Статья:

Правовое регулирование и практика оказания услуг через МФЦ

Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Костенко Е.И., Дзюба О.Н. Правовое регулирование и практика оказания услуг через МФЦ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(31). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 53-57.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование и практика оказания услуг через МФЦ

Костенко Екатерина Игоревна
магистрант, Уральский институт управления, РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург
Дзюба Ольга Николаевна
канд. юрид. наук, доц. Уральский институт управления, РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В настоящей статье проанализировано правовое обеспечение функционирования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг населению России. Приведена характеристика нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность МФЦ, а также освещен процесс создания и деятельности МФЦ на примере г. Екатеринбурга, а также даны некоторые рекомендации по улучшению работы организации.

 

Ключевые слова: многофункциональный центр; Екатеринбург; государственные и муниципальные услуги; законодательные и нормативные акты; приказы; постановления; коррупция.

 

Правовое регулирование предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляемое через многофункциональные центры (далее - МФЦ), регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [1, с.45-49]. Принятие данного нормативного акта есть важнейший результат административной реформы, проводимой в период с 2004 по 2010 года.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах всех без исключения территориальных образованиях осуществляется в строгом соответствии с указанным выше нормативно-правовым актом. С целью уточнения и разъяснения некоторых его положений был издан целый ряд подзаконных документов разного уровня и юридической значимости.

Кстати говоря, создание многофункциональных центров, предоставляющих населению государственные и муниципальные услуги, замысливалось ещё до принятия закона № 210-ФЗ. Предложение по их организации было включено в «Концепцию административной реформы в России в 2006 - 2010 гг.» и «Концепцию формирования в России электронного правительства до 2010 г.» [2, с. 11] Результатом стало образование пробных многофункциональных центров в ряде субъектов РФ. В целом эксперимент удался, но, несмотря на положительный опыт, был выявлен и ряд недостатков, самый существенный из которых заключался в неопределенности и отсутствии какого-либо статуса вновь испечённого органа. Причиной, на мой взгляд, стал факт самостоятельного принятия решения каждым субъектом при выборе формы такого центра и регламентации его деятельности. Такое положение вещей стало возможным в связи с особенностью каждого конкретного региона, в котором образовались подобные центры предоставления услуг. Поэтому при сравнении полученных результатов стали появляться нестыковки, которые в будущем могли серьезно осложнить порядок работы центром по предоставлению государственных и муниципальных услуг. В первую очередь это сказалось бы именно на гражданах (разный порядок подачи и получения документов, перечень необходимых документов, сумма вносимой государственной пошлины и т.д.). При наличии таких разногласий была бы потеряна сама концепция создания подобных органов.

И всё-таки, несмотря на недочёты, эксперимент оказался удачным. Созданные центры получили своих клиентов, которые давали положительные отзывы. Впервые за долгое время люди начали экономить своё время, ранее тратившееся в бесконечных очередях к очередному чиновнику для получения очередной справки. Кроме того, появление подобных центров резко снизило коррупционную составляющую в работе должностных лиц и организаций, поскольку сам процесс предоставления услуг стал максимально прозрачен и публичен. Соответственно у чиновников исчез соблазн рассчитывать на дополнительное «вознаграждение» за исполнение своих непосредственных обязанностей.

В настоящее время центры предоставления государственных и муниципальных услуг созданы и функционируют во всех субъектах Российской Федерации. Начиная с 2014 года растет число предоставляемых услуг и на данный момент, граждане могут решить свои проблемы в практически во всех сферах. Им предоставляются порядка четырёхсот видов различных государственных услуг, в том числе и информационных. Их перечень практически идентичен, отличия есть лишь регионального масштаба (местные услуги).

Взаимодействие между многофункциональным центром и органами государственной и власти субъекта федерации осуществляется на основании заключенного между ними соглашения. Требования к соглашению изложены в Постановлении Правительства РФ от 27 сентября 2011 №797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления»[3, с. 22-24]. Данный документ регламентирует основные условия, при которых осуществляется взаимодействие между многофункциональными центрами с органами власти. Кроме того, в нём предусмотрен порядок заключения соглашения о взаимодействии, а также утверждается список услуг, которые предоставляет многофункциональный центр. В перечень включены первоочередные слуги, предоставление которых ведется на всей без исключения территории Российской Федерации.

