не определён порядок материально-технического и финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг. Прописан лишь факт осуществления их за счёт средств бюджета соответствующего органа власти. Данный пробел может создать трудности при организации деятельности многофункционального центра и требует детализации.
Законодатель предусмотрел три уровня, на которых осуществляется оказание услуг: федеральный, региональный, местный. Каждый из уровней имеет свои особенности. Так, например, в субъектах Российской Федерации в пределах их компетенции принимаются нормативно-правые акты, содержащие перечень дополнительных услуг, и одновременно в него не входят услуги, предоставляемые на федеральном уровне. Рождается некое правовое противоречие. В связи с этим особую значимость приобретает Постановление Правительства РФ № 797, в котором, органам местного самоуправления рекомендуется «утвердить перечни муниципальных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональных центрах; принять меры по обеспечению организации предоставления в многофункциональных центрах муниципальных услуг, включенных в указанные перечни» [3, с. 23].
Для получения наибольшего эффекта от деятельности центров предоставления государственных и муниципальных услуг целесообразно принимать в штаты специалистов, компетентных в различных сферах деятельности, в которых предоставляются услуги. В идеале – это экономист, правовед, социолог, психолог, при этом имеющий опыт административной работы и умеющий организовать такую работу. Поэтому один из авторов создания многофункциональных центров предлагает «дифференцировать функции работников МФЦ по комплексу критериев: отраслевой принадлежности и уровню экспертной компетентности, что приведет к рационализации профессиональной деятельности» [6, с.8]. Также для повышения уровня обслуживания и недопущения текучки кадров необходимо регулярно проводить психологические тренинги с работниками МФЦ с привлечением специалистов, а также повышать квалификацию сотрудников.
В Екатеринбурге деятельность многофункциональных центров помимо федеральных законодательных актов регламентируется приказом Администрации г. Екатеринбурга от 25.10.2013 года № 23/41/0138 «Об утверждении Ведомственной целевой программы «Обеспечение деятельности Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг муниципального образования «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы» [5, с. 2]. Этот приказ обновляется каждый год и публикуется на официальном портале Администрации города. В настоящее время в Екатеринбурге создано и функционирует тринадцать многофункциональных центров. Адреса, режим работы, номера телефонов и прочая актуальная информация об учреждениях содержится на официальном сайте. Как видно из программы, политика муниципалитета чётко направлена на централизованное решение «под ключ» (или в режиме «одного окна») задач и проблем населения через МФЦ и сайт Госуслуг.
Подводя итог сказанному, необходимо признать, что деятельность МФЦ весьма эффективна. Во-первых, достигнута основная цель – повышено качество предоставления услуг путём устранения прямого общения между гражданами и чиновниками. Во-вторых, процедура получения публичных услуг стала гораздо проще, быстрее и комфортнее. Это подтверждено проведенными многочисленными социологическими опросами посетителей многофункциональных центров. Конечно, имеется ряд недостатков, но, учитывая, что данные центры функционируют сравнительно недавно, они постепенно устраняются. Благодаря тем же социологическим опросам и изучению общественного мнения со временем все недостатки будут учтены и устранены, а посещение многофункциональных центров будет занимать минимум времени и давать возможность получить максимум услуг. Отдельно хотелось бы сделать акцент на профессионализме и компетентности сотрудников центров, поскольку от этих качеств зависит уровень предоставленной услуги и рейтинг самой организации.