Криминалистическое моделирование личности неизвестного преступника
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(21)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(21)
Криминалистическое моделирование личности неизвестного преступника
Идентификация лиц, совершающих преступления, является приоритетной задачей в работе правоохранительных органов. Данные о состоянии преступности в России показывают чрезвычайное увеличение роста преступных посягательств, повышение профессионализма преступников, увеличение числа преступлений, которые не раскрываются из-за неспособности выявить виновных в совершении преступления.
На данный момент раскрывать отдельные теоретические позиции и практические рекомендации для изучения человека, совершившего преступление, не упорядочены, они разбросаны, а иногда и противоречивы, что создает трудности в их применении на практике.
В большинстве случаев идентификация понятия лица, совершившего преступление, в частности, с подозреваемым, обвиняемым, ведущим к тому, что наиболее изучается в науке, является методологическими и методологическими вопросами.
На сегодняшний день в развитии криминалистики можно утверждать о необходимости изучения и применения методологии психологического профилирования. Фактически, создание психологического профиля неизвестного преступника представляет собой сложный процесс получения информации психологического характера, наличия специальных признаков и создания идеальной модели неизвестного человека, совершившего преступление, что имеет большое значение для его развития и развития криминалистики в целом.
В судебной литературе существует несколько подходов к установлению концепции «психологического профиля неизвестного преступника». Некоторые ученые рассматривают психологический профиль как метод поисково-восстановительного или психологического анализа с использованием поэтапной реконструкции. В частности, Ф. С. Суфанов отмечает, что составление портрета является подходом к поиску и реконструкции, поскольку оно основано на поведенческом анализе следов криминального инцидента, результатом которого является предполагаемое описание психологически значимых характеристик неизвестного лица совершивших преступление [8, с. 2].
Как считает И.М. Лузгин, ретроспективное моделирование позволяет мысленно воспроизвести картину события. Чувственные образы в структуре этой модели возникают в результате ознакомления следователя с местом происшествия, орудиями преступления, следами [5, с. 46]. Идентификация психологических характеристик лица неизвестного преступника возможна в условиях прямого наблюдения со стороны следователя или места преступления, привлеченного специалистом, детального изучения материалов уголовного дела, результатов проведенных экспертных исследований и их дальнейшее отражение в модели личности неизвестного преступника, построенного при формировании психологического профиля.
Взгляды ученых на концепцию моделирования очень разные. Отношения с этим могут быть сгруппированы по количеству этапов работы с информацией о трассировке, которая охватывает концепцию «моделирования».
В.С. Дробатухин определяет моделирование как процесс идентификации наиболее значимых для конкретного случая свойств объекта, формирования на их основе модели и последующего исследования или практического применения [2, с. 232]. Из этого видим, что процесс моделирования начинается с изучения свойств объекта моделирования.
В.А. Образцов под криминалистическим моделированием понимает процесс построения, изучения и использования моделей познавательных объектов и познающих систем в уголовном судопроизводстве [6, с.400].
Д.А. Степаненко, понимает моделирование как практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не этот, интересующий исследователя объект, а вспомогательный, искусственно созданная или естественная система [7, с. 22]. Г.А.Зорин дает такое понятие: ‹‹ Моделирование - это исследование объектов на их моделях в связи с расследуемым преступлением›› [4, с. 608].
На мой взгляд кажется наиболее удачной, точка зрения о том, что моделирование должно включать создание модели и ее использование в процессе расследования преступления.
Существуют также различные точки зрения о том, что такое криминалистическое моделирование - метод или процесс. Я буду рассматривать моделирование как процесс. На мой взгляд, при моделировании личности неизвестного преступника речь идет о надлежащем и надлежащем структурировании информации, полученной с помощью целого ряда методов, для удобства ее использования и сравнения с людьми, которые могут быть замешаны в совершении преступлений. Итак, при моделировании личности неизвестного преступника необходимо понять процесс объединения в единую информационную систему криминологически значимой информации о ее признаках и свойствах, полученных с учетом идеальных и материально отображаемых следов преступлений.
Структура криминалистической модели человека как живого организма, но для его создания, в том числе для тех, кто может быть полезен для отслеживания неизвестных лиц, назначая и проверяя следственные, оперативно-поисковые и экспертные версии, планируя расследование. Основными элементами структуры криминалистической модели человека являются признаки, которые могут быть идентифицированы и сгруппированы в соответствии с целью, опытом моделирования, характером источников информации.
Только на основе неизвестных преступников, которые могут содержать информацию о нем, без прямого контакта, косвенно, во время осмотра места происшествия, труп, расследование методов совершения преступления, скрытие преступлений и следов на месте происшествия, оставленный преступником, можно воссоздать, скажем, «контур», «контур» последнего.
Процесс моделирования личности неизвестного преступника при составлении психологического профиля имеет свои особенности, связанные со спецификой сбора и анализа психологической информации о совершенном преступлении.
Ю.Л. Дьяблова пишет, что моделирование подчинено собственным свойствам преступника. Информация о сопутствующих характеристиках неизвестного преступника не распространяется непосредственно на человека, за исключением необходимых сопровождающих знаков [3, с. 228]. Минус сопутствующих признаков проявляется в том, что они могут быть изменены, но их нужно отражать в модели неизвестного преступника, так как данная модель должна содержать максимум информации, которыми обладает следователь.
Р.С. Белкин пишет, что когда речь идет об идентификации определенного человека, совершившего преступление, нужно рассмотреть все формы выражения личности вовне, то есть не только его поведение, но и свойства, по отражению которых, например на окружающий обстановке, можно идентифицировать субъекта [1, с. 338].
Таким образом, процесс создания психологического профиля представляется в виде моделирования психологических (в частности поведенческих) особенностей неизвестного преступника. Психологический профиль такого лица — это его идеальная модель, которая содержит информацию психологического характера, и способствует выявлению и определению таких черт личности неизвестного преступника, которые помогут диагностике последнего, его установлению и обнаружению. Криминалистическая модель неизвестного преступника следует оценивать как один из рабочих инструментов следователя, в процессе расследования преступления совершенного неизвестным преступником, а не в качестве доказательства.