Порядок и механизм передачи функций от государственных и муниципальных органов частным субъектам через многофункциональные центры должен быть максимально понятным и доступным. Не должны искусственно создаваться какие-либо препятствия и утяжеляться механизм передачи этих функций. Указанные вопросы конкретизируются в Примерной форме соглашения, разработанного Министерством экономического развития России [4, с. 76]. Этот документ имеет ряд недостатков, поэтому должен применяться с известной долей осторожности. В частности, в нём не определён порядок материально-технического и финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг. Прописан лишь факт осуществления их за счёт средств бюджета соответствующего органа власти. Данный пробел может создать трудности при организации деятельности многофункционального центра и требует детализации.

Законодатель предусмотрел три уровня, на которых осуществляется оказание услуг: федеральный, региональный, местный. Каждый из уровней имеет свои особенности. Так, например, в субъектах Российской Федерации в пределах их компетенции принимаются нормативно-правые акты, содержащие перечень дополнительных услуг, и одновременно в него не входят услуги, предоставляемые на федеральном уровне. Рождается некое правовое противоречие. В связи с этим особую значимость приобретает Постановление Правительства РФ № 797, в котором, органам местного самоуправления рекомендуется «утвердить перечни муниципальных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональных центрах; принять меры по обеспечению организации предоставления в многофункциональных центрах муниципальных услуг, включенных в указанные перечни» [3, с. 23].

Для получения наибольшего эффекта от деятельности центров предоставления государственных и муниципальных услуг целесообразно принимать в штаты специалистов, компетентных в различных сферах деятельности, в которых предоставляются услуги. В идеале – это экономист, правовед, социолог, психолог, при этом имеющий опыт административной работы и умеющий организовать такую работу. Поэтому один из авторов создания многофункциональных центров предлагает «дифференцировать функции работников МФЦ по комплексу критериев: отраслевой принадлежности и уровню экспертной компетентности, что приведет к рационализации профессиональной деятельности» [6, с.8]. Также для повышения уровня обслуживания и недопущения текучки кадров необходимо регулярно проводить психологические тренинги с работниками МФЦ с привлечением специалистов, а также повышать квалификацию сотрудников.

В Екатеринбурге деятельность многофункциональных центров помимо федеральных законодательных актов регламентируется приказом Администрации г. Екатеринбурга от 25.10.2013 года № 23/41/0138 «Об утверждении Ведомственной целевой программы «Обеспечение деятельности Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг муниципального образования «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы» [5, с. 2]. Этот приказ обновляется каждый год и публикуется на официальном портале Администрации города. В настоящее время в Екатеринбурге создано и функционирует тринадцать многофункциональных центров. Адреса, режим работы, номера телефонов и прочая актуальная информация об учреждениях содержится на официальном сайте. Как видно из программы, политика муниципалитета чётко направлена на централизованное решение «под ключ» (или в режиме «одного окна») задач и проблем населения через МФЦ и сайт Госуслуг.

Подводя итог сказанному, необходимо признать, что деятельность МФЦ весьма эффективна. Во-первых, достигнута основная цель – повышено качество предоставления услуг путём устранения прямого общения между гражданами и чиновниками. Во-вторых, процедура получения публичных услуг стала гораздо проще, быстрее и комфортнее. Это подтверждено проведенными многочисленными социологическими опросами посетителей многофункциональных центров. Конечно, имеется ряд недостатков, но, учитывая, что данные центры функционируют сравнительно недавно, они постепенно устраняются. Благодаря тем же социологическим опросам и изучению общественного мнения со временем все недостатки будут учтены и устранены, а посещение многофункциональных центров будет занимать минимум времени и давать возможность получить максимум услуг. Отдельно хотелось бы сделать акцент на профессионализме и компетентности сотрудников центров, поскольку от этих качеств зависит уровень предоставленной услуги и рейтинг самой организации.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г.№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179; 2015. N 1 (ч. I). Ст. 67
2. Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г.№ 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2372; 2009. N 12. Ст. 1429.
3. Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» (вместе с «Положением о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления») // СЗ РФ. 2011. № 40. Ст. 5559.
4. Приказ Минэкономразвития России от 18 января 2012 г. № 13 «Об утверждении примерной формы соглашения о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 19.
5. Приказ Администрации г. Екатеринбурга от 25.10.2013 года № 23/41/0138 «Об утверждении Ведомственной целевой программы «Обеспечение деятельности Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг муниципального образования «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы»//официальный портал администрации г. Екатеринбурга.
6. Дорошенко Н.Н. Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг как социально-управленческий институт и предмет социологического анализа: Автореф. дис. ... канд. социолог. наук. СПб., 2014.